В день выхода этого номера газеты в Хвалынске должно состояться заседание коллегии областного министерства молодежной политики, спорта и туризма. На нем наверняка будет произнесено много прекрасных слов о том, каким потенциально привлекательным для туристов регионом является Саратовская губерния, и какие амбициозные планы вынашивает по поводу туризма областная власть
В день выхода этого номера газеты в Хвалынске должно состояться заседание коллегии областного министерства молодежной политики, спорта и туризма. На нем наверняка будет произнесено много прекрасных слов о том, каким потенциально привлекательным для туристов регионом является Саратовская губерния, и какие амбициозные планы вынашивает по поводу туризма областная власть.
Но до 2025 года внутренний туризм на территории Саратовской области будет, скорее всего, развиваться ровно так же, как и раньше. Наши чиновники могут сколь угодно много радоваться за талантливых студентов и их идеи новых туристических маршрутов и произносить громкие слова о наших светлых туристических перспективах. Но работают они в соответствии с законодательно утвержденными документами и программами. При взгляде на них складывается впечатление, что развитие туризма в регионе пока выглядит не слишком убедительным даже на бумаге.
Внутренний туризм в Саратовской области - тема настолько давно и сильно «заболтанная», с таким количеством псевдопредметных и безрезультатных обсуждений, совещаний, «круглых столов», экспертных опросов и громких слов о нашем прекрасном туристическом будущем и, одновременно, с таким не впечатляющим настоящим, что лишний раз повторять многократно сказанное смысла нет.
Однако в Стратегии развития области до 2025 года развитие туризма прописано отдельным разделом. Вместе с действующей областной целевой программой (ОЦП) по развитию туризма на 2011-2013 годы это позволяет понять, как именно представляет себе настоящее и будущее туриндустрии областная власть.
Может быть когда-нибудь
При чтении раздела про туризм в Стратегии вопросы возникают с первых строк. «Стратегической целью развития сферы туризма является формирование положительного туристского имиджа Саратовской области на российском рынке туристских услуг, повышение качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг», указано в документе. То есть, цель развития туризма в нашем регионе - вовсе не подъем экономики и бизнеса, с которыми связано увеличение налоговых сборов, появление новых компаний и предпринимателей, рост сельского хозяйства и общественного питания, строительство малых и больших гостиниц и все такое прочее. Цель - не превращение туризма в «дойную корову» для местной экономики, как можно было бы надеяться. Цель - «формирование имиджа», которое может получиться, а может и нет. Причем и сам имидж - явление сложно просчитываемое, а в случае регионального развития - еще и крайне расплывчатое.
Для реализации этой удивительной цели разработчиками сформулированы три задачи. Первая дословно повторяет саму цель - про имидж. В приличном саратовском вузе письменную работу с таким «ляпом» в разделе «Цели и задачи» вернут сразу же, потому что цели - это одно, а задачи - другое. Но в Стратегии, как ни странно, это прокатило.
Смотрим на две оставшиеся задачи. Это предельно общее «развитие самодеятельного спортивного и культурного видов туризма, стимулирование создания нового туристского продукта, включающего ресурсы муниципальных районов области» и куда более конкретное «создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Хвалынские холмы».
В разделе «историко-этнографический туризм» указано, что «главной точкой роста по этому виду туризма станет включение места приземления Ю.А. Гагарина в перечень региональных предложений туристско-экскурсионного обслуживания, популяризация маршрута «Саратов. Космос. Гагарин», который должен стать к 2015 году ежегодным». На месте приземления планируется «создание туристско-рекреационного комплекса, включающего музей военной техники (из фонда музея дальней авиации г. Энгельса), передвижной парк аттракционов и другие объекты». Идея понятна, но напрягает срок - все это великолепие, может быть, появится (а может, и нет) лишь к 2025 году.
Военно-исторический и этнографический туризм чиновники хотят развивать на базе Государственного музея Боевой славы и Национальной деревни на Соколовой горе. А некоторые районы области отнесены к «перспективным точкам роста» сельского туризма. Где при этом десять городов Саратовской области, имеющих официальный статус «исторических населенных мест РФ», где бывшие немецкие колонии с сохранившимися до сих пор остатками готических храмов, где хрестоматийные русские деревни - не понятно. Почему упор в этнографическом туризме сделан именно на потешную Национальную деревню, а не на реальные сельские поселения, остается загадкой.
Зона в дымке
Особое место в Стратегии отводится особой экономической зоне «Хвалынские холмы». Раньше эту идею чиновники, по крайней мере, обсуждали и что-то обещали. Но в последнее время в этом направлении - информационная тишина. Проектирование должно было закончиться еще в 2011-м, и тогда же в Хвалынске должны были даже начать возведение объектов особой экономической зоны. Однако пока сроки воплощения этой грандиозной идеи область, похоже, срывает. При этом масштаб проблем, которые власти нужно решить, чтобы сделать из Хвалынска не потенциально, а реально привлекательное для туристов место, чрезвычайно велик.
Начнем с того, что до Хвалынска не так просто добраться даже, скажем, из Саратова, не говоря уже про другие точки земного шара. Конечно, счастливые обладатели автомобилей, живущие в области, могут приехать туда по нашим поражающим воображение человека XXI века дорогам. Но сверхзадача-то выше: это «формирование на территории области туристско-рекреационного кластера межрегионального значения». Так что в Хвалынске будут ждать туристов по меньшей мере из соседних регионов страны, а по большей - откуда угодно. В Хвалынск пока нельзя ни доехать по железной дороге, ни доплыть летом на маршрутном судне, ни долететь на самолете. Поэтому, если нет автомобиля (а в случае иногородних туристов это вариант по умолчанию), остаются только автобусы. Обычный рейсовый из Саратова тащится до Хвалынска (через Маркс и Балаково) 5,5 часов. В Турцию из Саратова можно долететь быстрее.
Между тем, кроме «Хвалынских холмов» у области есть и другие точки, куда можно было бы приложить как всегда скудные финансовые ресурсы. Скажем, отремонтировать до блеска улицу Революционную в Вольске, ведущую от Волги до восстановленного Троицкого храма. В области давно носятся с девизом «Вольск-городок - Петербурга уголок», но дальше этой параллели, увы, не идут. Почему бы не поставить цель сделать за ближайшие года три один конкретный Вольск аналогом Плёса для пассажиров круизных кораблей? Если главная улица будет действительно качественно стилизована под старый Петербург или европейские города, в едином стиле, с кафе, сувенирными лавками, всякими милыми взору туриста вывесками типа «Трактиръ», за пару часов стоянки в Вольске гости просто не успеют рассмотреть остальные улицы старого города.
Однако подобных сценариев или проектов в документах власти нет. Зато делается упор на туристических ресурсах Саратова, которые и без всякой Стратегии вниманием в ближайшие 12-13 лет обделены все равно не будут.
Вообще никак не разработаны пока и идеи культурно-развлекательных туристических проектов, связанные с едой и гастрономией. Это чрезвычайно модное направление во всем мире называют локомотивом развития не только индустрии общественного питания, но и, что еще более важно, сельского хозяйства. Знаменитое на весь мир ежегодное помидорное побоище Ла Томатина в крохотном городке Буньоль в Испании проводится уже полвека. Население городка - 10 тысяч человек (примерно как в Базарном Карабулаке). Покидаться помидорами туда приезжают десятки тысяч людей из разных стран мира. Кто из жителей Буньоля променяет это веселье на химическое или металлургическое производство? В соседней Волгоградской области, кстати, уже придумали проводить нечто похожее, но на арбузной «платформе». Как скоро министерство туризма отважится на «межведомственное взаимодействие» с министерством сельского хозяйства, чтобы понять, где и что подобное можно проводить в нашем регионе?
Формальное будущее
Показательно, что последняя редакция Стратегии, принятая уже при губернаторе Радаеве, содержит даже более размытые формулировки, чем «ипатовская». К примеру, прежде в документе указывалось, что в результате создания особой экономической зоны в Хвалынске турпоток увеличится со 130 тысяч человек до 250 тысяч уже к 2015 году, а объем налоговых поступлений составит «около 45 миллионов рублей». Развитие туризма в целом, как обещали чиновники во времена Ипатова, позволит довести объем платных туристских услуг «до 2 млрд рублей с ростом в 2,6 раза», увеличить турпоток в 4,3 раза, а площадь номерного фонда гостиниц, отелей и мотелей - в 4,3 раза.
В Стратегии правительства Радаева цифры по услугам, налогам и гостиницам отсутствуют вообще, а турпоток к 2015 году увеличится «в 4-5 раз». От какой планки его считают, не понятно.
Некоторые строки ОЦП развития туризма до 2013 года откровенно раздражают. К факторам, сдерживающим развитие туризма в Саратовской области, авторы ОЦП относят в первую очередь «слабую маркетинговую политику» по продвижению Саратова на российский и международный рынок и «незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ о туристском потенциале области», недостаточное для формирования пресловутого «туристского имиджа Саратовской области». А уж потом - отсутствие гостиниц, комфортабельного транспорта, предприятий общепита, плачевное состояние дорог и объектов культурного и природного наследия и все остальные беды. Вопрос: зачем вкладывать бюджетные деньги в рекламу и маркетинг того, что пока так плохо по качеству? Что толку в многочисленных туристических выставках и буклетах, если любой иногородний турист или командировочный, который сталкивался с нашими дорогами или гостиницами, не только сам не захочет больше приехать, но и всем знакомым отсоветует?
Среди «показателей результатов реализации программы» нет ни налогов, ни доходов. Хотя все же присутствуют увеличение турпотоков и создание новых рабочих мест. Зато в числе «ожидаемых результатов» от программы можно увидеть возмутительно неконкретное «удовлетворение потребности населения области, российских и иностранных граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям». Или, к примеру, «увеличение количества проведенных для представителей СМИ и туроператоров рекламно-информационных туров до 4 единиц». Если «до 4-х» - это «увеличение», то что же было взято за точку отсчета? Очевидно, ноль? Кроме того, в прежних редакциях программы можно было встретить «до 3 ед./год». В последней редакции поступили хитрее, сократив результат до 4 туров вообще, за все годы действия ОЦП.
Есть в будущих результатах и «переобучение гидов-экскурсоводов в количестве до 105 человек». Но есть ли смысл делать это сейчас, если пока все еще не понятно, какие совершенно конкретные туристические продукты мы можем «продавать» внешнему рынку? Это значит буквально ставить телегу впереди лошади. Более того: можно не сомневаться, что при наличии суперпопулярного туристского продукта и сами экскурсоводы подтянут свой уровень, и бизнес найдет, как и на что их переобучить. В этой связи вспоминается Краснодарский край РФ, где любой таксист, работающий на территории Большого Сочи, даст фору в краеведении любому музейному сотруднику. Водитель экскурсионного микроавтобуса, который крутит баранку и одновременно через микрофон на весь салон рассказывает исторические факты, рекомендуя, в какую сторону повернуть голову, чтобы увидеть ту или иную достопримечательность, - явление нередкое. И вряд ли такие водители-экскурсоводы участвовали в курсах переобучения гидов. Просто они хотят зарабатывать на туристах, потому и развиваются сами.
Понятно, что на любую критику документов нынешняя команда министерства и правительства в целом может сказать, что программы составляли еще «ипатовские», а чиновники обязаны соблюдать законы и выполнять утвержденные программы. Традиционным аргументом остается и безденежье. Однако при огромном желании радикальных перемен и новая команда вполне могла бы инициировать серьезные поправки в ОЦП и расставить совершенно иные приоритеты в главе про туризм в Стратегии до 2025 года.
Срочно требуется Менеджер
И Дмитрия Аяцкова, и Павла Ипатова неоднократно призывали отдать туризм в ведение министерства экономики. Но и тогда, и, похоже, сейчас эта отрасль воспринимается властью как нечто из категории «социалки», которая лишь вечно требует денег.
Первым стратегическим шагом власти на пути к реальному развитию туризма как бизнеса должно быть переподчинение туристического направления под ответственность экономического блока правительства. Возможно, необходима даже отдельная структура во главе со специалистом, который не только имеет реальные достижения в этой сфере, но и, что еще более важно, признан профессиональным сообществом и способен говорить с ним на одном языке.
В настоящее время, несмотря на все усилия и громкие слова, область - аутсайдер по развитию туризма. Немецкие храмы и бывшие переселенческие города рушатся, села и деревни пустеют, традиции и история мало кому нужны, кроме энтузиастов, местные турбазы стремятся задрать ценники поближе к прайсам турецких отелей, а многие жители области вообще не знают, в каком уникальном регионе они живут. Если власть будет смотреть на туризм с прежних позиций, у нас и в 2025 году будет лишь пресловутый «огромный потенциал» и пустынная площадка с жутковатыми барельефами на месте приземления Гагарина, о которой пару раз в год будут вспоминать на коллегиях и «круглых столах».