На этой неделе я прочитала в журнале «Русский Репортер» статью про парикмахера. Она ездит стричь людей в поселок под названием Бомнак, это в Амурской области. Добраться до поселка можно только по водохранилищу, дороги по земле просто нет. Летом люди плавают на моторных лодках, а зимой ездят на машинах прямо по льду. В Саратовской области тоже есть населенные пункты, добраться до которых очень сложно. Дело не в водохранилищах и не в непроходимой тайге. Просто нет дорог, и всё тут
На этой неделе я прочитала в журнале «Русский Репортер» статью про парикмахера. Она ездит стричь людей в поселок под названием Бомнак, это в Амурской области. Добраться до поселка можно только по водохранилищу, дороги по земле просто нет. Летом люди плавают на моторных лодках, а зимой ездят на машинах прямо по льду. В Саратовской области тоже есть населенные пункты, добраться до которых очень сложно. Дело не в водохранилищах и не в непроходимой тайге. Просто нет дорог, и всё тут.
Такие выводы можно было сделать, послушав выступление председателя комитета дорожного хозяйства Николая Чурикова. По старой доброй традиции руководитель комитета отчитывался об итогах года на заседании соответствующей коллегии. Итоги были удручающими. Возможно, собравшиеся так и не думали, однако названные Чуриковым цифры наводили тоску.
Для начала немного статистики. Общая протяженность дорожной сети в Саратовской области составляет примерно 27 тысяч километров. Из них 720 километров - это дороги федерального значения, более 10 тысяч - регионального и 16 тысяч - дороги местного значения. По словам Николая Чурикова, состояние региональных дорог уже достигло критического уровня - они не отвечают нормативным требованиям, почти вся опорная сеть (а это тысяча километров) изношена и требует ремонта. Критический уровень, как отметил председатель комитета, - это уже социально-экономическая проблема всей области, а не одного только комитета дорожного хозяйства. За последние 6 лет отремонтировано только 150 километров дорог, это всего 14% от региональной дорожной сети. Оставшиеся без ремонта 8,5 тысячи километров Чуриков назвал «накопленным недоремонтом».
А копится «недоремонт» не только из-за проклятого недофинансирования, но и по вине большегрузов. «Обязательным условием недопущения накопления недоремонта автодорог является строгий контроль за весовыми параметрами автотранспортных средств, - монотонно зачитал Чуриков. - Большинство дорог построены более 30 лет назад по старым техническим требованиям, в соответствии с которыми конструкции дорожной одежды рассчитаны на осевую нагрузку не более 6 тонн». По подсчетам комитета, большегрузы ежегодно наносят дорожному хозяйству огромный ущерб - не менее 300 млн рублей. Бороться с этим предлагают с помощью служб весового контроля. Минимальная стоимость одного стационарного пункта - 54 млн рублей, передвижной пункт весового контроля обойдется значительно дешевле - примерно в 2 млн рублей. В 2013 году, кстати, планируется приобрести два таких передвижных поста.
В прошлом году комитет занимался в основном сохранением дорожной сети, а никак не ее развитием. Все дело, конечно, в деньгах. Финансирования, жалуется Чуриков, не хватает катастрофически. И это несмотря на то, что в прошлом году «страна вернулась к системе финансирования дорожной деятельности из дорожных фондов». Николай Чуриков не преминул напомнить о роли народного губернатора в создании в области «законодательной основы деятельности дорожного хозяйства». «Впервые мы получили механизм решения проблем, - прочитал по листочку председатель комитета. - Однако не стоит ждать стремительного взлета показателей развития дорожного хозяйства. Проблемы нельзя решить за короткий срок. К тому же скорость разрушения сети дорог значительно превышает темпы роста финансирования работ по ее ремонту и содержанию». Поверьте, Николай Николаевич, никто уже давно не ждет «стремительных взлетов». Это было бы по меньшей мере наивно.
Отремонтировать в прошлом году удалось лишь 28 километров дорог, и это по всей области. Правда, народный губернатор, не уставал напоминать Чуриков, посодействовал привлечению целого миллиарда рублей из федерального бюджета и двухсот миллионов из областного. На эти средства было построено немногим более 16 км сельских дорог. Представляете? 1 миллиард 200 миллионов рублей на 16 км сельских дорог. Без комментариев, что называется. И вот эти 16 километров дорог, между прочим, позволили обеспечить жителей нескольких поселков (почти полторы тысячи человек) «постоянной круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования». Слово «круглогодичной» радует особенно сильно. И речь ведь идет не о жителях того самого поселка Бомнак в Амурской области. Председатель комитета говорил о Ртищевском, Краснопартизанском, Ершовском и Саратовском районах.
А еще были деньги дорожного фонда. Их в прошлом году тоже тратили. Так, 950 миллионов ушло на субсидии местным бюджетам. На эти деньги отремонтировали 976 кв. м дорог и дворовых территорий.
В этом году на дороги выделено 4,9 миллиарда рублей. Из них 1 млрд будет потрачен на субсидии местным бюджетам, а 3,9 млрд направят на ремонт региональных дорог. Причем, как и в прошлом году, упор будет делаться не на развитие дорожной сети, а на мероприятия по ее содержанию. Областные власти проведут инвентаризацию, выявят, где и какой ремонт нужен больше всего, ну а что останется (а останется вряд ли много) потратят непосредственно на ремонт. Помимо этого планируется привлечь средства из федерального бюджета (надо думать, не без помощи народного губернатора) на строительство 8 километров сельских дорог. Также в этом году будет обсуждаться закрытие на ремонт моста Саратов-Энгельс. Правда, теперь областные власти планируют лишь временно ограничить передвижение по мосту, не закрывая его полностью. На капремонт моста тоже будут клянчить из федеральной казны, поскольку требуется на эти цели 800 миллионов рублей.
Мрачное настроение, вызванное печальной статистикой, немного разбавляли приглашенные звезды. От регионального правительства выступал зампред Сергей Канчер, от областной думы - Леонид Писной. И если облдеп Писной время от времени вставлял дельные комментарии, то зампред Канчер сразу признался: «Я, конечно, не глубокий профессионал и не пытаюсь сейчас продемонстрировать свои глубокие знания в этом вопросе». Впрочем, убеждать собравшихся в этом не пришлось, все было понятно и так. Не дожидаясь своей возможности выступить с трибуны, зампред рубил правду-матку. Позволю себе несколько ярких цитат: «Мы больше говорим о том, какие конкретные темы мы решаем, но то ли случайно, то ли специально обходим тему, какое же основное предназначение у комитета дорожного хозяйства. Вероятно, что в общих чертах ответ будет такой: решение вопросов удовлетворения спроса населения в этих услугах в виде пользующимися автодорогами и так далее»; «Завтра-то мы что будем делать? А где технологии? Вот этим надо заниматься! Насколько мы эффективно используем те деньги, которые нам предложены? Добились ли мы итога, который ставим перед собой, который ставят перед нами жители области?»; «Песко-соляная смесь - ну, консервативней ничего придумать нельзя. Это было известно еще при Петре Первом. Я не говорю, что надо перестать ее использовать, но вы специалисты, предлагайте». Время от времени зампред просил «пояснить его реплику», чем вводил выступающих в ступор.
В отличие от власти исполнительной, власть законодательная была немногословна. Леонид Писной прошелся по основным проблемам. Так, выяснилось, что в некоторых районах во дворах кладут уже использованные асфальтобетонные смеси («с федеральной трассы сняли, привезли, раскатали»), а кое-кто абсолютно не понимает назначения Бюджетного кодекса и, расходуя деньги, позволяет себе недопустимые вольности. Леонид Александрович не скупился на метафоры и сравнения. «Конечно, хорошо, когда три женщины рядом и всех получается удовлетворить, - размышлял Писной. - Но в нашем возрасте и с одной-то не всегда получается». Удивительно, но столь странное сравнение подходило к ситуации как нельзя лучше.