24 февраля пройдет очередная церемония награждения премией «Оскар». Некоторые прогнозы, кто победит, сделать можно уже сегодня, но стопроцентно угадать лауреатов, разумеется, даже пытаться глупо: коллективное голосование профи - явление непредсказуемое, а Центризбирком в Американской Киноакадемии исторически не предусмотрен. В сегодняшнем обзоре речь пойдет о нескольких картинах, выдвинутых на премию по разным (чаще всего по нескольким) номинациям, а через неделю мы подведем итог и расскажем о фильмах, получивших-таки золотые статуэтки
24 февраля пройдет очередная церемония награждения премией «Оскар». Некоторые прогнозы, кто победит, сделать можно уже сегодня, но стопроцентно угадать лауреатов, разумеется, даже пытаться глупо: коллективное голосование профи - явление непредсказуемое, а Центризбирком в Американской Киноакадемии исторически не предусмотрен. В сегодняшнем обзоре речь пойдет о нескольких картинах, выдвинутых на премию по разным (чаще всего по нескольким) номинациям, а через неделю мы подведем итог и расскажем о фильмах, получивших-таки золотые статуэтки.
Девочка и скаут
«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom). США, 2012. Режиссер - Уэс Андерсон. Драма.
Действие фильма происходит в США в 1965 году - далеких временах, когда еще не было мобильных телефонов, компьютерных игр и политкорректности, а слишком умные и развитые детки вызывали в обществе, скорее, страх и отторжение, нежели сочувствие. Итак, из скаутского лагеря на островке Нью-Пензас (лагерем руководит застенчивый скаут-мастер Уард - Эдвард Нортон) убегает двенадцатилетний Сэм Шэкаски (Джаред Гилман). А из дома Бишопов, который стоит на другом конце острова, сбегает старшая дочь - юная Сюзи (Кара Хэйуорд). У Сэма нет родителей, а приемные от него отказались. Сюзи живет с отцом Уолтом (Билл Мюррей), мамой Лорой (Фрэнсис Макдорманд) и тремя малолетними братцами и тоже очень одинока: отец думает только о себе, у мамы роман с местным полицейским, капитаном Шарпом (Брюс Уиллис), а братья слишком малы, чтобы понять сестру. Пока Сюзи не познакомилась с Сэмом, ее друзьями были только книги и музыка; но теперь она влюбилась, и они с Сэмом решают бежать. Они путешествуют по лесу, пробираясь в заветный уголок острова - в бухточку, которую они назвали Королевством полной луны, - а их ищут: родители Сюзи, чтобы ее вернуть, скауты, чтобы восстановить свои ряды, капитан Шарп, чтобы спасти (надвигается ураган). А еще к острову приближается самолет с работницей социальной службы (Тильда Суинтон),чтобы отдать мальчика в приют или даже подвергнуть его электрошоку как социально опасного субъекта. В финале почти все положительные персонажи (а отрицательных почти не остается) спасают парочку влюбленных, Шарп решает усыновить мальчика, а ураган, который пронесся над островом, воспринимается очистительным катарсисом. Фильм необычайно трогательный (по интонации - нечто среднее между «Внимание, черепаха!» Ролана Быкова и «Ста днями после детства» Сергея Соловьева). Трогательности добавляют и дивный саундтрек (оригинальная музыка Александра Деспла плюс богато аранжированный «Ноев ковчег» Бенжамена Бриттена). При бюджете в 16 миллионов долларов фильм собрал созвездие актеров, включая Харви Кейтеля (начальник скаутов), Джейсона Шварцмана (кузен Бен) и Боба Балабана (рассказчик), а также заработал более 60 миллионов долларов. Картина выдвинута на «Оскар» в номинации «оригинальный сценарий» (сам Уэс Андерсон и Роман Коппола). Наш прогноз: вероятность весьма высока.
Танцы для психов
«Мой парень - псих» (Silver Linings Playbook). США, 2012. Режиссер - Дэвид О. Расселл. Комедия.
Оригинальное название фильма - «Сборник лучиков надежды», а российский прокатный заголовок не вполне точен. С таким же успехом картину можно было бы назвать «Моя девушка - чокнутая», ибо Он и Она стоят друг друга. Он, бывший учитель Пэт Солитано (Брэдли Купер), возвращается к своим родителям, Пэту-старшему (Роберт Де Ниро) и маме Долорес (Джеки Уивер), из психушки, куда угодил за жестокое избиение любовника жены Ники. Она, Тиффани Максвелл (Дженнифер Лоуренс), после смерти мужа пустилась во все тяжкие и в результате была уволена со службы. Их знакомит сестра Тиффани, злобная блондинка Вероника (Джулия Стайлз), и первоначально Пэт, зацикленный на свой жене, вообще не воспринимает Тиффани как женщину. И лишь когда та обещает ему передать Ники письмо Пэта (сам этого не может сделать - судебный запрет), Пэт в ответ соглашается ей помочь и поучаствовать с ней вместе в конкурсе танцев. Понятно, что в финале герой поймет, что любит уже не жену, а именно Тиффани... Параллельно развивается линия, связанная с отцом главного героя: тот принимает ставки на результат спортивных состязаний и все время промахивается, отчего и сидит на мели. Он считает, что присутствие сына может принести ему удачу. Таким образом Пэта рвут на части папа и Тиффани, а сам он постоянно истерит, поскольку надеется вернуть жену и в глубине души понимает, что у него почти нет шансов. Совершенно непонятно, отчего зритель счел этот фильм комедией, тем более смешной. Наоборот, это тяжелая драма о неудачниках, обуреваемых комплексами; им хочется посочувствовать, но смеяться над ними - нет. Надо обладать очень устойчивой (если не сказать непробиваемой) психикой, чтобы испытывать положительные эмоции, наблюдая за перипетиями героев. Тем более что актеры отыгрывают свои роли, сильно форсируя чувства, и от криков очень устаешь. Впрочем, по неясной причине картина выдвинута на «Оскара» по 8 номинациям, среди которых: лучший фильм, лучшая режиссерская работа (Дэвид О. Расселл), лучшая мужская роль (Брэдли Купер), лучшая женская роль (Дженнифер Лоуренс), лучшая мужская роль второго плана (Роберт Де Ниро), лучшая женская роль второго плана (Джеки Уивер), лучший адаптированный сценарий (Дэвид О. Расселл), лучший монтаж. Наш прогноз: одна из женщин может получить, но Купер едва ли светит статуэтка, а если вдруг премию присудят Роберту Де Ниро, мэтру впору сгореть со стыда...
«Нет, сынок, это фантастика...»
«Операция «Арго» (Argo). США, 2012. Режиссер - Бен Аффлек. Драматический триллер.
В прологе фильма зрителю рассказывают о том, как США поддерживали иранского шаха - не самого, мягко говоря, хорошего человека. Так что когда в 1979 году иранцы подняли восстание под зеленым знаменем пророка и шах свалил в США вместе с деньгами и свитой, именно Америке (а точнее, ее дипкорпусу в Иране) пришлось расплачиваться. 4 ноября 1979 года американское посольство в Тегеране было осаждено и взято штурмом, а сотрудники посольства оказались в заложниках. Однако шести дипломатам - Кэти Стеффорд (Керри Бише), Бобу Андерсу (Тейт Донован), Коре Лиджек (Клеа ДюВалл), Марку Лиджеку (Кристофер Денхам), Ли Шварцу (Рори Кокрейн) и Скуту МакНэйри (Джо Стаффорд) - удалось выскользнуть из здания и спрятаться в доме канадского посла Кена Тэйлора (Виктор Гарбер). Очень скоро иранцы могут обнаружить, что шести человек не хватает, и начать поиски. Что делать? ЦРУ в замешательстве. Госдеп предлагает невыполнимые сценарии. И лишь одному сотруднику ЦРУ, специалисту по экстренной эвакуации Тони Мендесу (Бен Аффлек), приходит в голову план настолько безумный, что он может сработать: надо выдать беглецов за канадских киношников, которые в Иране ищут натуру для съемок фантастического фильма. Тони задействует своего друга, голливудского гримера Джона Чемберса (Джон Гудмен), тот - своего друга, продюсера Лестера Сигела (Алан Аркин), и они начинают заниматься подготовкой фиктивных съемок фиктивного фильма: покупают сценарий, снимают офис, печатают постеры, устраивают презентацию для прессы. И лишь после этого Тони отправляется в Тегеран. Шестерым американцам страшно (их должны эвакуировать через аэропорт - где более всего Стражей Исламской Революции), план им кажется безумным, времени на подготовку мало, но... Самое примечательное, что картина снята на основе реальных событий, и Джек Чемберс - реальное лицо, настоящий лауреат «Оскара» за грим в «Планете обезьян», и Тони Мендес - тоже реальный сотрудник ЦРУ (вся эта история была засекречена на 15 лет, и награду ему за операцию тоже выдавали секретно), и сценарий был самый настоящий (по мотивам романа Роджера Желязны). Большинство сегодняшних зрителей знает заранее: операция спасения удалась. Однако сюжет закручен так, что все висит на волоске и до последней минуты опасаешься провала дерзкой операции и ареста американцев (на самом деле финальной погони не было, но она выглядела очень уместно). Бен Аффлек - без сомнения, умелый режиссер; он не перебарщивает с «документальностью», но и не впадает в жанр боевика. В фильме происходит не так уж много событий, однако зритель ощущает дикое напряжение. Таймер включен и тикает, и всех спасти может только одно: даже самые звероватые инсургенты, готовые растерзать американцев только за то, что они американцы, любят кино и по-детски доверяют его магии. Нечто подобное, кстати, случилось и у нас, когда на съемках фильма «Афганский излом» в горах Таджикистана съемочная группа попала в эпицентр столкновений между таджиками и узбеками. К счастью, главную роль в фильме играл итальянец Микеле Плачидо, известный у нас по роли комиссара Каттани в сериале «Спрут». Когда толпа вытащила из машины съемочную группу, Плачидо был узнан и толпа из угрожающей стала ликующей. С криками «Комиссар Каттани! Комиссар Каттани!» вооруженные люди окружили актера и стали просить автографы... В фильме «Арго» также снимались: Брайан Крэнстон (Jack O’Donnell, сотрудник ЦРУ), Кайл Чандлер (высокопоставленный цэрэушный чиновник Хэмилтон Джордан), Желько Иванек (Роберт Пендер), Боб Гантон (госсекретарь Сайрус Вэнс), Ричард Кайнд (голливудский продюсер Макс Клайн) и др. Фильм уже получил «Золотой Глобус» за лучший фильм и режиссуру и британскую премию BAFTA-2013. Картина выдвинута на «Оскар» в 7 номинациях: лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Алан Аркин), лучший адаптированный сценарий (Крис Террио), лучший монтаж, лучший звук, лучший монтаж звука и лучший саундтрек (Александр Деспла). Наш прогноз: две статуэтки - это вполне реально, причем одной из наград может оказаться главная. Тогда будет особенно обидно, что режиссер-то не был выдвинут на премию Киноакадемии...
Принцесса мусора
«Звери дикого юга» (Beasts of the Southern Wild). США, 2012. Режиссер - Бен Зайтлин. Авторское внежанровое кино.
Этот независимый фильм, снятый за 1,8 миллиона долларов, успел многократно окупить свое производство, собрав в прокате более 12 миллионов долларов. Картина получила «Золотую камеру» на Каннском фестивале и две премии фестиваля «Санденс». Если пересказывать сюжет, то хватит нескольких строчек: шестилетняя афроамериканка по имени Хашпаппи (Кувенжане Уоллис) живет вместе с папой Винком (Дуайт Генри) на некоем пятачке в штате Луизиана. Мама девочки давно сбежала, оно и понятно: вокруг вода, где-то на горизонте - дамба и цивилизация, но здесь люди существуют в каком-то мифологическом пространстве, среди грязи, мусора, обломков и объедков. Как будто уже прошла третья мировая, и они застряли в постапокалиптическом мире «натурального хозяйства», или много лет назад Хашпаппи, Винк и все, кто их окружает (эти люди, в большинстве своем, выглядят, как бомжи), потерпели кораблекрушение, а потом, когда появилась возможность вернуться на большую землю, многие так и остались на Островке Погибших Кораблей. В один несчастный день начинается наводнение, Островок весь затоплен, однако те, кто случайно уцелел, не намерены эвакуироваться: они хотят вернуть статус-кво на своих обломках. Хашпаппи воспринимает крушение своего замурзанного мирка как вселенскую катастрофу (ледники растаяли, появились огромные рогатые кабаны). Между тем Винк тяжело болен, жизнь утекает, медицина (к услугам которой он обращается не по доброй воле) бессильна, поэтому отец учит свою дочь только одному - выживанию в нечеловеческих условиях. Почему он не хочет вернуть свое дитя цивилизации? Почему он обрекает ее жить на обломках? Почему сама цивилизация и ее носители показаны в фильме с почти откровенным омерзением? Неизвестно. Зритель должен либо принять правила игры и «болеть» за современных робинзонов, приговоривших себя к робинзонаде, восхищаться игрой непрофессиональных актеров и «прыгающей» ручной камерой оператора, - либо аккуратно отстраниться от фильма Зайтлина, признав за ним право на существование, а за нами - право его игнорировать. Картина выдвинута на «Оскар» в 4 номинациях: лучший фильм, лучшая женская роль (Кувенжане Уоллис), лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий (Бен Зайтлин). Наш прогноз: скорее всего, пролетят.
Тигр, не раскачивай лодку!
«Жизнь Пи» (Life of Pi). США - Тайвань, 2012. Режиссер - Энг Ли. Драма.
Когда роман Яна Мартела «Жизнь Пи» получил Букеровскую премию, Голливуд немедленно заинтересовался книгой, но не знал, как к ней подступиться. Учитывая, что в финале будущего фильма должен быть некий непредсказуемый поворот сюжета, режиссуру сперва хотели поручить М. Найту Шьямалану (тем более что тот, как и главный герой, - этнический индиец). Однако, в конце концов, выбор пал на китайца Энга Ли - быть может, оттого, что среди фильмов, им снятых, был «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», а в сюжете «Жизни Пи» важную роль играет именно тигр, и не метафорический, но вполне реальный, бенгальский, голодный, притом с человеческим именем Ричард Паркер. Сам Энг Ли взялся за режиссуру, надо полагать, для того, чтобы в очередной раз удивить мир своей творческой всеядностью. Если ты уже снял экранизацию романа Джейн Остин, фильм по мотивам комикса о зеленом человеке и притчу о двух ковбоях-гомосексуалистах, то у тебя нет никаких препятствий для съемок 3D фильма о юноше, потерпевшем кораблекрушение... Сама история шестнадцатилетнего индийца Писина Молитора Пателя (Сурадж Шарма), - который сам себя, уберегаясь от насмешек, еще в младших классах сокращает до математического Пи, - упрятана внутрь другой истории: к уже немолодому Пателю (Ирфан Хан), живущему в Канаде, приходит писатель Ян Мартел (Рейф Сполл) и просит рассказать о своем прошлом. Вот тогда-то и всплывает история о переезде отцовского зоопарка из Индии в Канаду, о кораблекрушении и о том, что много недель главный герой провел на плаву, разделив спасательную шлюпку с тигром. Самое интересное для зрителя - это попытки героя не просто выжить, но и добиться перемирия с хищником, живущим бок о бок. А в качестве бонуса зритель получает необычайной красоты съемки: шторм библейских масштабов, светящийся океан, прыжки кашалотов, полеты рыбок, таинственный зеленый островок, населенный сурикатами... В финале, однако, зрителю - как и писателю из фильма - дана альтернатива: мы можем поверить либо рассказанной, почти фантастической робинзонаде, либо заменить ее иной робинзонадой, куда более печальной и трагической. Но мы, конечно, оставим себе первую. Потому что победа над хищником в собственной душе - явление несравненно более прозаичное, нежели попытка сосуществования с крадущимся тигром. Нашим согражданам будет особенно приятно узнать, что в маленькой гостевой роли кока на корабле снялся наш соотечественник Жерар Депардье. Картина номинирована на 11 «Оскаров»: лучший фильм, режиссура, адаптированный сценарий (Дэвид Мэги), операторская работа (Клаудио Миранда), монтаж (Тим Скуайрс), музыка (Майкл Данна), песня (Майкл Данна, Бомбей Джайши), работа художника (Дэвид Гропман, Анна Пиннок), визуальные эффекты, запись звука и звуковой монтаж. Наш прогноз: вероятность получения премии высока - особенно за эффекты. Впрочем, и в главной номинации шансы есть.
Черный день для белых плантаторов
«Джанго освобожденный» (Django Unchained). США, 2012. Режиссер - Квентин Тарантино. Издевательский вестерн.
В фильме этом - четыре главных героя: два появляются с первых же кадров, третий значительно позднее, а четвертый - уже ближе к финалу. Итак, 1858 год. До начала Гражданской войны в США (итогом которой будет отмена рабства) остается еще три года, и пока белые плантаторы Юга уверены в своем божественном праве помыкать судьбами чернокожих. Бывший дантист, немец Кинг Шульц (Кристоф Вальц), ставший «охотником за головами» (то есть охотником на преступников, за которых назначено вознаграждение), берет себе в напарники раба Джанго (Джейми Фокс), дает ему свободу, и вместе они придумывают хитрый план - как освободить жену Джанго, Брунгильду (Кэрри Вашингтон). Третий главный герой картины, плантатор Кэлвин Кэнди (Леонардо Ди Каприо),возникает в картине именно потому, что является хозяином Брунгильды. Кэлвин демонстрирует куртуазность, но он - жестокий садист; его улыбка в любой момент может смениться зверской гримасой. Впрочем, есть в фильме персонаж еще хуже Кэлвина - это старый негр Стивен (сильно состаренный Сэмюэль Л. Джексон), который давным-давно предал соплеменников и служит белым хозяевам не за страх, а за совесть. Именно из-за вмешательства героя Джексона события в фильме, и без того отнюдь не «вегетарианские», приобретают черты кровавейшего гиньоля. В финале трупов будет не меньше, чем в фильме «Коммандо» - а ведь там палили из автоматического оружия... Принято считать, будто фильм Тарантино являет собой вариацию на тему старого «Джанго» - итало-испанского «спагетти-вестерна» Серджио Корбуччи, снятого в 1972 году. Сам режиссер эту связь энергично подчеркивает - и названием фильма, и привлечением на небольшую роль Франко Неро, который у Корбуччи сыграл главную роль. Но не верьте Тарантино: на самом деле он оглядывался на старый фильм, но другой - комедию Мэла Брукса «Сверкающие седла» (1973). Именно там на Диком Западе появился чернокожий шериф, именно там возник феномен «ниггера на лошади», который для Тарантино принципиален (меньше всего режиссер хочет быть политкорректным). Ну а если вспомнить, что напарником упомянутого черного шерифа у Брукса оказался фантастически меткий стрелок (белый), то сюжетная «рифма» очевидна. К тому же по интонации «Джанго освобожденный» куда ближе ироническому, то и дело сползающему в черный юмор фильму Брукса, чем вполне серьезному, в духе «Великолепной семерки» фильму Корбуччи. Фильм Тарантино тоже существует на грани пародии с первых же кадров (когда на старой эмблеме «Коламбии Пикчерз» возникает негритянка) и вплоть до финала фильма, который завершается бо-о-ольшим динамитным ба-бахом. Будь картина чуть посерьезней, она должна была завершиться еще минут за десять до взрыва. Но тогда Тарантино не был бы Тарантино... Фильм номинирован на пять «Оскаров»: лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Кристоф Вальц), лучший сценарий (Квентин Тарантино), лучшая операторская работа (Роберт Ричардсон) и лучший монтаж звука. Обратите внимание: в номинацию «лучший режиссер» Тарантино не попал - по мнению киноакадемиков, уж больно оно как-то несерьезно для вестерна. Ну что это такое - «ниггер на лошади»?..
Папочка-мачо и мамочка-медведь
«Храбрая сердцем» (Brave). США, 2012. Режиссеры - Марк Эндрюс, Бренда Чэпман и Стив Пурселл. Полнометражная анимация.
Этот полуторачасовой мультфильм по жанру - волшебная сказка, по тематике - достаточно лобовая притча о необходимости соблюдать баланс между желаниями родителей и стремлениями их детей (если баланс нарушается, плохо бывает и тем, и тем). Мерида (озвучка Келли Макдональд), дочь короля Шотландии Фергуса (Билли Коннолли) и королевы Элинор (Эмма Томпсон), не хочет замуж против своей воли - пусть даже этот династический брак упрочит отношения короля с его союзниками. Свободолюбивая девушка убегает в лес, где встречает ведьму (Джули Уолтерс) и просит у нее средства, чтобы ее мать-королева изменилась и передумала отдавать ее замуж. Но средство с подвохом: королева изменилась радикально, превратившись в медведицу. А поскольку у короля к медвежьему племени старые счеты (один медведь Марду - кстати, бывший местный принц! - откусил королю ногу), Мерида должна прятать маму-медведицу от отца-охотника. Как совершить обратное превращение? И как при этом уложиться в срок, учитывая, что через двое суток в медведице уже не останется ничего человеческого (как в Марду)? Лента сделана изобретательно (особо забавны приключения трех шаловливых братцев Мериды - они тоже случайно стали медвежатами, - или попытки королевы-медведицы не выходить из королевского образа), но во второй части перебор пафоса: Мерида рассуждает так политкорректно, словно действие происходит в современной Америке - в стенах Конгресса. И уж, конечно, название русскоязычной версии так настойчиво напоминает о «Храбром сердце» Мела Гибсона (хотя здешнее Brave - все же не Braveheart), что в финале с замиранием сердца ждешь: не уготована ли рыжеволосой Мериде печальная судьба гибсоновского шотландского героя Уильяма Уолласа (которого жестоко казнили)? Но нет, обошлось. Это был просто намек на «Оскар»: если фильм Гибсона получил 4 статуэтки, неужто мультик не возьмет хотя бы одну? Лента выдвинута в категории «лучший анимационный фильм».