Сюрпризы дядюшки «Оскара»

Сюрпризы дядюшки «Оскара»

И так, в минувшее воскресенье в Лос-Анджелесе состоялась 85-я церемония вручения премий Американской Киноакадемии «Оскар». Впрочем, для ведущего - аниматора, режиссера и продюсера Сета МакФарлейна - эта церемония оказалась первой. Нельзя сказать, что он сумел переплюнуть Билли Кристала или Хью Джекмена по части шуток или вокала, зато в одном эпизоде не удержался от того, чтобы пропиарить свой фильм «Тед» (в российском прокате - «Третий лишний»): одну из номинаций вышли объявлять его актер Марк Уолберг в компании с игрушечным медвежонком

И так, в минувшее воскресенье в Лос-Анджелесе состоялась 85-я церемония вручения премий Американской Киноакадемии «Оскар». Впрочем, для ведущего - аниматора, режиссера и продюсера Сета МакФарлейна - эта церемония оказалась первой. Нельзя сказать, что он сумел переплюнуть Билли Кристала или Хью Джекмена по части шуток или вокала, зато в одном эпизоде не удержался от того, чтобы пропиарить свой фильм «Тед» (в российском прокате - «Третий лишний»): одну из номинаций вышли объявлять его актер Марк Уолберг в компании с игрушечным медвежонком

Однако дебют МакФарлейна не назовешь провальным. Ведущий воспользовался помощью главного персонажа культового телесериала «Звездный путь» капитана Кирка (то есть актера Уильяма Шэтнера - мы с вами помним его недавнюю работу в сериале «Юристы Бостона»). Появившись на экране, «гость из будущего» дал ведущему несколько ценных указаний, «отменил» пару номеров и, таким образом, привел церемонию к гармонии. Ну а МакФарлейн продемонстрировал далеко не худшее качество для шоумена - умение посмеяться над собой...

Однако вернемся к главному, то есть к фильмам. Неделю назад, в «предоскаровском» обзоре номинантов мы рассказали о семи лентах, которые претендовали на премию. Из этих семи названных лент «Оскара», в конечном счете, удостоились пять. К ним мы вернемся попозже, а для начала необходимо чуть подробнее рассказать о фильмах, которых не успели упомянуть в предыдущей публикации.

Сюрпризы дядюшки «Оскара»

Три статуэтки - за грим, за лучшее сведение звука и, наконец, за лучшую женскую роль (Энн Хэтэуэй) - получила картина Тома Хупера «Отверженные». Хупер, недавний лауреат режиссерского «Оскара» (за фильм «Король говорит») предпринял экранизацию не собственно романа Виктора Гюго, а популярного мюзикла, который был поставлен по мотивам романа. Так что в фильме все не говорят, а поют (в том числе и исполнитель роли Жана Вальжана уже упомянутый выше Хью Джекмен). Можно было предполагать, что картина, где все поют, получит статуэтку за какую-нибудь песню, однако здесь «Отверженных» подвинул последний фильм «бондианы», «Координаты «Скайфолл»: ровно полвека назад вышел первый фильм киносериала, и к такому юбилею киноакадемики были просто обязаны хоть как-нибудь уважить долгоиграющую франшизу. Поскольку выдвигать на премию исполнителя роли Бонда считается моветоном (даже Коннери, как известно, дали «Оскара» не за агента 007), удовлетворились песней. Плюс к тому фильм получил статуэтку за лучший монтаж звука, разделив награду с «Целью номер один».

И еще о фильме «Цель номер один». Марк Боал начал работу над сценарием еще в те годы, когда Бен Ладен не был пойман, так что литературную основу пришлось изменять, а финал делать принципиально иным: первоначально речь шла о тщете усилий в борьбе с международным терроризмом, но затем идея была переформатирована в более оптимистичном ключе. Между тем фильм не дает особых поводов для оптимизма. Да, аналитику ЦРУ (у Майи был реальный прототип) удалось собрать головоломку из рассыпающихся пазлов, а директору ЦРУ (эту роль сыграл Джеймс Гандольфини) достало смелости санкционировать операцию, хотя у него и не было стопроцентной уверенности в том, что мишень - именно глава «Аль-Каиды». Однако картина выглядит не столько отчетом о блестяще проделанной операции, сколько фиксацией цепочки многолетних неудач и полуудач, которые почти случайно завершились триумфом: если бы в природе не существовало Майи, не было бы и победы... В жанровом отношении кино весьма неровное: самые скучные сорок минут фильма - те самые, первые, которые вызвали нервную реакцию американских парламентариев (камера занудно фиксирует допросы, сопровождающиеся «физическим воздействием» на допрашиваемых). Следующий час экранного времени герои проводят уже в более быстром темпе, а финальная сцена - это, как уже было сказано, непрерывный экшен с элементами реалити-шоу. В фильме мелькают известные актерские лица: тут и Марк Стронг (знакомый нам по фильму «Шерлок Холмс») в роли цэрэушника Джорджа, и Кайл Чендлер (сериал «Огни ночной пятницы») в роли главы штаб-квартиры ЦРУ в Пакистане, и Стивен Диллэйн («Гамлет») в роли чиновника ЦРУ, и Фредрик Лане, которого поклонники сериала «Сверхъестественное» помнят как желтоглазого демона. Однако персонажи, сыгранные актерами, настолько функциональны, что почти не запоминаются. Впрочем, даже главная героиня, которая на экране присутствует две трети картины, - тоже ходячая функция. Мы не знаем о человеке по имени Майя ровно ничего. Кроме того, что она Хочет Найти Бен Ладена. Словно она не человек, но робот с одной программой. И что ей делать после 2 мая 2011 года? Отсоединиться от розетки и впасть в летаргию? Киноакадемики не оценили самоотверженность Джессики Честейн и награду ей не дали: из пяти номинаций тут сработала лишь одна, и та техническая, да еще поделенная с фильмом-конкурентом. Вот если бы Бен Ладена нашли не герои фильма, а его создатели, их бы осыпали наградами. А так - нет.На этом фильме - режиссера Кэтрин Бигелоу - стоит задержать внимание. Как всегда, российские прокатчики перелицевали оригинальное название фильма. То есть да, конечно, Усама Бен Ладен был Целью номер один, однако авторское название картины «Zero Dark Thirty» все же переводится как «Нулевая видимость 30». В переводе с военного английского на гражданский русский - это полпервого ночи. Именно в это время американские «морские котики», прилетев на вертолетах с военной базе в Афганистане, атаковали дом в Исламабаде, где скрывался Усама Бен Ладен, убили вождя «Аль-Каиды» и утащили его труп. Операция по ликвидации Бен Ладена занимает последние сорок минут фильма, то есть идет почти столько же, сколько она шла в реальном времени, и снята почти так же реалистично, как бы сквозь приборы ночного видения. Но поскольку хронометраж картины Кэтрин Бигелоу - почти два с половиной часа, то предшествующее время потрачено на рассказ о многолетних поисках Бен Ладена и об усилиях одержимой цэрэушницы Майи (Джессика Честейн) вычислить и поймать главного врага Америки, ответственного за трагедию 11 сентября 2001 года (в прологе на фоне черного экрана зритель слышит записи реальных разговоров людей, которые погибнут после падения башен WTC).

Не сбылись надежды на триумф и у создателей эпического полотна «Линкольн». Хотя фильм Стивена Спилберга назван именем шестнадцатого президента Соединенных Штатов, это вовсе не биографическое кино: перед нами - не жизнеописание Линкольна (Дэниэл Дэй-Льюис), а лишь двадцать дней из его жизни. Действие происходит зимой 1865 года, за несколько месяцев до окончания Гражданской войны. Сюжет построен на некоем юридическом казусе: президент мог бы уже закончить войну (южане согласны сдаться и подписать мир), но он старательно оттягивает мирные переговоры и маринует делегацию из Ричмонда подальше от Вашингтона, не без оснований полагая, что если не принять 13-ю поправку к Конституции (отменяющую рабство) сейчас, то после победы сделать это будет юридически намного сложнее - если вообще возможно. Таким образом, президенту надо, чтобы Палата представителей правильно проголосовала. Но если на свою республиканскую партию Линкольн надеется, то демократы не торопятся поддержать поправку. Для достижения цели президенту нужны еще двадцать голосов...

Что бы ни снимал Спилберг, он несомненно профи: знает, на какие клавиши надо нажимать, а где лучше не переусердствовать. Кино почти не заражено пафосом: Линкольн показан великим человеком, но все же человеком, притом не без чудачеств (к ним относится, например, его любовь к рассказыванию баек - те уже начинают всерьез нервировать его соратников). Параллельно с главной темой разворачивается тема приватная: старший сын президента Роберт (Джозеф Гордон-Левитт) хочет воевать, а жена президента Мэри Тодд (Салли Филд) этому противится. Примечательно, что авторы картины ничуть не скрывают, что ради достижения своей цели (благородной) Линкольн отнюдь не всегда выбирает благородные средства. Общаясь с Палатой представителей, президент может слегка приврать, а уж какими путями добираются необходимые голоса, - отдельный, притом веселый сюжет. Едва ли не самым живым и обаятельным оказывается президентский помощник с хоббитовским именем Бильбо (Джеймс Спэйдер), который берет на себя деликатную миссию окучивания демократов; кого-то элементарно покупают за наличные, кому-то обещают хлебные должности в новой администрации. Бильбо с подручными (одного из которых, Ричарда Шелла, играет мастер эпизода Тим Блейк Нельсон) выглядят не угрюмыми лоббистами, но веселыми авантюристами; их борьба за голоса выглядит не Миссией, а увлекательной азартной игрой. Однако ставка вполне серьезна - отмена рабства, и поэтому последняя сцена (голосование в Палате представителей) выглядит напряженно-драматичной. Хотя мы знаем, что поправку примут, но все равно следим за голосованием с неослабевающим вниманием: а вдруг? В итоге рассказ о важнейшем эпизоде истории страны не отступает от канона. Поправка пройдет, рабство будет официально отменено, но вскоре Линкольна застрелят. Увы, это тот случай, когда одно событие связано с другим, и сделать ничего нельзя... Из 12 номинаций киноакадемики оценили только две - художника-постановщика (интерьеры аутентичны, не подкопаешься!) и главную мужскую роль: благодаря Линкольну Дэниэл Дэй-Льюис заработал третьего «Оскара» - это уже тянет на рекорд...

Теперь пора вернуться к фильмам, упомянутым в предыдущей статье.

Среди полнометражных анимационных фильмов победила «Храбрая сердцем» (режиссеры - Марк Эндрюс, Бренда Чэпман и Стив Пурселл). Трудно сказать, отчего киноакадемики клюнули именно на это произведение, грешащее чрезмерным пафосом. Но, пожалуй, можно догадаться, почему не набрали необходимых голосов прочие фильмы-претенденты: вероятно, в «ПараНормане» и «Франкенвини» киноакадемиков отпугнула «кладбищенская» тематика, а «Ральф» (о бунте «плохого парня» из видеоигры) показался чересчур детским. И уж, конечно, не было шансов у самой забавной ленты в списке претендентов - «Пираты! Банда неудачников». Питер Лорд (один из постановщиков «Побега из курятника») тут не сумел удержаться от насмешки и посягнул на святое - на саму церемонию вручения «Оскара». Процесс награждения Лучшего Пирата Года - слишком нахальная аллюзия, а среди киноакадемиков немало таких, кто относится к себе и к своей Миссии чересчур серьезно...

Приз за главную женскую роль получила, как мы и опасались, Дженнифер Лоуренс, которая в фильме «Мой парень - псих» (режиссер - Дэвид О. Расселл) сыграла тоже довольно-таки психопатичную девушку Тиффани Максвелл. Увы, политкорректные американские киноакадемики питают слабость к персонажам с разнообразными отклонениями от нормы, и нам еще повезло, что Бредли Купер, также претендовавший на статуэтку в главной «мужской» номинации, чересчур форсировал мимику, жесты и децибелы (поэтому пролетел мимо), а Роберт Де Ниро (у него там была номинация за роль второго плана) не слишком старался сыграть что-то больше, чем привычный уже киноштамп, опробованный пару лет назад на фильме «Знакомство с Факерами».

Фильм «Джанго освобожденный» тоже не остался без наград. Квентин Тарантино получил премию, но не за режиссуру (этой номинации ему тут вовсе не выпало), а за оригинальный сценарий. По сути, нынешние киноакадемики повторили свой финт почти двадцатилетней давности, когда постановщика ныне культового «Криминального чтива» отметили только как сценариста. Впрочем, Тарантино, похоже, ничуть не был расстроен таким паллиативом и превратил свое экспрессивное выступление на церемонии в мини-шоу - только «кольта» в руке и ковбойской шляпы ему не хватало. Второй, тоже предсказуемой, наградой фильму стал «Оскар» Кристофу Вальцу за роль доктора Кинга Шульца - учтивого и безжалостного «охотника за головами» (который в финале не может удержаться, чтобы не пристрелить торжествующего победу рабовладельца - в исполнении Леонардо Ди Каприо, увы, традиционно обойденного номинацией).

«Оскара» за режиссуру унес с церемонии уроженец Тайваня Энг Ли, постановщик фильма «Жизнь Пи». Из одиннадцати номинаций тут «выстрелили» четыре. Понятно, что оператор и создатель визуальных эффектов не могли остаться без награды: по красоте картинки лента опережает все прочие. А если учесть, что глаз зрителя не увидит разницы между реально снятым на камеру и нарисованным (бенгальский тигр на девять десятых - продукт компьютерных технологий), то у американо-тайваньского фильма нет конкурентов. Ну а статуэтка за лучшую песню - это бонус...

О ленте, ставшей победителем в главной номинации «лучший фильм», уже было рассказано неделю назад. Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать собственный прогноз: «Две статуэтки - это вполне реально, причем одной из наград может оказаться главная. Тогда будет особенно обидно, что режиссер-то не был выдвинут на премию Киноакадемии...» Что ж, в реальности Фортуна оказалась еще более благосклонна к создателям «Операции «Арго». Помимо главного приза, фильм Бена Аффлека заработал еще две важных статуэтки - за монтаж и адаптированный сценарий. Хотя формально режиссура Аффлека как бы не была отмечена, он вышел на сцену и получил статуэтку в качестве одного из продюсеров. Недавний кинокрасавчик, персонаж статей в таблоидах всего за несколько лет проделал большой путь вверх, и ныне уже никто не посмеет усомниться в его таланте постановщика. Похоже, у Клинта Иствуда, однажды успешно сменившего актерскую профессию на режиссерскую, наконец-то подросла смена.