Свидетель империи

Свидетель империи

о, что еще недавно казалось современностью, переходит в категорию прошлого, а то и классики куда быстрее, чем иногда хотелось бы. В минувший вторник исполнилось 120 лет со дня рождения саратовского архитектора Николая Усова. По его проектам построены жилые дома и общественные здания, знакомые большинству горожан и многим гостям города. Пожалуй, ни одно из них не назовешь шедевром, но представить Саратов без них довольно сложно, хотя по меркам Истории они - «младенцы». Усов, как и многие его современники, не был обласкан властью и наградами, а просто делал свою работу, создавая то, что мы сегодня привычно называем городом

Свидетель империиТо, что еще недавно казалось современностью, переходит в категорию прошлого, а то и классики куда быстрее, чем иногда хотелось бы. В минувший вторник исполнилось 120 лет со дня рождения саратовского архитектора Николая Усова. По его проектам построены жилые дома и общественные здания, знакомые большинству горожан и многим гостям города. Пожалуй, ни одно из них не назовешь шедевром, но представить Саратов без них довольно сложно, хотя по меркам Истории они - «младенцы». Усов, как и многие его современники, не был обласкан властью и наградами, а просто делал свою работу, создавая то, что мы сегодня привычно называем городом.

Согласно энциклопедии «Архитекторы Саратова» (авторы Борис Донецкий и Евгений Максимов), Николай Константинович Усов родился 26 февраля 1893 года в деревне Гумнище Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Отец его был художником, мать - домработницей.

Через пару лет семья переехала в Петербург, где прошли детство и юность будущего зодчего. После окончания гимназии Усов поступил на инженерно-строительное отделение Петроградского политехнического института Петра Великого. Высшее учебное заведение он окончил в 1915 году, получив звание инженера-строителя с правом составления проектов, подписи их и производства строительных работ, сооружений 2-3-го класса, а также постройки мостов и дорог.

Работать Усов начал еще подростком, в 1908-м, - сначала табельщиком, затем чертежником у архитектора Кондратьева. Учась в институте, подрабатывал техником и инженером на Охтинском пороховом заводе. В 1913-1915 годах успел поработать в Нижнем Новгороде, Симбирске, Самаре и Оренбурге.

В 1919-м Усов был мобилизован в Красную Армию, где служил на разных инженерных должностях и в 1921-м был назначен начальником Саратовской военно-инженерной дистанции.

Новая советская репрессивная машина прошлась и по его судьбе - в 1922 году, без предъявления обвинения, он был арестован. В марте 1923-го (не самый плохой подарок к 30-летию) его выпустили из саратовской тюрьмы, и вскоре он стал трудиться районным инженером и архитектором в организации «Саргосстрой».

Искренние надежды

С началом НЭПа об архитекторах снова вспомнили, и Николай Усов получил возможность реализовать свои способности и умения. Уже в 1924-м он спроектировал и построил два жилых дома фабрики «Саратовская мануфактура». Затем реконструировал и расширил велозавод, а также суконные фабрики «Мир хижинам» и «Товарищ рабочий» у соседей в Пензе. В 1928-м, как указано в книге «Саратов историко-архитектурный», Усов надстроил в ту пору одноэтажный корпус в составе комплекса зданий Государственного банка, расположенный по улице Советской (сейчас ГУ ЦБ РФ).

В 1930-м архитектору как победителю конкурса было предоставлено право проектировать жилые дома «Новая звезда» и кооператива «Рабочий». Первый дом, который и сейчас стоит на углу улиц Московской и Разина, многие исследователи относят к категории саратовского конструктивизма. Этот 5-этажный серый дом в форме буквы «Г» действительно очень сдержан по дизайну. Его внешний вид подчеркнуто рационален, в отличие, скажем, от следующего по времени здания Усова - дома №31 кооператива «Рабочий» на улице Советской. Фактически это здание вытянуто по Вольской. Но при беглом взгляде на него может возникнуть впечатление, что перед нами вообще несколько зданий. Дело в том, что весь первый этаж дома сейчас занимают множество различных магазинов, и практически каждый вход отделан по-своему, включая окна, двери, ведущие к ним с тротуара лестницы и цвет прилегающего куска стены. Впечатление усиливает и остальной фасад. Изначально каждое большое окно было разделено переплетом на четыре части. Но в последние годы многие нынешние владельцы квартир заменили прежние окна на пластиковые, сообразно своим представлениям о прекрасном. То же самое - с балконами, в остеклении которых встречаются практически любые решения.

И только если перейти на другую сторону улицы Вольской и посмотреть на здание со стороны, становятся очевидны его размеры и ярко выраженный центр, который подчеркнут конструкцией, цветом, а также двумя каменными вазами на крыше. Дворовый фасад здания в советские годы не штукатурили и не красили, и в этом суровом виде он дожил до наших дней.

В начале 30-х Усов проектирует и другие здания, в том числе строения саратовского судоремонтного завода, два жилых дома водников на улице Чернышевского, корпус хлебозавода №1 на Университетской. Позже - общежитие нынешнего СГТУ на улице Политехнической.

Свидетель империиОсколок прекрасного будущего

1936-м годом датирована еще одна известная жилая постройка авторства Николая Усова - дом завода свинцовых аккумуляторов на углу улиц Вольской и Большой Казачьей. Как и «Новая звезда», оно выстроено в форме буквы «Г», главный угол которого скруглен. Но, в отличие от серой «Звезды», этот дом украшен разнообразными декоративными элементами столь пышно, что язык так и тянется назвать его «помпезным». Прямоугольный аттик, венчающий здание, украшен барельефом. На нем можно разглядеть танцующую пару, гармониста, детей, женщину с цветами и других хрестоматийных «счастливых советских людей».

«Рельефно и сочно исполнены профили венчающего карниза, пояска и рустованной части первого этажа. Масштабно исполнены проемы окон с хорошим рисунком переплетов. Однако в архитектурной композиции фасадов имеются и недостатки: угловой объем решен ассиметрично, главный угловой вход не имеет соответствующей архитектурной обработки. Но все же этот дом является одним из лучших примеров советской архитектуры», - писал об этом здании в своей книге 20 лет назад исследователь Сергей Терехин. Впрочем, многие окна на фасаде с тех пор уже заменили на пластиковые, и «хороший рисунок переплетов» в них, увы, уже утрачен, равно как и родной темный цвет рам.

Авторы книги «Саратов историко-архитектурный» отмечают, что «очевидно, ввиду проживания в этом доме семей высокопоставленных городских и областных чиновников, известных деятелей культуры, науки и образования, дом хорошо содержится и выглядит привлекательно и нарядно. Чему, к сожалению, в нашем городе не так уж много примеров».

Насчет малочисленности примеров с авторами не поспоришь, а вот про содержание монументального жилого дома - вполне. Краска на фасаде сильно облупилась, а баллюстрада на крыше местами отсутствует вовсе. Заметные потери понесли с течением времени и некоторые балконы.

Два из трех подъездов во дворе закрыты дверями с кодовыми замками, а вот третий, куда может легко попасть любой прохожий, откровенно удручает. Двустворчатые входные двери 3-метровой высоты хранят на себе следы и времени, и грубого отношения. В самом подъезде грязно, окна в последний раз мыли, очевидно, при советской власти, штукатурка на стенах покрыта пятнами от всевозможных протечек. Деревянная лента, лежащая на лестничных перилах с геометрическим орнаментом, приобретает определенный зеленый цвет только к последнему этажу. В соседнем чистом и ухоженном подъезде, огражденном от вандалов металлической дверью, все это выглядит совершенно иначе. Там становится понятно, что советская классика может выглядеть респектабельно, если жителям конкретного подъезда не все равно.

Остаться в истории

От воинской службы Усов был освобожден из-за ранения в годы гражданской войны. Поэтому в 1942 году он не был на полях сражений, но принимал активное участие в прокладке газопровода из открытого в Елшанке газового месторождения к СарГРЭС.

А уже через два года после окончания войны, в 1947-м, Усов выступил автором здания пятого корпуса Саратовского университета. Для большинства нынешних студентов и многих поколений горожан эта постройка - из серии «оно было здесь всегда». Корпус кажется неотъемлемой частью университетского ансамбля и ровесником самых первых зданий вуза, хотя появился он гораздо позже. За основу Усов взял планировку и фасады третьего корпуса СГУ, которые были выполнены по проекту петербургского архитектора Шишко, и переосмыслил их, создав собственное решение.

После войны архитектор также создал общий проект планировки и застройки Ленинского района на площади почти 8 тысяч гектаров, разработал проект поселка на 5-й Дачной и других.

За свою долгую и результативную творческую жизнь, как пишет в энциклопедии Донецкий, архитектор Усов имел на удивление скромные награды. В первом конкурсе на лучшую стройку СССР в 1928-м ему присудили второе место и выдали диплом с денежной премией и серебряным жетоном. В 1946-м Усов получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в 1967-м - грамоту за активную многолетнюю работу в Союзе архитекторов СССР. Только и всего.

Профессионалы на фоне чудес современной архитектуры с невообразимыми ранее техническими решениями наверняка могут сказать про дома Усова, что это, мол, так, «ничего особенного». Но мы живем в городе, где среди огромного количества новых зданий найти красивые или, по меньшей мере, не страшные здания не так просто. Неоклассицизм или симпатичная эклектика на фоне примитивных многоэтажных коробок грубых форм воспринимаются уже чуть ли не как откровение. А уж четкая квартальная планировка для Саратова вообще превращается в несбыточную мечту. Поселок на 5-й Дачной, спланированный Усовым, - пример простого решения, удобного для жизни: «сталинские», как их принято называть, дома с большими окнами и просторными комнатами образуют квартал, внутри которого есть дворы с достаточным местом и для деревьев, и для газонов, и для детских площадок.

Николай Усов - один из представителей последнего поколения советских архитекторов, родившихся еще «при царе» и получивших качественное образование в Петербурге. Он хлебнул в советские годы все тяготы, выпавшие на долю русского народа в ХХ веке, - войны, революцию, тюрьму, безденежье. Но подобно своим замечательным предшественникам, Усов много работал и без всяких компьютеров сумел оставить Саратову немало элегантных зданий. Их простые ясные формы, классические пропорции и сдержанный декор настраивают на светлое будущее уж точно лучше, чем многие рациональные и откровенно «капиталистические» здания наших дней.