В мире существует множество странных и забавных законов. Некоторые из них имеют вполне логичное историческое обоснование. Например, в американском городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах. Дело в том, что в этом городе когда-то квартировали военные, носившие на шевроне изображение волка. По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая своему тотемному животному, что, естественно, жутко раздражало горожан. Военную базу уже давно закрыли, но закон остался
В мире существует множество странных и забавных законов. Некоторые из них имеют вполне логичное историческое обоснование. Например, в американском городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах. Дело в том, что в этом городе когда-то квартировали военные, носившие на шевроне изображение волка. По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая своему тотемному животному, что, естественно, жутко раздражало горожан. Военную базу уже давно закрыли, но закон остался.
Так же, как остался, например, запрет на разбрасывание осьминогов в штате Мичиган или на ношение кусачек в Техасе. Каждый из этих запретов когда-то был нужен. Сейчас они хоть и существуют, но не работают. В них просто нет надобности. Считается, что в России таких законов нет. И, в общем-то, это правда. Закон не запрещает никому из нас громко хлебать суп, как, например, в Нью-Джерси. Мы можем петь в неправильной тональности, а вот в Северной Каролине это противозаконно. Нам позволено курить трубки после захода солнца, в отличие от жителей Род-Айленда. Закон не запрещает нам разбивать больше трех тарелок за раз и есть в воскресенье прессованный творог (такие запреты существуют во Флориде). Впрочем, думается, что всё перечисленноене очень-то мешает американцам жить. Вряд ли мичиганцы борются за свое право бросить осьминогом в соседа. Честно говоря, весьма сомнительно, что тамошние полицейские воспринимают подобные законы всерьез и, например, ежедневно ходят по домам, проверяя, сколько тарелок разбито. Скорее всего, к этим нормативным актам относятся с изрядной долей иронии.
Однако хоть среди российских законов и нет таких вот откровенно смешных и абсурдных, но тех, которые вызывают недоумение, к сожалению, предостаточно. Именно о такой норме закона и пойдет речь дальше.
Иногда государство отправляет письма своим гражданам. Оно отчитывается о том, как копит пенсии, заботливо предупреждает о не уплаченных вовремя налогах, приглашает на выборы.
Но порой приходят письма, которые одним лишь фактом своего существования подрывают веру в человеческое здравомыслие. Такие письма называются по-разному. Например, мне в руки попало требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование сообщает о том, что «за названным плательщиком страховых взносов по данным органа контроля за уплатой страховых взносов числится задолженность по страховым взносам в сумме 1,01 руб.». Количество слов «страховой» и «взнос» на один квадратный сантиметр бумаги явно зашкаливает. Но дело, конечно, не в этом, а в сумме долга. 1 рубль и 1 копейка. К этому же письму прилагалось уведомление, сообщающее, что «у Вас имеется излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 руб.». Два листа бумаги, по каждому из которых свой исполнитель. Два человека потратили время, чтобы сообщить «названному плательщику» о копеечном долге. Письмо было упаковано и отправлено заказной почтой и с уведомлением о вручении. За такую услугу почта берет не меньше 20 рублей.
Можно даже подсчитать, в какую сумму обошлось бюджету такое письмо. По данным неофициальной статистики (сайт gderabotaem.ru), специалист в Пенсионном фонде получает в среднем 14 тысяч рублей. Это около 80 рублей в час. Очень хочется надеяться, что на составление требования об уплате долга специалисты управления ПФ РФ потратили не больше часа. В любом случае получается, что затраты как минимум в сотню раз превышают доход, который в итоге будет получен.
Винить специалистов Пенсионного фонда не стоит. Они люди подневольные, закон исполняют. Закон, кстати, называется «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». И этот нормативно-правовой акт не устанавливает никакого ограничения по суммам задолженности, о которых необходимо информировать плательщика. Зато закон устанавливает наказание. Так, в статье 47 сказано: «Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов». Это сколько от рубля получается? Простите, от одного рубля и одной копейки.
Зато закон отменил обязательную рассылку писем о состоянии индивидуального счета будущих пенсионеров. Теперь о том, сколько денег «накопилось» на счете, можно узнать на сайте Госуслуги.ру, заполнив необходимую форму, или же лично обратившись в территориальное управление Пенсионного фонда. Очевидно, что очереди от этого короче не станут.
Штрафы, пени и недоимки с должника взыскивают судебные приставы. Причем случаи взыскания сумм меньше одного рубля не редки. Например, пару лет назад новгородские приставы взыскали с должника шесть копеек (кстати, в пользу Пенсионного фонда России). Для этого пришлось подготовить и разослать 10 документов. При этом цена одного почтового конверта в 130 раз превышала сумму долга. Для саратовских приставов копеечные долги тоже не в новинку. Как сообщили в пресс-службе Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, в нашем регионе встречаются даже долги в одну копейку. Ради того, чтоб вернуть государству копейку, начинается целое производство, минимальная цена которого 500 рублей. «Мы поднимали вопрос, чтобы изменить закон, чтобы долг копился хотя бы до 500 рублей, - рассказали в пресс-службе. - Но пока ничего не меняется. Хотя обычно такое «копеечное» производство заканчивается за один месяц».
Конечно, всем известен анекдот про кассиршу Светочку, которая фразой «копейку должна буду» заработала свой первый миллион, но заподозрить в этом должников Пенсионного фонда довольно сложно. Подобные задолженности появляются в результате элементарной невнимательности или ошибки в расчетах. Очевидно, что изменение законодательства, о котором говорят судебные приставы, необходимо. Должны ли долги, как предлагают приставы, суммироваться, чтобы по крайней мере сравняться с минимальной ценой исполнительного производства? Или же стоит перевести информирование должников в другой, более дешевый формат? Обсуждать это следует явно не на областном уровне. Ну а пока никакого решения нет, приставы будут работать с копеечным долгом точно так же, как и с миллионным, но только при этом себестоимость расходов будет в разы превышать суммы, подлежащие взысканию.
СПРАВКА Задолженность работодателей Саратовской области по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование на начало февраля 2013 года превысила 1 млрд рублей. Несвоевременно уплачивают страховые взносы порядка 17,5 тыс. работодателей области. В случае неуплаты или неполной уплаты задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в срок, указанный в предъявленном плательщику требовании, взыскание задолженности осуществляется органами Пенсионного фонда в принудительном порядке путем направления на счета должников инкассовых поручений, направления в службу судебных приставов исполнительных документов.