Сладкое слово «подарок» вскоре зазвучит по-новому во всех присутственных местах. Правительство РФ подготовило постановление, в котором подарки для чиновников разделены на «правильные» и «неправильные». Правильные презенты госслужащие смогут беспрепятственно принимать, нюхать и употреблять в пищу, а вот неправильные будут конфискованы в пользу государства
- Во-первых, пирожного! Во-вторых… Вы чего, и пальцы за меня загибать будете?
- Ага!
- Во-вторых, конфет! В-третьих… ну, загибайте, загибайте! А в-третьих, мороженого...
Из м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»
Сладкое слово «подарок» вскоре зазвучит по-новому во всех присутственных местах. Правительство РФ подготовило постановление, в котором подарки для чиновников разделены на «правильные» и «неправильные». Правильные презенты госслужащие смогут беспрепятственно принимать, нюхать и употреблять в пищу, а вот неправильные будут конфискованы в пользу государства.
Миллион алыми розами
Как пишет «Независимая газета», недавно вышел проект постановления Правительства РФ, который поясняет нормы закона о коррупции от 2008 года. Речь в подзаконном акте идет о запрете чиновникам и должностным лицам получать подарки стоимостью выше трех тысяч рублей. Эта норма, как известно, декларируется давно, но только спустя 5 лет в вопросе, что считается подарком, а что нет, и что делать с полученным презентом, появилась определенность.
Не успели чиновники прикусить языки согласно рекомендациям Минтруда РФ, о которых «Газета Наша Версия» писала на прошлой неделе (в них, напомним, госслужащим предлагается исключить из своего словаря такие выражения, как «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «ну что делать будем?» и им подобные), и вот уже - новые ограничения. Правда, в удовольствии намазать чего-нибудь этакого на хлеб слугам государевым все-таки не отказали.
Сначала о том, что согласно новому постановлению не считается подарком. В нем ясно сказано: подарком госслужащему не являются скоропортящиеся и особо скоропортящиеся продукты. Их изымать у чиновника не будут. Иными словами, любой кабинетный начальник может беспрепятственно под завязку набить холодильник икрой, копченым окороком и прочими деликатесами, полученными, допустим, от благодарных фермеров. И ни презентом, ни тем более взяткой это изобилие никто назвать не посмеет, так как срок годности у него не велик.
Норма, с одной стороны, как бы намекает посетителям различных государственных контор, что за еду там не работают, и коробка шоколадных конфет - это не подарок, а всего лишь приятное сопровождение приятного общения. С другой стороны, сытый, довольный чиновник - это уже половина успеха в борьбе с ненасытной коррупцией. Такой госслужащий три раза подумает, прежде чем пойти на мздоимство. Напротив, утром намажет подаренную икру на хлеб, и сразу мысль: а как народ? В общем, тут кроется тонкий психологический расчет. Сытое брюхо, считают авторы постановления, ко взяткам глухо.
Также не считаются подарком - и здесь с кабинетом министров, наверное, согласятся многие женщины - цветы. Любые цветы: будь то ромашки с обочины или орхидеи из зимнего сада. Так что можете забрасывать миллионом алых роз любого понравившегося вам чиновника совершенно беспрепятственно хоть каждый день, вплоть до того, что тот станет вечером торговать букетами у Крытого рынка, цепляясь к прохожим: «Купите цветочки, молодые люди». И опять-таки, никто и пикнуть не посмеет о ваших теплых отношениях... Ну и, конечно, не считаются подарками часы, вазы, статуэтки, кубки и прочее, чем награждают чиновника в его ведомстве. Ведь это не какое-то там баловство, а суровые трудовые будни российского государственного служащего.
Сохраняйте чеки
А что же, собственно, официально является презентом? Как сообщает «Независимая газета», подарком считается вещь, полученная чиновником на протокольном мероприятии или в служебной командировке, которая вручается ему не просто как хорошему человеку, а как должностному лицу. Правда, канцелярские принадлежности, которые дают участникам официальных мероприятий, так и быть, можно будет оставить себе, за исключением случаев, когда в изделии использованы драгоценные металлы и камни, а также иные дорогостоящие материалы. «То есть планшеты, полученные на международных конференциях, сдавать по приезде домой не потребуется», - делает вывод федеральное издание.
Обо всех остальных ценных дарах госслужащие обязаны доложить начальству. Например, чисто теоретически вице-губернатор Денис Фадеев должен открыто признаться губернатору Валерию Радаеву, что на этой неделе получил от немецкого посла некий подарок, если, конечно же, такой был преподнесен. В свою очередь губернатор, будучи одаренным на деловой встрече с какими-нибудь гипотетическими инвесторами, должен сообщить об этом Президенту, предложившему его кандидатуру на этот пост, а также депутатам областной думы, утвердившим его. А вот перед жителями Саратовской области Валерий Васильевич может пока не отчитываться. Но в случае проведения выборов губернатора и победы на них - придется выкладывать гостинцы принародно.
Заявить о полученных подарках честный, законопослушный чиновник обязан в течение трех дней. Допустим, так оно и будет, и дареных золотых ручек и айфонов с бриллиантами никто прятать не станет. А вот далее начинается нечто совсем уж из области фантастики. Чтобы доказать, что стоимость презента ниже положенных трех тысяч рублей, чиновник должен... предоставить чеки! То есть, если вы хотите что-то подарить чиновнику, помимо еды и цветов, прикладывайте чеки, чтобы облегчить его горькую долю. Ведь если чеков нет, а цена явно выше трех тысяч, то сдавать ему нужно будет любую полученную вещь.
Презент оценит специальная комиссия, после чего он будет выставлен на торги, приоритет в которых останется за одаренным должностным лицом. Если вещица госслужащему понравилась так, что он никак не хочет с ней расставаться, то он может ее выкупить. Кроме того, чиновнику придется заплатить с этой покупки налог, после чего подарочек станет крайне дорог не только его сердцу, но и кошельку. Верят ли в такое развитие событий сами законодатели, неизвестно. Зато в теории все более чем прекрасно: борьба с коррупцией идет полным ходом, да еще и государственная казна пополняется.
Капитал-шоу
В некоторых регионах уже решили не носиться с подарками как с писаной торбой, а сдавать их в музей, совсем как в телепередаче «Поле чудес». В конце прошлого месяца в Набережных Челнах открылся музей подарков, полученных чиновниками. В «муниципальный фонд дарения», согласно распоряжению главы города Василя Шайхразиева, «передаются награды и подарки, полученные мэром, заместителем главы муниципального образования, руководителем исполкома и другими официальными лицами во время деловых встреч и мероприятий, как на территории Набережных Челнов, республики, так и за рубежом». Основные экспонаты «фонда дарения» - различные статуэтки, вазы, часы, картины и прочие бизнес-презенты.
Подобный музей пару лет назад хотели создать и при правительстве Саратовской области, однако бывший губернатор Павел Ипатов не успел реализовать задуманное. По словам руководителя пресс-службы губернатора Нины Поповой, дело дошло только до установки специальных стеллажей в вестибюле при приемной губернатора. «Вообще проект был масштабным, - отметила Нина Попова. - Планировалось, что музей подарков будет организован на Волжской, 32, где тогда располагался дом приема официальных делегаций». Но идея канула в Лету вместе с прежним составом регионального правительства, а нынешнее руководство музейную тему не поднимает. Вот и думайте теперь что хотите: то ли подарки саратовским чиновникам пылятся в каком-нибудь правительственном чулане, то ли саратовские чиновники бережно протирают их дома тряпочкой.
Однако, согласитесь, официальные презенты - это все-таки не то. Ну что интересного в кубках и гербах соседних областей? Гораздо любопытнее было бы побывать в музее подарков, полученных чиновниками неофициально, ведь очевидно, что с подписанием нового постановления Правительства их меньше не станет. Правда, вряд ли такой музей будет создан в обозримом будущем, ведь собрать экспонаты для него можно будет лишь после раскрытия большинства коррупционных преступлений.