Почему городские автобусы ежедневно перевозят тысячи людей всех возрастов, но не пригодны для перевозки групп детей? Как получилось, что одни туристические компании несут гораздо меньшую ответственность за организацию экскурсии, чем другие? Что делать родителям, которые хотят, чтобы их дети узнавали мир не только из учебников и Интернета, но при этом боятся за их безопасность? Эти и другие парадоксы пытались осмыслить во вторник участники экспертного совета по туризму, организованного региональным министерством молодежной политики, спорта и туризма
Почему городские автобусы ежедневно перевозят тысячи людей всех возрастов, но не пригодны для перевозки групп детей? Как получилось, что одни туристические компании несут гораздо меньшую ответственность за организацию экскурсии, чем другие? Что делать родителям, которые хотят, чтобы их дети узнавали мир не только из учебников и Интернета, но при этом боятся за их безопасность? Эти и другие парадоксы пытались осмыслить во вторник участники экспертного совета по туризму, организованного региональным министерством молодежной политики, спорта и туризма.
В заседании экспертного совета должны были принять участие глава министерства Наиля Бриленок и зампред по социальной сфере Михаил Горемыко. Однако обсуждать вопросы организации безопасного отдыха детей представителям турбизнеса, ГИБДД, Роспотребнадзора пришлось в компании одной замминистра молодежной политики, спорта и туризма Ирины Шатылко. Ирина Викторовна пообещала, что высокие гости обязательно почтят экспертов своим присутствием в следующий раз. А пока вместо разговора на высшем уровне получились очередные посиделки с чаем и плюшками. Правда, баловаться плюшками обозначенные в повестке вопросы совсем не располагали.
Представители саратовских туроператорских компаний настаивали на необходимости разграничения полномочий в организации отдыха детей между турагентами и туроператорами области. Как пояснила гендиректор ООО «Покровск-тур» Татьяна Антипина, пропасть между туроператорами и турагентами огромна. Туроператоры заносятся в федеральный реестр туроператоров на основании договора страхования ответственности, для заключения которого должны собрать целый пакет документов, а для того чтобы стать турагентом, достаточно зарегистрировать в налоговой ООО или ИП и заключить договор с туроператором. Не удивительно, что первых в нашем регионе всего 20, а вторых - более 300. Проблема же в том, что турагенты, по сути - посредники, нередко сами организовывают туры и экскурсии, в том числе для детей. Однако если по каким-либо причинам отдых будет сорван или даже произойдет несчастный случай, они не понесут никакой ответственности. По закону вся вина ляжет на туроператора.
Естественно, что туроператоры не горят желанием расплачиваться за чужую недобросовестность. «Мы, к сожалению, все время боремся со своим государством, - посетовала директор турфирмы «Мир на ладони» Светлана Бобкова. - Наши требования звучат на каждом совещании... Требования к документации усложняются, но качество от этого не продвигается». По ее мнению, заниматься такой серьезной и ответственной деятельностью, как организация детского отдыха, должны только те компании, которые проработали на туристическом рынке не один год. Но сделать это правило обязательным пока невозможно. По словам Ирины Шатылко, чиновники составляют реестр добросовестных турфирм, однако еще не придумали, как увязать его с антимонопольным законодательством.
Кроме того, министерство готовит предложения о соответствующих поправках в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Но для того, чтобы они были хотя бы рассмотрены, нужно практически разыграть сказку о репке: министерство должно передать законопроект губернатору, после чего губернатор обратится к сенатору от Саратовской области, а сенатор в свою очередь - к депутатам Госдумы. И, в отличие от сказочного финала, еще не факт, что в конце концов поправки будут одобрены.
Пока саратовские чиновники тянут-потянут туризм из правовых оков, а вытянуть не могут, туристическая деятельность в регионе худо-бедно, но продолжается. Что же делать образовательным учреждениям или родителям, которые хотят вывезти детей на экскурсию цивилизованно и без негативных последствий? Во-первых, следует потребовать у туроператора свидетельство о туроператорской деятельности, а у турагента - договор с туроператором. Во-вторых, школе или коллективу родителей обязательно нужно заключить договор с турфирмой. По мнению замминистра образования области Натальи Жуковской, необходимо разработать образец типового договора и разослать по школам. В целом по результатам работы экспертного совета министерство молодежной политики, спорта и туризма подготовит методические рекомендации «по организации перевозки групп детей на территории Саратовской области, проводимой с экскурсионной или туристической целью с использованием автомобильного транспорта».
Бурное обсуждение вызвал вопрос безопасности во время поездок. По мнению представителей турбизнеса, требования ГИБДД к перевозке детей практически не выполнимы. «Безопасность - это очень важно... Но в некоторых местах перегибается палка, - отметила представитель турфирмы «Кругозор» Татьяна Красикова. - После трагических событий с балаковскими школьниками проще не выпустить группу, проще отказать, завернуть автобус... Мы не только переживаем за свою работу. Это вопросы, которые поднимают педагоги, родители. Дети остаются без экскурсий, которые являются одной из форм получения дополнительного образования».
Особенно странным предпринимателям кажется то, что ГИБДД запрещает проводить детские экскурсии по городу на обычных рейсовых автобусах. Почему так происходит, пояснил замначальника отдела управления ГИБДД по Саратовской области Андрей Филин. «Основное количество городских автобусов принадлежат частным лицам... Естественно, частное лицо не заинтересовано вкладывать большие средства в техническое обслуживание и поддерживать транспорт в очень высоком техническом состоянии, которое мы требуем при перевозке детей», - заявил представитель госавтоинспекции. «Получается, для жителей всего города Саратова он может быть не очень исправен, а когда мы везем детей, он должен быть особо исправен?» - не без иронии уточнила у инспектора Светлана Бобкова. «Государство заботится о детях», - парировал он. По словам Филина, в обычных автобусах нет ремней безопасности, и если ребенок упадет во время движения, этот случай уже будет считаться ДТП.
Турфирмы же заботятся не только о безопасности детей, но и о кошельках их родителей. Дело в том, что городские перевозчики просят за свои услуги гораздо меньше денег, чем владельцы пригородных автобусов. Правда, по словам директора компании «Волга-курорт» Беллы Гордеевой, все чаще транспортники, услышав, что нужно перевозить детей, просто отказываются от сотрудничества. Да и сами туроператоры, работающие со школьниками, еще не бросили это малоприбыльное и тяжелое дело только потому, что им жаль собственного многолетнего опыта в этой сфере.
Как примирить строгие правила безопасности с далекими от идеала реалиями, участники экспертного совета, разумеется, так и не решили. Поэтому остается лишь надеяться на добросовестность турфирм и компаний-перевозчиков, а также разумность директоров школ и родителей. По словам замминистра Ирины Шатылко, именно родители должны быть предельно внимательными во время приобретения детской экскурсионной программы или туристического маршрута и всегда помнить, что дороже жизни ребенка ничего нет.