Федеральные издания в последнее время стали баловать оригинальными новостями в сфере недвижимости. Модная тема последних дней: дважды высшие депутаты, те, которые из Государственной думы и одновременно из партии «единаяроссия», собираются распродавать свою заграничную недвижимость. Нам уже никогда не узнать, планировали они это сделать сами или их побудили разоблачительные посты в Интернете от оппозиционно настроенных блогеров под нарицательной фамилией «навальный». В любом случае - распродают
Федеральные издания в последнее время стали баловать оригинальными новостями в сфере недвижимости. Модная тема последних дней: дважды высшие депутаты, те, которые из Государственной думы и одновременно из партии «единаяроссия», собираются распродавать свою заграничную недвижимость. Нам уже никогда не узнать, планировали они это сделать сами или их побудили разоблачительные посты в Интернете от оппозиционно настроенных блогеров под нарицательной фамилией «навальный». В любом случае - распродают.
Звучат такие известные всей стране фамилии, как Исаев, и не очень известные, как, например, Симановский. Один заявил, что собирается продавать какой-то там паломнический отель в Германии, другой хочет избавиться от домика на Кипре и отчаянно ищет покупателя. Я думаю, ребята из наших городской и областной дум могли бы ему помочь! Да уж... Как-то обреченно все это звучит. Было у людей имущество, и вот теперь с ним расстаются, демонстрируя при этом бодрость духа. Так, как будто эти люди добровольно вступили в клуб «Я выбираю усыпление!», но при этом подмигивают и говорят окружающим: «Ничего страшного: я хорошо пожил!»
Правда, не все. Например, депутат Николай Валуев - вы его частенько видите в рекламе сотовой компании рядом со снежным человеком (причем Валуев - это тот, кто слева), так вот он не собирается продавать домики за границей. По крайней мере, так сообщает газета «Известия» от 13 марта. Основания довольно разумные - недвижимость была приобретена до того, как Николай стал депутатом, в тот период, когда он в трусах топтался на рингах Германии, вяло поколачивая боксеров, чьи лучшие времена либо давно прошли, либо вообще никогда не наступали. В те времена, когда его возил по Америке такой известный промоутер как Дон Кинг. Возил Николая как чуду. Фотографировал его с макетом небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг в руках. И даже в те моменты, когда казалось, что Николай проиграл, его все равно объявляли победителем и выплачивали гонорары. Почему он не мог на них купить себе квартирки за границей?! Мог, конечно. И чего это он должен расставаться с ними сейчас?!
Конечно, мне, как и всякому обывателю, совершенно очевидно, что любой представитель власти в дорогих импортных шмотках и на крутой иномарке имеет собственность в местах, где произрастают оливы, и это не Краснодарский край. Если вы побродите по риелторским сайтам, то поймете, что человек, имеющий в своем распоряжении, ну, скажем 100-150 тысяч евро, может потирать ладони и просить супругу купить русско-испанский разговорник. Что такое 100-150 тысяч евро? Это цена двух «мерседесов». Подумаешь! Два «мерседеса» можно обменять на отличную виллу с двумя ваннами и милой территорией. Чертова 3-комнатная квартирка на каком-нибудь Бабушкином взвозе стоит дороже! Да что там 100-150 тысяч евро! Можно уложиться и в 70-80 тысяч! И что? У наших ребят из местных заксобраний нет таких денег?! Есть, конечно.
А теперь посмотрите на все это с другой стороны. Нет, конечно, конкретно наши ребята на «мерседесах» и «лексусах», которые так любят говорить о работе на благо народа, интересуют «навальных» в сфере госзакупок, но вряд ли в сфере зарубежной недвижимости. Не те фигуры. А вот их коллеги из высших эшелонов вынуждены давать частные объявления: «Продаю бунгало. Цена договорная».
И знаете, мне их решение нравится. И вовсе не потому, что оно продиктовано каким-то чувством патриотизма! Что за нелепая чушь. Просто это называется «диверсификация». Какое это сладкое чувство - до конца не понимать значение этого термина, но использовать его! Что я и делаю! Диверсификация - это когда ты вкладываешь средства в разноплановые активы, чтобы в том случае, если один из них накроется, другие спасли твой бизнес. Разнообразие, в общем. Снижение рисков.
Владение зарубежной недвижимостью в данных условиях разоблачений - это риск для бизнеса, по ошибке именуемого государственной службой? Безусловно, риск. Поэтому от него нужно избавиться. Что имеется в виду? Объясним на маленьком бытовом примере. У меня нет надувного матраца. Не нужен. На Волге я купаюсь в среднем один раз за лето. Но на море езжу. И вот там с надувными матрацами нет проблем. Ты приобретаешь его за сущие копейки, а когда приходит время уезжать, просто передаешь его безвозмездно какой-нибудь только что прибывшей симпатичной паре с детьми. По той же самой причине обычные люди, которые ездят на курорты, не держат у себя на балконе свернутый параплан. Зачем? Его можно взять напрокат. Точно так же, как и оборудование для дайвинга. И квадроцикл. На хрена его покупать? В самолете чартерного рейса его нельзя будет провезти ни в багажном отделении, ни в качестве ручной клади. А у египтян и турок квадроциклы есть. Они содержат их для вас и готовы предоставить в любую минуту. Еще более абсурдной кажется схема, когда ты покупаешь надувной матрац в Турции, а потом говоришь барменам: «Я уезжаю, но вот мой матрац, вы его тут годик покараульте, а когда я следующим летом приеду, то опять стану на нем плавать. А за караул я вам каждый месяц буду высылать деньги».
То же самое с виллами в Испании, Франции и других милых местах. Зачем в такое смутное время иметь эти виллы в собственности? Их нужно содержать и платить налоги. Зачем? Когда в любой момент ты вместе с семьей и друзьями можешь поехать и снять на неделю, две недели, месяц весь первый этаж гостиницы. К чему эта морока с собственностью? У совершеннолетних детей есть, и слава богу!
Просто каждому обывателю, проживающему в панельном доме, где в подъезде воняет котами и вообще там кто-то регулярно мочится, импортная вилла с рекламного проспекта кажется пределом мечтаний. Но властная элита на то и властная элита, что она давным-давно ограждена от всего этого. Властная элита наведывается в такие злачные места во время проверочных рейдов в рамках исполнения какого-нибудь ФЗ-185, и в глазах этой элиты читается только одно: «Едрена мать! Как же вы тут живете-то, а?!» Босоногое детство давно и надежно позабыто. Вслух произносится другое: «Ну, мы тут рубероид вам поменяем, дерьмо из подвала откачать тоже надо, и эта... швы законопатим!»
Элита может и в России обустроить себе маленькую милую Швейцарию со шлагбаумом и высоким забором по периметру. Что-то вроде закрытого военно-научно-ракетно-бомбового городка. Усть-Курдюм, Шумейка, Молочка, Октябрьское ущелье... Там великолепно! Там прелестные домики, там бассейны, газончики, фонарики и автономные источники энергии. Елочки растут, птички поют, собачки дорогих пород за мячиком бегают. Разве что только ретороманского языка не слышно. А так чистая Швейцария. И это только то, что касается Саратова. Под Москвой тоже масса подобных заповедных территорий.
А вот когда люди устанут от того, что называется «работой на благо народа», или в немилость попадут, как эти два брата-строителя из олимпийского Сочи, где возводящийся трамплин подорожал с миллиарда двухсот миллионов до восьми миллиардов, - так сразу и в Германию можно. Это называется уехали «на лечение». Вот тогда и домик можно будет приобрести. И со спокойной душой лечиться, лечиться и еще раз лечиться...