В то время, как весь мир всполошен сенсационной новостью о том, что на Кипре отменили деньги и там наступил коммунизм, депутаты Государственной думы РФ подумывают об окончательной отмене журналистики, чтобы тоже наступил коммунизм. Жириновский вообще предложил закрыть все редакции, которые по своему формату отличаются от «Первого Венесуэльского».
В то время, как весь мир всполошен сенсационной новостью о том, что на Кипре отменили деньги и там наступил коммунизм, депутаты Государственной думы РФ подумывают об окончательной отмене журналистики, чтобы тоже наступил коммунизм. Жириновский вообще предложил закрыть все редакции, которые по своему формату отличаются от «Первого Венесуэльского».
На днях депутаты Госдумы приняли заявление «О недопустимости злоупотребления средствами массовой информации правом на свободу слова». Вот так это звучит. Связано это с тем, как вы знаете, что в одной из федеральных газет журналист в резковатой форме написал о некоторых депутатах Госдумы, которые любят менять свое мнение согласно конъюнктуре. И многим депутатам это совершенно не понравилось, они заявили, что так писать недопустимо, а поэтому всех журналистов страны нужно немножко приструнить, чтобы они не очень-то злоупотребляли такой штуковиной, как «свобода слова».
Я ни черта не понимаю, как это будет работать. Где те критерии, с помощью которых можно определить, злоупотребляет человек словом или нет? Например, в медицине есть критерии, согласно которым можно сказать, злоупотребляет человек спиртным или нет? Можно его назвать алкоголиком или нет?
А как быть со свободой слова? Нормативы Минздрава можно применять? У нас ведь есть уже статья «Клевета»? Есть. Есть статья «Оскорбление»? Есть. Правда, я так толком и не знаю, административно за это преследуют сейчас или уголовно, и если ты кого-то оскорбишь или кого-то оклевещешь - тебя расстреляют или оштрафуют на 500 рублей? Кажется, власти еще не выработали единого подхода к этому вопросу. Есть еще треклятый «Экстремизм». Так что ж еще надо-то, кроме этих статей?! Какое злоупотребление? И почему высший законодательный орган страны без какого-либо решения суда шлет журналистам черную метку?! А если суд, если он вообще будет, вдруг решит, что никакого оскорбления и клеветы в газете в отношении депутатов не было, то Дума отзовет свое заявление?!
Знаменитый британский журналист и ведущий программы «Top Gear» на BBC Джереми Кларксон как-то заявил, что премьер-министр Гордон Браун - это «одноглазый шотландский идиот». Оскорбление? Бесспорно! Причем, «одноглазый» - не фигура речи, указывающая на политическую кривизну или близорукость. Из-за спортивной травмы в юности Браун действительно не видит одним глазом и плоховато видит другим! То есть, Браун - инвалид ко всему прочему! А в Британии знаете, как с этим?
Так вот, премьер-министр не стал подавать на Кларксона в суд, и не потому, что Браун действительно идиот, а потому что он крупный политик, чей статус и плотный рабочий график не позволяют заниматься сутяжничеством. Шотландский парламент призвал руководство BBC заставить Кларксона извиниться. Тот подумал и извинился. Что никак не отразилось на его карьере и дальнейшей манере поведения! Но ни шотландскому, ни в целом британскому парламенту не пришло в голову или в головы принимать какое-то идиотское заявление о недопустимости злоупотребления свободой слова на BBC и в СМИ Великобритании вообще.
Первая поправка к Конституции США уже двести с лишним лет гарантирует, что американская государственная дума под названием Конгресс не будет посягать на свободу слова и свободу прессы. То есть кто-то - от частных лиц до каких-то общественных организаций - могут подавать в суд, если им что-то не нравится в прессе, но высший законодательный орган давить не имеет права. Вообще! Ребята, болтайте что хотите - Конгресс вякать не будет! Есть суды, пусть они решают.
Вы наверняка задумывались, почему российские комедии так глупы и пошлы, а выступления комиков - унылые? Да потому, что российские творческие деятели семенят по узкой полосочке дозволенного, отчаянно балансируя, чтобы не оступиться.
Шаг вправо, шаг влево - и вот вам оскорбление чувств верующих, разжигание межнациональной розни, возбуждение ненависти в отношении группы лиц по признаку их профессиональной деятельности или принадлежности к какой-то чертовой социальной группе и чего-то там еще! Тут же вмешается государство! Прокуратура проверит! Комитет Госдумы по всему, что связано с нравственностью, воспитанием детей и формированию чувства прекрасного, выразит свое возмущение.
А вот, например, английский комик Джимми Карр говорит тысяче зрителей на своем телешоу: «Хочу определить степень вашей нравственности, просто хочу узнать, что у меня за аудитория, и для начала такой вопрос, на который я хотел бы, чтобы вы ответили вместе и по отдельности. Итак: могли бы вы заняться сексом с вашим отцом, чтобы спасти от неминуемой гибели вашу мать?! ...Кстати, девушкам проще ответить на этот вопрос!» (Вместо «заняться сексом» Джимми Карр использовал другое выражение, короче, в одно слово. Просто я не хочу злоупотреблять.) И все хохочут. Кто-то отвечает: «Да!» А кто-то говорит: «Нет!», и сидящая рядом в кресле мама таращит глаза на взрослого сына и говорит: «Чтооооо?!» И зал тоже разочарован в этом молодом человеке, который только что приговорил свою маму. Н-да. От Винокура и Задорнова такого не услышать, не правда ли?! А слышали бы вы, что рассказывал в своих шоу Джородж Карлин о Боге и десяти заповедях!
Понимаете, российские журналисты не злоупотребляют свободой слова! Вообще! Я не могу написать о том, что мне по-настоящему хотелось бы. Вернее, так, как мне по-настоящему хотелось бы! Я не могу даже наполовину злоупотребить словом так, как это слово просто употребляют в странах, где просто есть свобода слова! Я не могу откровенно написать то, что думаю о религии, о чиновниках, о полиции, о депутатах, о маленьких детях и котах, наконец!
Каждый раз, когда я пытаюсь хоть как-то воспользоваться свободой слова, ко мне приходит парочка женщин с юридическим образованием, на каблуках и в мини-юбках, и в каждом абзаце находят какое-нибудь слово или словосочетание, которые в случае их публикации приведут к тому, что я не увижу своего сына пару лет.
Поэтому то, что вы видите в газете, - это почти всегда не то, что я бы хотел, чтобы вы увидели. Причем, в большинстве случаев я воплю дамочкам: «То, что вы говорите - это бред! Я пишу не на корейском, и наша столица не Пхеньян! Мы живем в свободной и демократической стране, где Конституция нам все гарантирует! Поэтому я могу написать про такого-то человека с мандатом, что он «гавкает». Мне дано такое право!»
Но у дамочек же высшее юридическое образование! Они же мастера морочить голову, используя в своей речи номера каких-то статей и параграфов каких-то кодексов и постановлений! Периодически упоминается какой-то строгий мужик по фамилии Роскомнадзор. Мне нечего возразить, кроме жалких угроз о том, что в следующий раз напишу о блюдах, которые можно приготовить из проросшей пшеницы и талой воды.
Чертовы депутаты, оставьте вы журналистов в покое! У нас и так уже запущен процесс фильтрации «вредоносных» сайтов, у нас идет маркировка материалов по возрасту, подавляющая часть федеральных редакций и телеканалов ежедневно рассказывают, какая в России хорошая отзывчивая власть, какая в России прекрасная жизнь, и какие вы - депутаты Госдумы - прекрасные люди, работающие на благо народа, на благо стариков и детей. Особенно детей-сирот. Такие журналисты не слишком злоупотребляют свободой слова, перехваливая вас?!
Высшие депутаты государства полностью сидят на бюджетном обеспечении, живут в Москве и немножко в Майами, ездят на очень дорогих автомобилях, не имеют проблем со счетами за ЖКУ, устройством отпрысков в детские сады или в европейские колледжи.
Они обладают всякими «неприкосновенностями». Их нельзя задержать, арестовать, обыскать, привлечь к уголовной ответственности. Для этого им нужно как минимум кого-то зарезать, вызвать полицию, дождаться ее и встретить, держа в руке ножик.
И даже в этом случае Генеральный прокурор будет трепетно обращаться ко всей Думе с просьбой лишить такого-то неприкосновенности, чтобы его немножко допросить. А Дума будет решать, удовлетворить просьбу Генерального прокурора или послать его подальше. Кроме того, депутаты, особенно из правильных, регулярно получают эфиры на государственных каналах, где с пеной у рта громят инакомыслящих, не стесняясь в выражениях. Например, называют людей предателями и изменниками Родины. И им за это ничего не бывает. И быть не может.
Другими словами, депутаты Госдумы РФ - самые серийно защищенные и привилегированные модели граждан страны. Президент не в счет, потому что это все-таки штучный экземпляр. Так почему же эти самые защищенные и привилегированные по любому выпаду в свой адрес от не особо защищенных и не привилегированных начинают размазывать сопли и вообще вести себя, будто слезливые параноики?
Смущает еще кое-что: люди, решившие, что их основная жизненная миссия - это каждодневная пустая болтовня на протяжении как минимум пяти лет, кого-то упрекают в злоупотреблении словом.