Многие саратовцы, включая представителей власти, которые нечасто выбираются на окраины, уверены, что пробки - это прерогатива и наказание лишь для центра Саратова. Однако на примере 6-й Дачной становится понятно, как быстро транспортные проблемы возникают там, где буквально вчера их еще не было. При этом о перспективных планах по развитию территорий, общественного транспорта и автомобильных дорог в этом районе города пока ничего не известно
Многие саратовцы, включая представителей власти, которые нечасто выбираются на окраины, уверены, что пробки - это прерогатива и наказание лишь для центра Саратова. Однако на примере 6-й Дачной становится понятно, как быстро транспортные проблемы возникают там, где буквально вчера их еще не было. При этом о перспективных планах по развитию территорий, общественного транспорта и автомобильных дорог в этом районе города пока ничего не известно.
Долгое время территория Саратова, расположенная за пределами 6-й Дачной, была сонной городской окраиной, а Поливановку многие и сейчас считают настоящей деревней, что, в общем, вполне соответствует действительности. С советских времен транспортное сообщение этого района с остальным городом происходило посредством трамвайных маршрутов №4 и 6. Их и сейчас обслуживают одинарные вагоны, в большинстве случаев - без кондукторов. Кроме того, с площади Ленина до 10-й Дачной ходят «газели» маршрута №46. Единственной сносной автомобильной трассой, ведущей от 6-й Дачной в сторону Поливановки, со времен СССР была и остается узкая двухполосная дорога по улице Гвардейской, которая проходит параллельно трамвайной линии.
Долгое время этой дороги городской окраине вполне хватало. Однако активная коттеджная застройка территории от 6-й до 10-й Дачной, возведение многоэтажных домов и кратно увеличивающийся год от года парк автомобилей стали создавать очевидные сложности. Уже пару лет назад летом (когда большинство машин не простаивают в зимних гаражах) на этой дороге можно было встретить масштабные пробки, поскольку любое ДТП на такой узкой проезжей части полностью блокирует все движение. Чаще всего - в обоих направлениях.
Кроме того, дорога на Гвардейской имеет мало выездов на идущую параллельно ей улицу Панфилова, которая располагается на несколько кварталов ниже - вдоль железной дороги. Многие повороты на эти выезды не регулируются светофорами, что создает отличные возможности для аварий на таких перекрестках. Да и сама улица Панфилова вскоре после автомобильного моста, выводящего на Буровую, заканчивается. И поэтому Гвардейская (которая после трамвайной остановки «Стрелка» превращается в улицу Зеленогорскую) - это, по сути, единственная транспортная артерия, по которой можно добраться в огромный массив Поливановки и из него.
Капитализм не терпит пустоты
В последнее годы микрорайоны, расположенные между 6-й и 8-й Дачными, активно осваиваются самыми разными организациями. На базе зданий бывшего советского училища компания «Газпром трансгаз Саратов» построила и открыла минувшим летом масштабный корпоративный учебный центр. Теперь свободное место вокруг него, еще пару лет назад полностью пустовавшее, часто запружено автомобилями.
Строители тоже поняли, что свободные земли в этом районе можно застраивать. На правой стороне по улице Гвардейской (если смотреть из центра) в районе остановки 7-я Дачная несколько кварталов многоэтажных жилых домов появились достаточно давно. А вот на левой стороне, рядом с нынешним учебным центром, три многоэтажки выросли за последние 10 лет.
Буквально на днях был сдан в эксплуатацию жилой 10-этажный дом рядом с остановкой 7-я Дачная на левой стороне от трамвайных путей (по направлению из центра). На этой же стороне неподалеку от 6-й Дачной застройщик ООО «Альмир» совместно с подрядчиком «Альфа-рекорд» строит сразу три жилых многоэтажных дома - вверх по направлению к лесу. Понятно, что в каждом таком случае речь идет о сотнях новых квартир, на любую из которых можно уверенно записать минимум по одному автомобилю.
На левой стороне Гвардейской, между сданной 10-этажкой и домом №29, который находится рядом с учебным центром, сейчас можно увидеть заборы и котлованы. То есть, появления многоэтажек можно вскоре ожидать и там.
Острая непроходимость
Совершенно очевидно, что введение в эксплуатацию даже двух-трех многоэтажных домов увеличит нагрузку на дорогу, маршрутки и немногочисленные трамваи в несколько раз. Автомобильные пробки, которые уже сейчас то и дело возникают на узкой трассе, в перспективе гарантированы стопроцентно, поскольку пропускные способности дороги явно недостаточны для разрастающегося района. А автомобили местные жители будут покупать все больше и больше, поскольку редкие трамваи и забитые маршрутки к этому только стимулируют.
Самое проблематичное место района - «площадь» 6-й Дачной. Формально на дороге рядом с конечной остановкой трех трамвайных маршрутов существует пешеходный переход, обозначенный соответствующими знаками. Но трамваи третьего маршрута останавливаются чаще всего задолго до остановки и там же высаживают пассажиров. Поэтому люди переходят дорогу в самых разных местах. Причем светофоры на этой части дороги отсутствуют. А если предположить, что они появятся, то автомобили, следующие из центра, будут даже без всяких ДТП быстро скапливаться большим «хвостом» до предыдущего светофора, который недавно заработал напротив 6-й городской больницы, на пересечении Гвардейской с улицей Олимпийской.
Немаловажно учитывать и то, что территория 6-й Дачной давно исторически сложилась как центр торговли для окружающих ее кварталов. Первые этажи жилого дома и общежития, которые находятся через дорогу от трамвайных остановок, переоборудованы под многочисленные магазины. Возле дома, расположенного на возвышенности, обустроена парковка. Но припаркованные машины делают дорогу еще более узкой. А осенью рядом с трамвайным кольцом, на стоянке перед магазинами и на любом свободном месте идет бойкая торговля овощами и фруктами с грузовиков. Все это приводит к тому, что и без того очевидное «узкое горло» в некоторые моменты совершенно закупоривается. Движению машин мешают пассажиры транспорта и пешеходы, торговле мешают проезжающие автомобили, и вообще все мешают друг другу.
Миссия: невыполнима
Если допустить, что город захочет расширить нынешнюю узкую проезжую часть даже до трех полос, на участке от 6-й до 7-й Дачной для этого придется пожертвовать частью зеленых насаждений и пешеходной дорожкой. Она, кстати, появилась сравнительно недавно и позволила жителям района передвигаться более-менее цивилизованно, а не по шпалам и по грязи, как это было раньше. Расширить дорогу в другую сторону невозможно из-за особенностей рельефа местности - многие частные дома с правой стороны трассы (глядя из центра) стоят ниже уровня дорожного полотна. На участке от 7-й до 8-й Дачной расширить проезжую часть вообще вряд ли удастся, так как с одной стороны этому мешает насыпь, по которой проходит трамвайная линия, а с другой - коттеджи, подходящие почти вплотную к трассе.
Создание дороги-дублера с другой стороны трамвайной линии теоретически возможно. Сейчас она существует кусками - как грунтовая дорога вдоль частной застройки из Поливановки до 8-й Дачной, затем кусок асфальта - от 8-й Дачной до дома №29 по Гвардейской. После идет зона полного бездорожья, а затем фрагмент асфальта появляется от остановки 7-я Дачная до здания областной станции переливания крови, напротив которого и строит дома ООО «Альмир». Около этих новостроек дорога утыкается в автостоянку, затем - в огороженную территорию какого-то склада, а потом - в трамвайное кольцо 4-го и 6-го маршрутов, за которым следует кольцо трамвая №3. Тупик.
Существует ли вообще перспективный план застройки территорий города Саратова после 6-й Дачной и до Поливановки? В публичном пространстве в последнее время об этом не было никакой информации. Но при этом власть легко и непринужденно разрешает строительство новых многоэтажных домов в этом районе. И, таким образом, в буквальном смысле на пустом месте с маниакальным упорством создает себе и жителям большие транспортные проблемы.
Конечно, в этом случае проще всего «не драматизировать ситуацию». Или вспоминать, что первые многоэтажки между 6-й и 8-й Дачными появились давным-давно, «и ничего». Однако системным проблемам свойственно развиваться по собственной логике. Они накапливаются тихо, но «выстреливают», как правило, громко и ощутимо.
Власть в Саратове их решает очень своеобразно. Поэтому не исключено, что в обозримом будущем она придумает, к примеру, избавиться от... трамвайной линии в районе 6-8 Дачных, чтобы расширить дорогу. Это в Саратове, увы, очень «модный» способ решения наболевших инфраструктурных проблем.
Локальное Средневековье
Исторический центр Саратова - место крайне сложное для управления и развития: узкие улицы, нагромождение зданий, из которых чуть ли не каждое второе - памятник истории и культуры, сосредоточение финансовых и прочих интересов. Но отдаленные от центра кварталы Саратова, а уж тем более окраины, - просто рай для градостроителя! Там можно не только воплощать в жизнь любые самые смелые идеи и решения, но и заблаговременно создавать условия, чтобы узких мест и проблем просто не возникало. Тем более что передовые принципы и технологии градостроительства давно придуманы и опробованы. В разных частях планеты накоплен опыт планирования и решения тех проблем, с которыми сейчас сталкивается Саратов. Причем любая информация о градостроительстве доступна в виде хоть популярных статей, хоть серьезных научных и практических исследований.
В этой ситуации жители города Саратова вправе предполагать, что власть всем этим хоть изредка и понемногу будет пользоваться. Особенно когда застраиваются новые и прежде пустые территории, где сразу можно распланировать не только жилье, но и объекты социалки в достаточном количестве, скверы, велодорожки, фонтаны, развязки и нормальные дороги. Однако, скажем, пример Солнечного-2 убедительно показывает, что с планированием у нынешних саратовских градостроителей дела обстоят плохо. В начале года на заседании рабочей группы комитета по ЖКХ в областной думе обсуждалась ситуация в 6-м микрорайоне Саратова, известном так же как Солнечный-2. В частности, говорили о том, что поликлиника там работает в четыре смены, и других «ошибках в проектировании». Вопрос: как можно было допустить их в «образцово-показательном» районе города, где еще недавно было чистое поле?!
Понятно, что если даже в Солнечном-2 умудрились сделать грубейшие просчеты, то ждать приличных градостроительных решений на 6-й Дачной, похоже, вообще бессмысленно. На этот район обратят внимание, наверное, только тогда, когда узенькая, практически сельская двухколейная дорога будет вставать в многокилометровых пробках. Тогда «вдруг» выяснится, что транспортную доступность большой окраины никто не продумал.
Вообще же, глядя на то, какие проблемы уже возникли в Солнечном-2, как начинают обостряться транспортные проблемы даже на окраинах Ленинского района (не говоря про ежедневный ужас проспекта 50-летия Октября и другие застарелые болевые точки города), возникает ощущение, что Саратов предоставлен самому себе. Он развивается так же хаотично, как в XVIII веке, когда каждый строит там, где хочет, общее благо никого не интересует, а о проблемах задумаются (может быть) лишь тогда, когда станет совсем уже невмоготу.