Рукотворная история

Вечером в минувшую среду на последнем этаже саратовского театра оперы и балета было буквально не протолкнуться - по случаю Дня театра и 210-летия саратовского театрального искусства там открывали «Выставку театральных художников». Яркое и разнообразное собрание макетов, эскизов, костюмов, плакатов и других произведений из разных саратовских театров за последние почти сто лет действительно заслуживает неформального внимания публики

Вечером в минувшую среду на последнем этаже саратовского театра оперы и балета было буквально не протолкнуться - по случаю Дня театра и 210-летия саратовского театрального искусства там открывали «Выставку театральных художников». Яркое и разнообразное собрание макетов, эскизов, костюмов, плакатов и других произведений из разных саратовских театров за последние почти сто лет действительно заслуживает неформального внимания публики. 

На мероприятие явился практически весь местный бомонд. Среди собравшихся можно было увидеть худрука театра драмы Григория Аредакова, экс-директора оперного театра Илью Кияненко, худрука филармонии Анатолия Катца, директора цирка Ивана Кузьмина, многочисленных художников, фотографов, музейных работников и иных представителей творческой индустрии.

Первым попросили выступить спикера областной думы Владимира Капкаева. Открытиями его речь, увы, не блистала. «Какой театр без художника, без декораций, без грима, в конце концов», - говорил он, вызывая настойчивое желание прокричать в ответ тоже банальное «Спасибо, кэп!» (в смысле, Капитан очевидность). В конце выступления руководитель облдумы пожелал художникам и прочим служителям Мельпомены... творческих успехов.

«Те ожидания, которые мы испытываем, уже говорят о многом», - заявил зампред Михаил Горемыко, подогревая градус ожиданий. Главный художник театра оперы и балета и худрук проекта Сергей Болдырев отметил, что выставка очень разнообразна по стилистике и структуре и высказал много благодарностей в адрес тех, кто помогал готовить этот проект. В частности, он отметил, что министр культуры Светлана Краснощекова вложила в ее создание «всю свою душу и сердце». И высказал «особую благодарность» в адрес директора театра Рената Мухамедьярова, который «тоже вложил в эту выставку всю свою душу и все свое сердце». После этих слов у некоторых могло возникнуть ощущение тревоги за директора и министра, поскольку их работа хоть и предполагает душевную щедрость, но вкладывать сердце с душой в один проект - это, пожалуй, чересчур.

В любом случае, министр Краснощекова от приветственного слова почему-то воздержалась. Затем произошло традиционное для таких случаев перерезание красной ленты, и многочисленные гости смогли увидеть экспозицию, которая действительно заслуживает внимания всех, кто увлекается театром. Она заняла всё помещение четвертого этажа, которое «обнимает» собой внутренний атриум театра - голубую гостиную. Несмотря на местами низкие потолки, в целом это довольно большая площадь, и театру давно следовало бы ее использовать.

«Выставка театральных художников» получилась пестрой и очень разнообразной. Она включает кукол и кинетические объекты, подлинные сценические костюмы и парики, с названиями вроде «Змея в винограде» и «Убитая птица». Но наиболее широко в экспозиции представлены всевозможные акварели, графика, картины маслом, сотни нарисованных эскизов костюмов и сценического оформления. Многие из них представляют собой законченные произведения музейного уровня.

В подписях к ним можно увидеть самые разные даты. Наиболее старые экспонаты - эскизы декораций М.Мартемьянова к спектаклям саратовского Городского театра, датированные 1916-м годом. Лаконичные работы А.Чечнева к спектаклям Театра дома Красной армии 1929-34 годов смотрятся как книжные иллюстрации. Некоторые картины Н.Архангельского 40-х и 60-х годов, написанные гуашью, напоминают произведения Ивана Билибина. Вырезанные из картона черные силуэты В.Черевкова к «Медному всаднику», спектаклям «О рыбаке и рыбке» и «Ноев ковчег» - графику эпохи Серебряного века.

В эскизе декораций к спектаклю «Не называя фамилий» 1954 года А.Лапшина можно увидеть идеал советской дачной жизни - большую веранду с пианино, шахматами, черным телефонным аппаратом тех лет и стульями вокруг стола под низким абажуром. А в проекте Ю.Доломанова к спектаклю «Тополек мой в красной косынке» 1971 года - индустриальный авангард с распахнутым горизонтом, цветными огнями, «падающей» вдалеке опорой высоковольтной линии и кузовом грузовика на переднем плане. Среди афиш встречается милый плакат спектакля «Таня» Балаковского колхозно-совхозного театра сезона 1938-39 годов. Из него мы можем узнать, что спектакли начинались в то время в «8 ч. 30 мин. вечера», а театр был открыт уже за час до начала. Оригиналы ярких афиш, выполненные для нашего оперного театра петербургским художником С.Чижевским, представляют пример превосходной графики. А многочисленные макеты оформления сцены к разным спектаклям демонстрируют, что саратовские художники в разные времена всегда могли предложить режиссерам небанальные творческие решения. На фоне всех этих рукотворных чудес, с мельчайшими, но точно выполненными деталями из подручных материалов, немногочисленные компьютерные эскизы последних лет смотрятся особенно кондово.

Поразительно, что по меньшей мере двум местным телеканалам не хватило тех слов, что господин Капкаев произнес перед перерезанием ленточки, и они записывали его высказывания уже в выставочном пространстве. Возможно, они надеялись получить что-то более глубокомысленное, чем фразы о том, что суть любого спектакля «невозможно выразить только силами актеров»... Как бы там ни было, упор местного телевидения на одних и тех же персонах по любому поводу - будь то открытие хоть нового коровника, хоть выставки театральных художников - откровенно удручает.

Впрочем, тем, кто не разделяет пристрастия ТВ, можно не волноваться - лица власти на выставке в оперном театре отсутствуют. Даже родной для многих поколений образ великого вождя мирового пролетариата В.И.Ленина не омрачает экспозицию, не говоря уже про наших современников. И это доказывает, что при всей безудержной любви к «совку» у многих сограждан территория серьезного искусства, в отличие от советских лет, еще держит оборону.

Несмотря на постоянное развитие кинематографа, качественная театральная постановка до сих пор продолжает оставаться серьезным конкурентом любому фильму в 3D, поскольку создает иную реальность гораздо ощутимее. Чем вдохновеннее и профессиональнее выполнили свою работу художники, костюмеры и гримеры, тем полнее удается актерам на некоторое время создать параллельный мир, где «здесь и сейчас» развивается неповторимая история. Новая выставка позволяет не только заглянуть за кулисы многих саратовских постановок, но и увидеть, как рождались образы, которые были воплощены затем на саратовских подмостках. И потому она безусловно заслуживает внимания всех, кто любит культуру и искусство.