Недоделки

Недоделки

Про саратовские дороги и энгельсский мост есть две новости: хорошая и плохая. Сначала плохая: в этом году они останутся в прежнем состоянии. Дороги будут, как всегда, разбитыми, а мост не станут ремонтировать полностью. Хорошая же новость заключается в том, что состояние областных трасс хоть и не улучшится, но зато и не ухудшится, а мост Саратов - Энгельс в ближайшее время не закроется и не рухнет в Волгу

Про саратовские дороги и энгельсский мост есть две новости: хорошая и плохая. Сначала плохая: в этом году они останутся в прежнем состоянии. Дороги будут, как всегда, разбитыми, а мост не станут ремонтировать полностью. Хорошая же новость заключается в том, что состояние областных трасс хоть и не улучшится, но зато и не ухудшится, а мост Саратов - Энгельс в ближайшее время не закроется и не рухнет в Волгу.

На совещании, состоявшемся в минувший вторник в областном комитете дорожного хозяйства, этих проблем никто не замалчивал. Зампред областного правительства Сергей Канчер так и обозначил формат работы: «Мы договорились, что это у нас совещание. Я бы даже больше сказал: давайте проведем рабочее совещание... Состояние дорог и наши действия по этому поводу. Состояние автомобильного моста Саратов - Энгельс и наши действия по этому поводу».

Что касается состояния областных дорог, то лучше всего его характеризует слово «недоремонт», которое употребляет председатель дорожного комитета Николай Чуриков. По его словам, из 10 тысяч километров региональных трасс за последние шесть лет отремонтировано всего 150 километров. «Накопленный недоремонт составил порядка восьми с половиной тысяч километров, или 86%», - отметил Чуриков. «Недоремонт» и другие недоделки, разумеется, проистекают из-за недофинансирования. А недофинансирование в свою очередь - из-за других «недо». Получается замкнутый круг.

В этом году на содержание дорог Саратовской области будет направлено 1,8 миллиарда рублей. Понять, много это или мало, - значит, понять следующий откровенный диалог двух профессионалов.

- По расчетам комитета, этих ресурсов достаточно, чтобы содержать региональную дорожную сеть? - медленно, с расстановкой спросил Канчер у Чурикова.

- На эти средства мы хотим максимально провести работы по линии содержания, это дойти до каждого населенного пункта и обеспечить безопасный проезд. Вот этих средств на эти цели достаточно, - так же медленно и с расстановкой ответил Чуриков.

- Правильно ли я понимаю, - продолжил в той же манере зампред, - что это означает, что этих средств достаточно, чтобы все дороги регионального значения были проезжими, то есть, говоря языком популярным, никаких ям и тому подобных препятствий на дорогах быть не должно. Верно?.. Неверно? Тогда еще раз спрашиваю: 1,8 миллиарда достаточно, чтобы содержать дороги? Мы договорились откровенно разговаривать.

- Я говорю, что этих средств достаточно, чтобы обеспечить безопасный проезд на дорогах, - монотонно повторил глава дорожного комитета. - Это говорит о том, чтобы устранить все аварийные разрушения на дорогах.

Тогда зампред переформулировал свой вопрос:

- У нас препятствия нормируются по ГОСТу. Если это яма, то она должна быть не больше определенного предельного размера, если это - я буду называть это словом «кочка» - вот это препятствие тоже должно быть предельного размера. Еще раз спрашиваю: правильно ли я понимаю, что запредельных величин не будет?

Видимо, красноречие Сергея Васильевича привело Николая Николаевича в легкое замешательство, и потому он промолчал. Однако другие дорожники пояснили за него, что 1,8 миллиарда рублей, конечно, мало. Во-первых, финансирование должно быть в десятки раз больше, во-вторых, сметой не предусмотрены некоторые виды работ, без которых привести трассы в надлежащее состояние не получится. Иными словами, денег хватит только на извечный ямочный ремонт. Но и имеющие средства надо распределять с умом.

 - Не стоит разбрасывать деньги по районам, все равно на всех не хватит. Надо расставить приоритеты и сосредоточиться на тех дорогах, которые ведут к крупным населенным пунктам, по которым ездят школьные автобусы и так далее, - заявил бывший министр по дорогам и транспорту Александр Орлов.

Зампред Канчер тоже предложил план «наших действий по этому поводу»:

- Если мы приложим какие-то незаурядные способности, мы сможем увеличить финансирование на 10, ну на 15%. Это решает проблему? - риторически спросил он. - На 10% - решает... Я как-то, выступая здесь на коллегии, предложил подумать над темой частно-государственного партнерства. Кстати, это мировая практика. Не всем это понравилось, некоторые средства массовой информации меня даже критиковать стали... Это не означает, что все дороги нужно сделать частными или мосты таковыми тоже. Но это тема для рассуждения, и мы могли бы мозговым штурмом или техническим советом обсудить и эту тему тоже... Мы что, будем смиренно ждать, пока бюджет в 10 раз не вырастет? Ну, я уверяю, что это, во-первых, очень тяжело и, наверное, очень долго.

Однако никто не поспешил обсуждать государственно-частное партнерство - возможно, потому, что никто не в теме. Вместо этого Николай Чуриков пожаловался, что по сравнению с другими регионами у нас слишком много дорог: даже в более обеспеченной Самарской области - всего 6 тысяч километров, то есть почти в два раза меньше, чем в нашей. В связи с этим комитет, не без помощи народного губернатора Радаева и мудрой пословицы «баба с возу - кобыле легче», собирается передать часть областных дорог на федеральное содержание.

Что касается старого моста через Волгу, то, по словам Чурикова, стоимость его капитального ремонта составляет более 700 миллионов рублей. Правда, речь идет о ценах 2008 года - именно тогда, пять лет назад, было осуществлено последнее обследование объекта и составлена смета ремонтных работ, часть которых даже была выполнена. В этом году планируется заново обследовать мост, включая подводную часть опор, потратив на эти цели 265 миллионов. По словам директора института «Проектмостреконструкция» Виктора Морозова, саратовский мост - единственный в своем роде, поскольку он ни разу не ремонтировался за все 48 лет существования.

Как рассказал Морозов, в 2008 году остаточный ресурс прочности моста оценивался в 20-25 лет, но при условии его капремонта. Что покажет новое обследование - сказать трудно. Но в будущем наверняка потребуется изменение режима движения по мосту, а в идеале - строительство рядом с ним нового перехода через Волгу. Пока же, по оценкам специалистов, эксплуатация мостового перехода «относительно безопасна».

- Сейчас движение по мосту для транспорта относительно безопасно, потому что ограждения у нас довольно низкие, а для пешеходов оно безопасно там, где есть целые перила, - подчеркнул Виктор Морозов.

- То есть если какому-то из автолюбителей или транспортному средству захочется с моста спрыгнуть, старые ограждения его не удержат. Вот об этом речь, - разъяснил слова проектировщика Сергей Канчер. - Но несущие конструкции моста выполнены нашими добрыми ветеранами таким образом, что эксплуатировать его можно, но ремонтировать нужно.

Ветераны, строившие мост полвека назад, в свою очередь отметили, что разговоры о необходимости ремонта ведутся почти 20 лет. По словам бывшего руководителя Мостотряда №8 Анатолия Смоголя, на письма с просьбой профинансировать капремонт объекта изо всех инстанций приходят только отписки. Ветераны-мостостроители выразили надежду, что новые руководители региона настроены в этом вопросе более решительно, чем прежние.

- Самое главное - денег накопить, - отметил Анатолий Смоголь. - И подумать, как перевозить людей. А вдруг понадобится?