Жизнь, как правило, опережает планы чиновников. Пока областные министры и городские бюрократы учатся вовремя вворачивать в свои речи слово «кластер» и пытаются понять, где и на какой основе их можно обустроить, бизнесмены Саратова незаметно сделали в городе несколько улиц «специализированными». Концентрация торговли определенными товарами на конкретных улицах - характерное явление для многих городов мира. Но в нашем случае этот процесс, как и многое, пущен на самотек. Поэтому специализация улиц, при всех ее плюсах, усиливает транспортные и иные проблемы центра Саратова
Жизнь, как правило, опережает планы чиновников. Пока областные министры и городские бюрократы учатся вовремя вворачивать в свои речи слово «кластер» и пытаются понять, где и на какой основе их можно обустроить, бизнесмены Саратова незаметно сделали в городе несколько улиц «специализированными». Концентрация торговли определенными товарами на конкретных улицах - характерное явление для многих городов мира. Но в нашем случае этот процесс, как и многое, пущен на самотек. Поэтому специализация улиц, при всех ее плюсах, усиливает транспортные и иные проблемы центра Саратова.
Торговые заведения на первых этажах зданий, имеющих собственные витрины и выходы, принято называть «стрит-ритейлом». Одна из его тенденций, характерных для всего мира, - это специализация улиц, то есть концентрация на ней коммерческих объектов и компаний, работающих в одном сегменте бизнеса. Самые известные примеры - Пятая авеню (авеню мод) в Нью-Йорке или Бонд-стрит в Лондоне, улица элитных бутиков еще с XVIII века.
В Саратове одной из первых улиц с ярко выраженной специализацией какое-то время была Киселева - на протяжении трех кварталов и сейчас можно встретить несколько офисов ритуальных компаний. Одно время эта «похоронная» специализация была чересчур заметной, но сейчас на Киселева с ритуальными компаниями мирно соседствуют салон красоты, магазин «18+», заведения общепита и другие бизнес-структуры.
У проспекта Кирова можно выделить сразу несколько «специализаций», хотя сравнивать его с другими улицами города не слишком корректно, поскольку это пешеходная зона, то есть по определению центр притяжения людей со всего города. В любом случае проспект, без сомнения, - важнейшая «фэшн-стрит» для массовых покупателей, поскольку на ней работают множество магазинов одежды и обуви, включая крупные торговые комплексы. Хотя до самых насыщенных торговых улиц Берлина или других европейских столиц ему еще очень далеко.
Еще одна специализация проспекта - общественное питание. На протяжении трех кварталов даже в холодное время года работают около тридцати кафе, ресторанов и других заведений общепита самых разных форматов и ценовых категорий. Другой улицей с «общепитовской» специализацией за последние годы стала Горького. Только в промежутке от Кутякова до проспекта Кирова с нее можно зайти как минимум в десяток кафе и ресторанов. Всего же на протяжении Горького их действует гораздо больше. Причем есть здания, вроде гостиницы «Москва», в которых работают сразу несколько разных заведений общепита.
Другие районы Саратова таким разнообразием поразить горожан, увы, явно не могут. К примере, на информационном стенде о Ленинском районе города, который можно увидеть поблизости от здания администрации, указано, что на его территории действует 170 заведений общепита. Но при этом приличные рестораны и кафе можно пересчитать по пальцам одной руки. А качественных недорогих сетевых заведений, если не принимать во внимание большие торговые центры на 3-й Дачной и на Вольском тракте, все еще мало. И это при том, что Ленинский - самый большой район Саратова по численности населения (270 тысяч человек).
Впрочем, концентрация на центральных улицах города (особенно на проспекте и поблизости от него) магазинов одежды, обуви или заведений общепита, - вполне прогнозируемый итог развития капитализма в отдельно взятом городе РФ. А вот состоявшееся за последние годы превращение Кутякова в «улицу дверей» - куда более примечательное явление. На обеих ее сторонах в квартале между Рахова и Чапаева в настоящее время работают 8 магазинов дверей, между Чапаева и Вольской - 7, между Вольской и Горького - 10. Таким образом, только на протяжении трех кварталов на Кутякова сконцентрировались два с половиной десятка салонов, где можно купить самые разные двери - от стальных до межкомнатных и от дешевых до элитных. Если добавить к этому еще несколько дверных магазинов, которые встречаются на других отрезках этой улицы, то эта специализация, конечно, производит впечатление.
Пример Кутякова показывает, что концентрация тех или иных магазинов может возникнуть, во-первых, стихийно, во-вторых, по не слишком понятной логике. Было бы разумно ожидать появление такой «дверной авеню» поблизости от крупных строительных магазинов или в других подобных местах, но уж никак не на улице, расположенной неподалеку от административного и культурного центра города.
На том же проспекте Кирова буквально «дверь в дверь», один за другим расположены салоны всех компаний «большой тройки» мобильной связи России. Казалось бы, какой смысл толкаться локтями на одном участке проспекта? Однако для бизнеса смысл в этом очевидно есть, раз он демонстрирует это конкретными действиями.
Примечательно, что при этом, скажем, «финансовой» или «деловой» улицы, наподобие нью-йоркской Уолл-стрит, где были бы сконцентрированы ведущие банки, крупнейшие финансовые компании и надзирающие за ними госструктуры, в Саратове нет. Хотя многочисленными офисами различных банков могут похвастаться разные улицы центра.
Другой сегмент бизнеса с высокой локализацией и концентрацией - аптеки. За последние годы наше население привыкло «отовариваться» в них так же, как и в сетевых продовольственных магазинах. Бизнес быстро подстроился под эту модель поведения, и сейчас «Яндекс» на запрос «аптеки Саратова» выдает более двухсот (!) адресов. Скажем, на протяжении улицы Чапаева можно легко насчитать по карте более десятка аптек. А в Ленинском районе, рядом со 108-й школой, вообще сформировался своеобразный «аптечный кластер»: на улице Международной напротив школы в соседних домах работают две аптеки, одна действует в доме через дорогу, и еще две - вверх по Международному проезду, тоже поблизости друг от друга. Итого, по сути, в одном квартале работают сразу пять (!) аптек. Почему все они находят потребителей, несмотря на такую конкуренцию? Видимо, потому, что вместо реальных мер по оздоровлению нации государство предпочитает закрывать глаза на качество продовольствия в российских магазинах и буйную телерекламу медикаментов. Ежедневный маршрут для многих саратовцев - сначала в магазин за едой, потом в аптеку за лекарствами. Если ситуация будет развиваться такими темпами и дальше, аптек скоро будет не меньше, чем продуктовых магазинов. Но это, впрочем, отдельная тема.
Благом является стихийная торговая специализация улиц Саратова или нет, вопрос открытый. В нашей стране торговля всегда была своего рода «падчерицей» экономики. До сих пор развитие торговли с высоких трибун разве что не осуждается. В постсоветской системе взглядов на экономику приоритетом по-прежнему видится производство, а торговля представляется чуть ли не «неизбежным злом». В результате она зачастую развивается как хочет. Однако при такой ситуации возможны любые перекосы. И власть в этом случае должна быть готова, что Первомайская или другая центральная улица Саратова может незаметно стать не «авеню элеганс», с бутиками, ювелирными салонами или магазинами дорогих предметов интерьера, а, скажем, улицей магазинов «Интим». Или еще чем похуже.
Освоение других улиц или даже кварталов компаниями одного профиля может произойти быстрее, чем чиновники начнут разворачиваться к этой проблеме лицом. Изменить специализацию той же улицы Кутякова (если вдруг власть решит озаботиться этим) будет непросто без каких-то специальных мер. Для некоторых компаний конкретный магазин, расположенный на ней, может быть неприбыльным и даже убыточным, но для «представленности» и лишнего напоминания потенциальным покупателям о себе предприниматели не станут отказываться от его содержания.
Одним словом, градостроительное планирование и развитие по-прежнему не является сильной стороной власти в Саратове. И пока это будет продолжаться, горожанам, возможно, предстоит увидеть немало удивительных превращений знакомых улиц.