В Валерии Васильевиче Радаеве удивительным образом уживаются два человека. Один - гуманитарий-теоретик. Он обожает философию, историю, литературу и может часами напролет цитировать Бердяева, Карамзина, Гиляровского и т. д. А во время его публичных выступлений не покидает ощущение, что он вот-вот перейдет с русского литературного на латынь или древнегреческий. Другой - гуманист-практик. То есть настоящий русский мужик. Немного суровый, в меру жизнерадостный, простой в общении, смекалистый и не без хитринки
В Валерии Васильевиче Радаеве удивительным образом уживаются два человека. Один - гуманитарий-теоретик. Он обожает философию, историю, литературу и может часами напролет цитировать Бердяева, Карамзина, Гиляровского и т. д. А во время его публичных выступлений не покидает ощущение, что он вот-вот перейдет с русского литературного на латынь или древнегреческий. Другой - гуманист-практик. То есть настоящий русский мужик. Немного суровый, в меру жизнерадостный, простой в общении, смекалистый и не без хитринки.
Первый Валерий Васильевич Радаев (ВВР №1) обычно берет верх, когда народный губернатор читает по бумажке свой доклад, отчет или что-нибудь еще столь же важное. Второй (ВВР №2) всегда проявляется в ходе непринужденной беседы главы региона с народом, подчиненными, депутатами или кем-либо еще. На очередном заседании Саратовской областной думы занятие нашлось обоим Валериям Васильевичам. Номер один, как и положено, читал отчет о результатах деятельности своего прогрессивного правительства за 2012 год. А номер два, в свою очередь, отвечал на вопросы членов депутатского корпуса. Дорогие читатели, предлагаем вашему вниманию обе версии Валерия Васильевича - печатную и не печатную. В общем, почувствуйте разницу.
О бюджете и государственном долге Саратовской области
ВВР №1
В первый месяц своей работы новое правительство провело детальный анализ экономического состояния области, результат которого показал наличие масштабных проблем, значительная часть которых накапливалась годами. Уже более двух десятилетий доходы жителей области остаются ниже среднероссийских. Это тормозит развитие торговли и сферы услуг, демотивирует бизнес, создает неблагоприятный инвестиционный фон. Основной источник формирования доходов - реальный сектор экономики, в свою очередь также страдающий от целого ряда системных проблем. Это дисбаланс развития АПК, в том числе мелиоративного комплекса, закредитованность сельхозтоваропроизводителей, износ основных фондов в промышленности и транспорте, низкий уровень коммерциализации инновационных разработок. И все это усугублялось значительным долгом областного бюджета. На 1 апреля 2012 года он составил 35,5 миллиарда рублей, или более 78% объема бюджетных ассигнований без учета безвозмездных поступлений. <...> Весьма непросто обстоят дела в бюджетной сфере области. Складывалась эта обстановка не один год, и кардинально улучшить ее за короткий срок невозможно. За последние шесть лет - с начала реформы разграничения полномочий - при росте налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2,8 раза объем расходных обязательств увеличился более чем в три раза. Опережающими темпами развивалась социальная сфера, динамичный рост доходов в предкризисные годы позволил существенно увеличить расходы на меры социальной поддержки отдельных категорий населения. В последующем значительных финансовых ресурсов требовали продолжающаяся передача полномочий с федерального уровня, реализация важнейших национальных проектов. Завышенные ожидания по доходам из года в год не оправдывались. Недобор компенсировался заимствованиями, которые лишь усугубили ситуацию, отвлекая средства на обслуживание. На 1 апреля 2012 года объем государственного долга области составлял 35,5 миллиарда рублей, из которых 83,3% приходилось на дорогие банковские кредиты. <...> Поэтому первоочередной задачей нового правительства стал поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Работа строилась в соответствии с достигнутыми договоренностями с федеральным центром о предоставлении области дополнительной финансовой помощи. Прежде всего, была проведена корректировка параметров бюджета для устранения заложенных при его формировании изъянов. Майское сокращение расходов областного бюджета на 1 миллиард рублей по всем главным распорядителям позволило привлечь из федерального бюджета дотацию на сбалансированность в размере 1,2 миллиарда рублей, то есть наполнить финансированием бюджетные проектировки. В дальнейшем все изменения в ассигнования текущего года происходили за счет перераспределения имеющихся средств.
ВВР №2
Что касается, наверное, про долг несколько сказал бы. Нам все-таки паритет долга удалось немножко выправить. Если, помните, сначала было 83% от налоговых и наших всех поступлений, от дохода, одним словом, сегодня мы сделали его почти 50 на 50, почти 50 на 50. Это ту задачу, которую мы ставили в своем, перед собой в 2012 году. Но это вообще была сверхзадача. <...> При всем при том мы эту работу не только завершили прошедшим годом, потому что мы привлекали бюджетный кредит, как я сказал, не только на решение баланса по долгу или возмещение банковских кредитов, шли программными направлениями. <...> И по долгу, по долгу я назвал те мероприятия, которые сегодня будут решаться. Что принято буквально день-два назад у нас в правительстве. Мы приняли персональную ответственность сегодня членов правительства, в частности, министр экономики будет отвечать за доходы. Обозначили, обозначили его как ответственного, и рабочую группу, которая будет ежедневно заниматься только одним вопросом - доходами. <...> Что касается расшивки именно долговой нагрузки всей. Здесь будет еще одна группа, которая персонально будет отвечать - Большеданов Павел Владимирович. Вот тоже будет группа постоянно действующая, каждый понедельник - отчет. Другого в подходах просто сегодня, занимаясь в общем и обо всём, здесь движения мы не получим. <...> Поэтому вот эти процессы, они будут живые... <...> Я думаю, что здесь нам что-то удастся все равно. Прежде всего надо повысить доходы. Одна задача - повысить доходы. Что касается коррупции, мы в рамках законодательного поля действуем, у нас есть закон, у нас есть программа по коррупции. Что касается замминистра, он задержан, задержан и, наверное, будет отвечать по закону, если будет доказана вся его вина по этой части. Что касается других процессов, мы открыты в этой части, и каждый член правительства об этом знает, каждый глава муниципального района об этом знает. Поэтому сегодня мы глубже идем, внутри себя. Я несколько времени назад предупреждал, коллеги, в бюджете мы заложили 100 миллионов в 2012 году на исполнение штрафных санкций. Что за штрафные санкции, что за суды? В этом году закладываем 200 миллионов рублей. Я сигнал этот давал. Мы ввели для этого фильтры, чтобы не было вот этих. <...> И мы сегодня знаем, говорим с частью ответственных лиц, которые сегодня отвечают за финансовую составляющую, мы найдем механизмы правильного использования и эффективного использования бюджетных денег, будем в этом направлении двигаться. Поэтому у нас сегодня идут опросы, допросы в министерстве финансов. Так вот, на всякий случай. И по другим министерствам будут идти, если необходимость в этом будет. Поэтому мы здесь работаем внутри себя, не дожидаясь, когда люди в погонах придут, постучат к нам и скажут: «Вот здесь, вот здесь нарушения». Поэтому ничего не скрываем, вся позиция, политика открытая. Свято, бюджетный рубль - свято. Это деньги налогоплательщиков, и никто не имеет права их расходовать по своему усмотрению.
Об агропромышленном комплексе Саратовской области
ВВР №1
2012-й стал четвертым подряд годом экстремальных погодных условий. Это крайне негативно отразилось на сельском хозяйстве, привело к существенному снижению производства продукции растениеводства. В 23-х районах области был введен режим чрезвычайной ситуации. Это не позволило нам достичь плановых показателей развития аграрного сектора экономики. В итоге индекс производства сельхозпродукции составил 90,5%.<...> Многолетние потери от засухи в растениеводстве обусловили подорожание кормов и, как следствие, снижение производства животноводческой продукции. С целью полноценного обеспечения поголовья скота кормами был своевременно проработан вопрос закупки кормов на территории области и близлежащих регионов. В качестве господдержки регион получил из федерального бюджета средства в размере 153 миллионов рублей на компенсацию сельхозтоваропроизводителям потерь от засухи. В связи с целым рядом завышенных показателей было решено провести пересчет скота во всех районах области. Реальные цифры оказались заметно ниже отчетных, в частности, фактическое поголовье было завышено более чем на 14%. Такое несоответствие стало еще одной причиной снижения статистической численности скота в личных подсобных хозяйствах. В результате производство животноводческой продукции сложилось существенно ниже уровня прошлого года, не позволив нам выйти на целевой ориентир прироста.
ВВР №2
Хотел бы сказать, в этих же опять сложных условиях мы с вами все природные катаклизмы, чрезвычайные риски, в том числе паводок в этом году, объединив усилия, при всем при том - была, вода не была, но организационные моменты проведены на высоком уровне. <...> Что касается уже самого главного мероприятия, наверное, которое сегодня проходит у нас в области и закладывает основу будущих успехов - это, конечно, весенние полевые работы на селе. <...> Поверьте, что сегодня настрой у наших тружеников сельского хозяйства он хороший и нацелены на результат. Все-таки вот эти годы, которые предшествовали, определенная нестабильность, как, прежде всего, погодно-климатические условия, они, конечно, сделали свое дело. Но всё вместе, и поддержка прежде всего федерального центра, который не оставил сельхозтоваропроизводителей в сложные моменты один на один. И те задачи, которые мы ставим сегодня перед сельским хозяйством, и в целом наша задача, почему сегодня главный день, почему закладывается успех, чтобы мы максимально вышли все-таки, обеспечив свое население своими продуктами питания, своим сырьем. И это очень важно. У нас есть определенные сбои, о чем я сказал, то есть бывшая статистика и фактическое состояние в отрасли животноводства, конечно, очень и очень разнится. <...> Поэтому мы ставим перед собой уже не то что достичь каких-то показателей в плане нормализации ситуации, мы должны двигаться вперед. У нас сегодня есть для этого основания и есть совместное желание.
О реальном секторе экономики Саратовской области
ВВР №1
...Региональная экономика развивалась, не имея четких ориентиров и согласованных между отдельными секторами планов. Инициативы Президента РФ Владимира Путина стали основным аргументом для внесения необходимых коррективов в Стратегию социально-экономического развития области до 2025 года. Параллельно с пересмотром параметров региональной стратегии правительством области был разработан проект программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года. Документ был утвержден областной думой 3 июля 2012 года. Подчеркну: последняя программа развития области на среднесрочную перспективу утверждалась в 2005 году. Потенциал восстановительного роста после экономического кризиса к 2012 году в России был исчерпан. Эта ситуация была присуща всем регионам страны. Общероссийская тенденция снижения рентабельности в традиционных секторах экономики проявилась и у региональных предприятий. Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций снизился на 1,6% по сравнению с 2011 годом. Уменьшение доли прибыли отразилось на налоговых поступлениях, возврате ранее уплаченных в областной бюджет налогов. Также это привело к коррекции инвестиционных планов, переносу части из них на более поздние сроки. Проблемы стали осложнять предприятиям получение банковских кредитов, что не позволяло наращивать объемы производства прежними темпами. Главной задачей прошлого года было - обеспечить загрузку предприятий реального сектора экономики. В рамках реализации федеральных целевых программ мы добились увеличения выделенных области федеральных средств с 6,8 миллиарда в 2011 году до 9,1 миллиарда рублей в прошлом году.
ВВР №2
Валовый региональный продукт, ВРП, он у нас там четыреста с небольшим миллиардов рублей. Наша задача и до пятьсот его довести, но мы должны понимать - не только он должен в сумме быть производства, но самое главное - прибавочный продукт, его реализация. Когда мы смотрим реализацию этого продукта, а этой суммы нет, она намного ниже, поэтому почему у нас доходная часть намного ниже. Поэтому есть несколько источников - только внутренние доходы за счет нашей экономики. Вот правительство вместе с депутатами должны создать все условия для всех видов бизнеса, ведения бизнеса, для всех наших производств, чтобы вот здесь вот мы резервы эти раскрыли. <...> Что касается земельного налога, для нас это историческая проблема. На самом деле сегодня мы собираем там где-то три с половиной миллиарда рублей всего земельного налога и арендной платы, ну это ровно 50% от того, что мы могли бы собирать. Поэтому наша задача выйти на планку не менее семи миллиардов рублей. Вот это резерв, но это резерв непростой.<...> На самом деле все, что проводится, и все, что мы с вами проводим в решения, в жизнь нашей области прежде всего для жителей нашей области в непростых условиях. Но поверьте, только вот объединив усилия, о чем сказал каждый из выступающих, мы можем двигаться вперед. Почему я так говорю. Если мы все следим за ситуацией сегодня в целом в стране, в мире, и мы видим, какая непростая экономическая ситуация. И один из лидеров парламентских партий сказал, что 2013 год будет самым сложным в экономике в целом, соответственно экономика - это следствие всей социальной политики. <...> Наша задача - основные фонды с области не допустить, чтобы разбазарили, растащили.
Разное
ВВР №1
Прошел год, как новый состав областного правительства приступил к исполнению своих обязанностей. В средствах массовой информации, со стороны различных экспертных групп уже прозвучали оценки нашей работы, дан анализ позитивных изменений, сделаны критические замечания. И то, и другое для нас одинаково ценно. Опыт прошедшего года показал, что власть, население, политические партии и общественные объединения нашего региона готовы к консолидации, к объединению сил ради стабильного развития области, ради того, чтобы здесь было комфортно жить, работать и растить детей. Причем не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах. Поэтому любые дискуссии на тему, что удалось сделать за этот год правительству, а в чем мы оказались слишком самонадеянными или оптимистичными, команда исполнительной власти воспринимает с доверием и вниманием. У нас нет оснований видеть в лице своих критиков заинтересованных сторонников деструктивных тенденций в регионе. Напротив, на сегодняшний день все уровни и ветви власти, как я это вижу, действуют по принципу: в главном - единство, во второстепенном - многообразие, а в целом - забота о своих земляках и любовь к Саратовской области. И это я считаю одной из главных побед прошедшего года! <...> Мы ставим достаточно амбициозные задачи, при этом реально оцениваем свои возможности и свой потенциал. И здесь, на мой взгляд, крайне важно найти золотую середину. Можно, конечно, поднимать на щит весь ворох накопленных проблем, тем самым оправдывая перед людьми невозможность кардинально улучшить их жизнь уже сегодня. Можно, напротив, кормить людей обещаниями и славословить по поводу былых заслуг «столицы Поволжья». Ни то, ни другое для нас неприемлемо. У исполнительной власти есть возложенные на нее полномочия, обязательства перед населением, четкие ориентиры, поставленные Президентом страны. И четкий настрой на то, что нужно вкалывать изо дня в день, впрягаться в проблемы каждого конкретного человека и менять ситуацию к лучшему!
ВВР №2
Я думаю, когда мы обозначали в своих направлениях, что приоритет будет культура, на самом деле это не на словах. Нам сегодня что-то удается, что-то нет. <...> Вот никак не дойдут руки до музея Столыпина в Балтае. Обязательно мы обязаны в этом году сделать, в год столетия нам не удалось, но я думаю, что мы постараемся, найдем решение и тоже точку здесь поставим. Что касается других объектов, особенно объектов в сельской местности, мы вместе с вами по вашей инициативе приняли решение сегодня 150 миллионов в очередной раз выделяем для того, чтобы поддержать сегодня сельскую культуру. Это принципиально важно. <...>Что касается наших объектов филармонии, которая уже более 6 лет стоит. Вы знаете, найдено решение, деньги 300 миллионов выделены. Мы сегодня приступили уже к работе, провели первую стартовую планерку. До декабря месяца объект будет введен, введен совершенно будет новый зал филармонии, совершенно будет новый объект. Поэтому он будет увеличен, он будет с современной акустикой, он будет с современной начинкой, поэтому, я думаю, что в декабре мы уже увидим совершенно другой зал. Что касается старого ТЮЗа, сегодня ведутся предпроектные работы. Мы выделили, если вы помните, 10 миллионов рублей для того, чтобы сегодня заказать - у нас в апреле где-то должен стартовать конкурс по проекту, закажем документацию и сделаем центр также детства по нескольким направлениям. Что это вот будет такой объект тоже детского направления, только с более широким спектром направлений - и танцы, и песни, и всё. У нас нет ни одного зала как концертного в целом в области, так и для детей, где сегодня самореализовываться именно наших одаренных детям. <...> Пока предварительно мы ведем переговоры и с Министерством культуры Российской Федерации, и с нашими большим бизнес-сообществом для того, чтобы, там понадобится тоже около 400 миллионов рублей, для того, чтобы вот в этой сжатой территории сохранить все-таки какую-то преемственность архитектуры, сделать это здание. Поэтому работы здесь тоже ведутся.