На днях в Нижнем Новгороде состоялось совещание субъектов Приволжского федерального округа по вопросу развития систем здравоохранения регионов на 2013-2020 годы, на котором министр здравоохранения Саратовской области Алексей Данилов представил стратегию развития отрасли на ближайшие семь лет. Как сообщает сайт облправительства, «региональная стратегия развития системы здравоохранения Саратовской области получила положительные отзывы у руководства федерального минздрава и была принята без дополнительных изменений». Особо подчеркивается, что «у семи регионов из 14 программа не была принята и направлена на доработку». Почему же саратовская стратегия развития здравоохранения так понравилась чиновникам, а главное - понравится ли она обыкновенным пациентам?
На днях в Нижнем Новгороде состоялось совещание субъектов Приволжского федерального округа по вопросу развития систем здравоохранения регионов на 2013-2020 годы, на котором министр здравоохранения Саратовской области Алексей Данилов представил стратегию развития отрасли на ближайшие семь лет. Как сообщает сайт облправительства, «региональная стратегия развития системы здравоохранения Саратовской области получила положительные отзывы у руководства федерального минздрава и была принята без дополнительных изменений». Особо подчеркивается, что «у семи регионов из 14 программа не была принята и направлена на доработку». Почему же саратовская стратегия развития здравоохранения так понравилась чиновникам, а главное - понравится ли она обыкновенным пациентам?
Какие требования может предъявлять к региональной программе федеральный Минздрав? Судя по всему, она должна соответствовать действующему законодательству, содержать ссылки на приказы, изданные федеральным Минздравом, и учитывать различные нормативы и целевые показатели, придуманные тем же самым Минздравом. Наверное, она должна быть грамотно и красиво - естественно, с чиновничьей точки зрения, - написана. Например, так: «Программный документ предусматривает совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики различного рода заболеваний; сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставления ему качественной медицинской помощи; повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников». Ну и неплохо было бы, пожалуй, чтобы реализация программы потребовала выделения как можно меньшего количества денег из федеральной казны.
Саратовская стратегия развития здравоохранения до 2020 года удовлетворяет этим требованиям на все сто. Так, общий объем финансирования программы составит 203,4 миллиарда рублей, всего 23 миллиарда из которых предлагается позаимствовать из федерального бюджета, а остальное взять из областного бюджета (14,4 млрд) и территориального фонда ОМС (166 млрд). Добротно составленный документ включает в себя 10 подпрограмм и 17 индикаторов в качестве интегральных показателей на основе «майских» указов Президента. Поэтому не удивительно, за что наших чиновников похвалили «наверху».
Что же планирует сделать в ближайшие семь лет областной минздрав? Помимо уже давно обсуждаемых повышения зарплаты медработникам и увеличения их количества, министерство намерено сократить объемы дорогостоящей стационарной помощи на 7,4%. Об этом заявил в минувший понедельник на постоянно действующем совещании при зампреде Михаиле Горемыко министр Алексей Данилов. Лечиться, по мнению чиновников, можно и в дневных стационарах - объемы такой медпомощи увеличатся на 11,7%. Эти планы не могут не вызывать опасения, поскольку лечение в больнице под постоянным наблюдением врачей, согласитесь, существенно отличается от пребывания в дневном стационаре.
«Дорогостоящая» стационарная помощь - на мой взгляд, это ключевое слово, позволяющее понять, ради чего затеян весь сыр-бор: чиновники попросту хотят сэкономить. Как пояснил Алексей Данилов, дело в том, что в Саратовской области на сегодняшний день значительно превышен федеральный норматив. «Коллеги из федерального Минздрава уже не раз указывали нам на то, что у нас очень много круглосуточных коек. Мы очень много лечим», - заявил министр. Но разве оказывать помощь больным - плохо? Не в этом ли и состоит работа врачей? Однако лечат, как выяснили специалисты территориального фонда ОМС, не в реальности, а на бумаге. «Задача сократить койки не ставится. Боже упаси! - чуть ли не перекрестился Алексей Николаевич.- Мы говорим об обоснованности и честности госпитализации и о том, что не нужно заниматься приписками». Что ж, главное, чтобы в активной борьбе с приписками не пострадали живые люди.
А вот то, что в нашем регионе будет наконец открыт полноценный хоспис и 900 паллиативных коек для помощи тяжелым онкобольным, не может не вселять надежду. Правда, чиновники уже столько лет обещают организовать в Саратове хоспис, что поверить им в очередной раз очень сложно. Также, по мнению Алексея Данилова, в нашей области должна быть налажена система выхаживания детей, родившихся в перинатальных центрах. «Построить перинатальный центр очень хорошо... Но детей, находящихся в группе риска, необходимо выхаживать, поставить на ноги. Для этого нужно полноценное лечебное учреждение, и не одно», - отметил он.
Кроме того, программой предусмотрено сокращение объемов оказания скорой помощи, но увеличение объемов неотложной. Здесь просматривается тот же мотив, что и с заменой круглосуточных стационаров на дневные. При этом автопарк «скорой помощи», изношенный сегодня на 87%, обновится. В частности, будет закуплена 301 единица санитарного автотранспорта и реанимобилей. В результате, по прогнозам, к 2018 году время прибытия «скорой» в 90% случаев составит не более 20 минут. Но для этого всем нам нужно подождать еще пять лет.
Уже приобретенные 94 санитарные машины используются для выездов врачей в районы. Там доктора проводят медосмотры населения, поскольку, как признал Алексей Данилов, «первый уровень оказания медпомощи в области не отвечает понятию доступности». С целью увеличения этой самой доступности в регионе чиновники хотят построить в селах 4 фельдшерско-акушерских пункта и открыть 55 модульных ФАПов. Среди масштабных проектов заявлено также строительство четырех межрайонных лечебно-диагностических центров, второго кардиологического центра и нового корпуса областной детской больницы.
Обещание властей открыть новые ФАПы в селах на фоне закрытия старых звучит, пожалуй, как лукавство. Однако, по словам министра здравоохранения, в настоящее время некоторые ФАПы находятся даже в тех населенных пунктах, где по нормативам их быть не должно. И в этом смысле смелый саратовский минздрав идет наперекор федеральным стандартам. «Мы специально не закрываем ни одного ФАПа - только если медработник уходит на пенсию, а нового найти не получается. При этом врач уходит на отдых не в 60 лет, а в 65, а иногда и в 70. Работают, пока позволяет здоровье», - пояснил чиновник. Он призвал членов Общественной палаты, обеспокоенных этим вопросом, помочь ему в поиске врачей, желающих работать на селе. «Прилюдно обещаю: найдете - обязательно приму на работу», - горячо заверил Алексей Николаевич.
Какими бы мотивами ни руководствовалось, разрабатывая программу развития, областное министерство здравоохранения - показателями, спущенными сверху, или здравым смыслом, главное, чтобы пациенты саратовских больниц в итоге заметили реальные изменения к лучшему. Судя по опыту реализации нацпроекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения, ощутить на себе результаты реализации стратегии жителям области будет весьма не просто.