При попытке якобы улучшить жизнь сограждан и особенно подрастающего поколения власть в последнее время доходит до откровенного маразма. И речь не о детях-сиротах, «списках Магнитского» и прочих остро политических темах. Речь о том, что чиновники пытаются залезть в частную жизнь, плодя откровенно дурацкие инициативы, которые на деле вряд ли могут принести какую-либо пользу. На родительских собраниях в саратовских школах мам и пап ставят перед фактом, что им необходимо сообщить классным руководителям, где именно дети проведут следующее лето. По каждому месяцу нужно написать что-то типа «На даче» или «Дома» или «У бабушки в селе Кукуево». Вопрос - кому и зачем это надо?
При попытке якобы улучшить жизнь сограждан и особенно подрастающего поколения власть в последнее время доходит до откровенного маразма. И речь не о детях-сиротах, «списках Магнитского» и прочих остро политических темах. Речь о том, что чиновники пытаются залезть в частную жизнь, плодя откровенно дурацкие инициативы, которые на деле вряд ли могут принести какую-либо пользу. На родительских собраниях в саратовских школах мам и пап ставят перед фактом, что им необходимо сообщить классным руководителям, где именно дети проведут следующее лето. По каждому месяцу нужно написать что-то типа «На даче» или «Дома» или «У бабушки в селе Кукуево». Вопрос - кому и зачем это надо?
Начнем с того, что многие родители и сами не знают, каким оно будет, лето 2013 года, куда и когда отправятся дети, захотят ли они ехать в оздоровительные лагеря и хватит ли денег для семейных поездок на море и в дальние края. Не во всех организациях еще есть графики отпусков. «Какой смысл писать сейчас, если мы сами не знаем, где и как будем проводить отпуска?» - возмущались родители. «Ну, вы уж напишите, пожалуйста, нам для отчетности нужно. С нас ведь тоже спрашивают! А потом в мае еще раз заполним», - упрашивали преподаватели.
Вам понятно, о чем идет речь? В ближайшее время в органы образования поступят частично правдоподобные таблицы, с предельно общими формулировками типа «на даче», «у бабушки». Затем в мае эти псевдоданные будут уточнены. Что и кому дает эта информация? На что она влияет? Чем и кому поможет? В попытке объясниться на одном общешкольном собрании прозвучала фраза типа «Это делается, чтобы дети не болтались летом одни по городу». Гениально, не правда ли? Извините, а что делать детям, которые остались в городе на лето? Ходить по торговым центрам и магазинам? Торчать дома за компьютерами? Пялиться в телевизор?
Подобных инициатив не было даже во времена махрового совка, потому что любой самый тугой и негибкий чиновник от образования понимал, что ребенок школьного возраста, оставшийся летом в городе, будет носиться по улицам, играть в «крысы-по-лавкам» и «казаки-разбойники», многие мальчики в обязательном порядке будут бегать по крышам гаражей (а взрослые их за это будут жестко гонять) и лазить по деревьям, и так далее по большому списку. Да, это всегда приводит к сломанным рукам и ногам, первым сигаретам, первым рюмкам водки и чему похлеще. К сожалению, летний опыт зачастую оказывается во всех смыслах травмирующим и даже губительным. Но вопрос-то в другом: как этого помогут избежать листочки с фамилиями и пометками «дома», «на даче», «в деревне», «на море» в органах образования? Как это оградит конкретного ребенка от опасностей? Разумеется, никак.
Любопытно, что подскажет пытливый ум «заботливым» чиновникам на будущее. Детей обяжут звонить каждое утро в школу или классным руководителям, чтобы «доложиться»? Или родители будут отчитываться, где и что делал накануне их ребенок?
Но пойдем дальше. Представим, что наш 10-12-летний школьник приехал на каникулы «к бабушке» и обнаружил на одной из книжных полок, скажем, большой том в матерчатой розоватой обложке, на котором написано: «А. Беляев. Остров погибших кораблей». Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1960-й год. Причем серия - «Школьная библиотека».
И вот этот ребенок открывает заглавный роман и начинает читать. А там - ужас: «Изысканно одетые мужчины, еще вчера с галантной любезностью оказывавшие дамам мелкие услуги, теперь топтали тела этих дам, пробивая кулаками дорогу к шлюпкам. Побеждал сильнейший. Звук сирены сливался с нечеловеческим ревом обезумевшего стада двуногих зверей...» Автор этих строк прочел роман как раз лет в 10-11. Но в соответствии с нормами права, которые придумали наши «заботливые» законодатели в Госдуме, детей такого возраста не следует подпускать к этой книге на пушечный выстрел! Ведь там не только про катастрофу и человеческое стадо. «Преступник. Кто бы мог подумать? - прошептала мисс Кингман, все еще вспоминая о встрече у трапа. И, чтобы окончательно отделаться от неприятного впечатления, она вынула маленький изящный портсигар из слоновой кости, японской работы, с вырезанными на крышке цветами, и закурила египетскую сигаретку». Налицо явная пропаганда курения! И, кстати, мисс Кингман у Беляева - даже не отрицательный герой, а напротив, положительная героиня, у которой с другим героем любовь-морковь, а потом вообще свадьба.
Представляете, если ребенок, будучи у бабушки, возьмет да и наткнется на такую «вредную» книгу? А если на что похуже? Кошмар! Значит надо что-то делать! Например, обязать родителей оставить в пределах досягаемости школьников, в зависимости от возраста, только «полезные» книги. И чтобы каждая семья срочно предоставила список книг, которые будут доступны школьникам дома и у бабушек на каникулах!
Да и вообще, развитие подобных инициатив дает огромные возможности для полета фантазии тех, кто хотел бы всё регламентировать и контролировать. Можно обязать родителей отчитываться по поводу домашнего меню. И чтобы непременно мини-отчет по витаминам. Можно регламентировать еще «внешкольную» форму или фасон купальников.
Разумеется, каждый может сказать, что уж такие предложения - это доведение ситуации до абсурда. Но разве примитивные таблицы с указанием, где дети якобы будут летом, которые требуют с родителей и на которые теперь учителя и завучи потратят кучу времени, - это не абсурд?!
Наркомания, педофилы, преступность, пьяные водители - реальные угрозы для наших детей. Кто с этим поспорит? Но решать их с помощью формальных бумажек - это то же самое, что ставить на каждой книжке и фильме штампики «6+» и «12+», но при этом оставлять в дневном эфире центральных каналов криминальные ТВ-обзоры с большим количеством трупов, насилия и жестокости. Кстати, в главных выпусках новостей этого, увы, тоже навалом.
Почему шоу «Голос» на Первом канале, где вместо «поющих трусов» страна, наконец, увидела, что у нее полно прекрасных вокалистов, имело ценз «12+»? Чтобы дети, не дай Бог, не поняли, что львиная доля нашей эстрады, которую им и их родителям суют в головы - это полное фуфло? Что люди, которые у нас на эстраде проходят по категории «певцы», по сравнению с участниками «Голоса» просто не умеют петь?
Тема насилия на телевидении и отсутствия вообще каких-либо стандартов в результате компании с введением возрастных цензов была поднята. Это хорошо. Но без радикального изменения сетки вещания и введения жестких этических норм в СМИ вся эта «борьба» - не более чем примитивная профанация. И она, увы, происходит повсеместно. Глупым родителям, которые не в состоянии понять, что маленького ребенка нельзя вести на фильм с пометкой «триллер», пытаются помочь бирками «12+». Коррупцию пытаются искоренить с помощью заседаний «круглых столов». Отсутствие здравого смысла - регламентами. Жлобство и жадность бизнеса, который не хочет тратиться на элементарные меры охраны труда, - тотальными проверками. И так далее, и так далее.
Власть делает вид, что пытается решать проблемы, а граждане делают вид, что они выполняют то, что она предлагает. Как долго будет еще длиться этот фарс?
Что касается информации про летний отдых детей, то, наверное, лучше писать «дома» или «на даче». Слова короткие, так что хоть учителям, по крайней мере, будет меньше работы.