Депутатские слушания на тему «О состоянии системы образования Саратовской области и о перспективах ее развития в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», состоявшиеся в среду в областной думе, обещали быть жаркими. Ведь в обществе по поводу нового закона уже давно кипят нешуточные страсти. Однако большинство народных избранников, казалось, накануне слушаний приняли ударную дозу успокоительного. Как послушные ученики, желающие понравиться учителю, они поднимали руки и задавали чиновникам элементарные вопросы
Депутатские слушания на тему «О состоянии системы образования Саратовской области и о перспективах ее развития в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», состоявшиеся в среду в областной думе, обещали быть жаркими. Ведь в обществе по поводу нового закона уже давно кипят нешуточные страсти. Однако большинство народных избранников, казалось, накануне слушаний приняли ударную дозу успокоительного. Как послушные ученики, желающие понравиться учителю, они поднимали руки и задавали чиновникам элементарные вопросы.
Для основного докладчика - министра образования области Марины Епифановой - у парламентариев было припасено всего пять вопросов. Так, Сергея Афанасьева обеспокоила предстоящая оптимизация профучилищ, где должны готовиться будущие рабочие, однако Марина Анатольевна развеяла его сомнения, заявив, что сегодня эти образовательные учреждения наполнены всего на 50-70%, а в некоторых случаях - на 30-40%. Затем Ирина Титаренко, депутат и учитель начальных классов, очень скромно поинтересовалась, станет ли ЕГЭ по иностранному языку обязательным. Естественно, станет, и для тех, кто читал новый закон, это уже не новость. Наталья Линдигрин попросила пояснить, как изменится размер родительской платы за детский сад.
О том, что посещение детсада с 1 сентября этого года станет дорогим удовольствием, говорится давно. Как пояснила Марина Епифанова, родительская плата по-прежнему не должна превышать 20% от суммы содержания ребенка, однако по новому федеральному закону об образовании с родителей начнут брать деньги «за присмотр и уход». В то же время законом гарантировано бесплатное получение дошкольного образования. Разобраться, что к чему, попытался председатель облдумы Владимир Капкаев.
- Вот эти 20%, о которых вы сказали, и присмотр и уход - это разные составляющие? - осторожно уточнил он.
- Да, конечно, - ответила министр.
- То есть по факту родительская плата все-таки будет расти, да?
- Точно так же, как у нас индексируется размер заработной платы, и продукты питания, и оплата ТЭР.
- Будет не то же самое, - не согласился с чиновницей депутат. - Все-таки это дополнительная нагрузка на семейный бюджет.
- Мы уже четко проговорили свою позицию: вступление в силу нового закона ни в коем случае не должно повлиять на резкое увеличение родительской платы, - заявила министр.
- Так вот я отталкиваюсь от вашей фразы: «не допустить резкого увеличения платы». Тем не менее, какое-то увеличение произойдет? - сообразил спикер.
- Оно произойдет для бюджета, - заявила Епифанова.
По ее словам, министерство образования региона сейчас разрабатывает соответствующие нормативные акты. В законе действительно говорится, что «средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации», однако учредитель детского сада наделен правом самостоятельно решать, сколько денег брать с родителей. Кроме того, по словам замглавы администрации Балашовского района по социальным вопросам Ольги Уваровой, сегодня родительских денег хватает в основном только на питание, а за присмотр и уход придется платить гораздо большие суммы Так что по какому бюджету - областному или семейному - ударит новый закон, окончательно станет понятно только 1 сентября. Скорее всего, сразу по обоим.
Несколько вдохновляющих фраз на слушаниях сказал член Совета Федерации от Саратовской области Михаил Исаев. В устах сенатора незатейливые слова приобретали особый вес.
- Уважаемые коллеги, друзья... - с теплотой произнес бывший депутат областной думы.- Я сразу хочу передать привет и приветствие от коллеги нашего общего, члена Совета Федерации Боковой Людмилы Николаевны... Со своей стороны хочу отметить, что образование является одним из приоритетных направлений развития социальной политики государства. И работа проведена большая, внесено огромное количество изменений в действующий закон об образовании в Саратовской области, но еще больше предстоит, проработать модельный закон и принять основной закон об образовании в Саратовской области с учетом вектора, заданного федеральным законом. Поэтому я хочу обратиться ко всему педагогическому сообществу, к общественности, к ученым, депутатам, чтобы работа была качественная, потому что по этому закону мы будем жить, обучать своих детей, работать...
Перед депутатами также выступили ректор Саратовского государственно университета им. Чернышевского Леонид Коссович (он заверил, что СГУ «очень легко проходит все критерии» для вузов, установленные новым федеральным законом), замминистра образования Олег Афонин (он рассказал о грядущей оптимизации техникумов и училищ и создании на их базе 5 образовательных центров, где по заявкам саратовских предприятий будут экстерном готовить квалифицированных рабочих), а также чиновники из районов и директора школ. Их доклады, равно как и вопросы парламентариев, были большей частью формальными и вялыми, и все приглашенные, в том числе несколько десятков студентов академии права, тихонько скучали.
Безусловно, тянул на себе все слушания спикер Владимир Капкаев. Он, пожалуй, был единственным депутатом, который пытался «дойти до самой сути», правда, делал это по-своему. Из рассказа директора саратовской школы №72 Татьяны Артемовой о введении профессионального стандарта педагога, который включает в себя обучение, воспитательную работу, регулярное повышение квалификации, развитие личных и профессиональных качеств, Владимир Васильевич вынес для себя следующее:
- Вы в своем выступлении много раз сослались: «стандарт», «стандарт», «стандарт». Это, конечно, не только для педагогов, но и других. Мы понимаем, стандарт - это и в промышленности, в строительстве. Это определенные требования к услуге, к выпускаемой продукции. Для образовательного учреждения стандарт, как я, например, понимаю, чтобы нам разделить источники финансирования. Все, что связано со стандартом, - бюджет, все, что за пределами стандарта, - какие-то другие источники финансирования... Вот вам как руководителю школы наличие стандарта поможет повысить качество обучения? Есть этот стандарт, нет этого стандарта, каково вообще его действие?..
Влияет стандарт, как оказалось, на многое. Например, все педагоги согласно новому закону обязаны иметь высшее образование. Причем просто высшего недостаточно - оно должно быть профильным. Например, даже если педагог с дипломом учителя биологии уже много лет ведет уроки в начальных классах, теперь он должен получить еще и диплом учителя начальных классов. Нововведение коснется и воспитателей детсадов, которые в большинстве своем имеют среднее специальное образование. Оплачивать переобучение, по идее, должно государство, и тут спикер облдумы как в воду глядел. Однако, как заявил на слушаниях лидер регионального профсоюза работников образования и науки Николай Тимофеев, некоторых воспитателей заставляют проходить повышение квалификации за свой счет, что является незаконным.
От чуткого слуха Владимира Капкаева не ускользнула и фраза зампредседателя комитета по образованию Саратова Ирины Чинаевой о «нарастающем дефиците педагогических кадров». Терпеливо дослушав доклад до конца, Владимир Васильевич подловил чиновницу:
- Вы сказали «нарастающий дефицит кадров», это дословно. Зарплату повышаем, горизонты в соответствии с указами Президента, они понятны, и цифры заслуживают уважения, размер оплаты труда. Школы облик свой в последние годы меняют коренным образом: и внешне, так сказать, и внутренне. Что еще нужно сделать, чтобы все-таки у вас не нарастал дефицит педагогических кадров?
Методы чиновников по привлечению молодых специалистов в школы инновационными назвать никак не получается. По словам Ирины Чинаевой, «мы начинаем загодя работу со студентами вузов» и «возрождаем традицию прохождения практики на базе школ города».
- Почему вы говорите: «возрождаем», «начинаем»? - как-то по-отечески пожурил ее спикер. - Почему бы три года назад не начать возрождать? Тенденции в образовании понятны не первый год...
- Ну... эта работа проводилась, - замялась чиновница, - просто мы говорим о том, что мы масштаб этой работы увеличиваем. У нас эта работа проводилась с отдельными школами, вузами, и на каком-то этапе была утеряна, а сейчас мы уделяем ей очень большое внимание в городе.
- То есть перспективы видите? - подсказал Владимир Васильевич.
- Перспективы, конечно, видим! - обрадовалась заместителя комитета.
- Ну, хорошо, - окончательно смягчился Капкаев. - Ваше заявление о том, что перспектива видна и не очень далека от нас от сегодняшних, принимается.
Однако как ни старался Владимир Васильевич внести приятное разнообразие в унылые депутатские слушания, как ни призывал высказаться чиновников из глубинки и директоров сельских школ, его старания имели скорее обратный эффект. Участники заседания, казалось, были убаюканы мягкими интонациями спикера и окончательно погрузились в дремоту. А что? Федеральный закон об образовании уже вступил в силу, теперь можно и поспать.