Приплыли

Приплыли

В природе не существует картины художника Репина под названием «Приплыли». Вообще, непонятно, откуда взялось в обиходе расхожее выражение, в котором употребляется такое словосочетание. А в Саратове в ближайшее время прекратит свое существование дом купца Репина. Это строение, расположенное в центральном районе города, недалеко от набережной, или снесут, или оно обвалится на головы смельчаков, продолжающих в нем жить. Естественно, произойдет или то, или другое под бдительным контролем муниципальных чиновников и депутатов

ПриплылиВ природе не существует картины художника Репина под названием «Приплыли». Вообще, непонятно, откуда взялось в обиходе расхожее выражение, в котором употребляется такое словосочетание. А в Саратове в ближайшее время прекратит свое существование дом купца Репина. Это строение, расположенное в центральном районе города, недалеко от набережной, или снесут, или оно обвалится на головы смельчаков, продолжающих в нем жить. Естественно, произойдет или то, или другое под бдительным контролем муниципальных чиновников и депутатов.

Крышка

Ниже будет приведено обращение пенсионерки Павлины Чернышевой к главе Саратова Олегу Грищенко, размещенное на портале «Лица Саратовской губернии» в октябре 2012 года. На это сетевое послание корреспондент «Газеты Наша Версия» натолкнулся в первую очередь, когда попытался найти в Интернете информацию про явно аварийный дом по улице Чернышевского, 191. Дело в том, что, проходя мимо этого двухэтажного потрескавшегося и накренившегося особняка, я с удивлением обнаружил в нем признаки жизни - цветочные горшки на перекошенных окнах, белье, развешанное возле крыльца, и так далее. Собственно, то, что в совершенно не пригодных для проживания условиях продолжает кто-то существовать, и навело меня на мысль подробнее присмотреться к старинному дому.

А вот и обещанное обращение к Олегу Васильевичу (в небольшом сокращении): «Просим Вас помочь жильцам дома, который находится на ул. Чернышевского, 191. Это коммунальный дом, двухэтажный, деревянный, обложенный кирпичом. Дому больше 100 лет. Находится в аварийном состоянии, без капитального ремонта. Дом стоит на земле, которая находится в аренде ООО «Гриф-Р». Жильцы неоднократно обращались в администрацию района, городскую думу и к самому директору ООО «Гриф-Р» Мокееву И.А. с тем, чтобы расселили оставшиеся 5 семей (10 расселили уже несколько лет назад). Но результатов никаких нет. Люди проживают в нечеловеческих условиях: обвалившиеся потолки, треснувшие стены, покосившиеся окна, отсутствие горячей воды, дырявые крыша и пол. Дом находится в центре города. Сломанная канализация течет в наши квартиры, постоянно льется вода. Мы очень боимся наступления холодов, дождей и снега! В квартирах проживают люди с детьми и старики. Помогите нам, пожалуйста! Примите меры!!! 03.10.2012 г.».

ПриплылиПавлина Григорьевна дожила до того момента, когда Олег Грищенко ответил на это обращение - спустя чуть более месяца Олег Васильевич заверил старушку, что с ней свяжутся его помощники. Однако до переселения из ветхого жилища Павлина Чернышева не дотянула. В феврале текущего года ее не стало. Тем не менее, у нее остался внук, также прописанный в разрушающемся доме, а у внука месяц назад родился ребенок. То есть, необходимость в получении квартиры взамен той, что опасна для жизни, не отпала.

Немного об опасности, таящейся в доме. На фото, иллюстрирующих публикацию, вы можете увидеть все «прелести» старинной постройки. Мы с фотокорреспондентом Натальей Курочкиной осмотрели строение не только снаружи, но и внутри, чтобы убедиться в том, что оно действительно опасно для проживания. Не на словах, а на деле. Того и гляди вылетит кирпичик, треснет доска, отойдет еще на несколько сантиметров одна стена от другой - и всё, крышка. Если кто-то и выживет, то на всю жизнь калекой останется.

И те, кто живут ТАМ, это прекрасно понимают. К слову, практически все собственники квартир стараются в этом месте не появляться. Они ждут, чем завершится вся эта история, находясь подальше от опасного объекта - на съемных квартирах или у родственников. А свое жилье или держат взаперти, или сдают в аренду отчаянным съемщикам. Во время посещения старинного дома журналистам нашего издания удалось пообщаться только с арендаторами помещений, которые толком ничего пояснить не смогли, хотя и не отрицали того, что находиться в двухэтажном здании опасно для жизни.

Удивительно, но при всем при этом чиновники в администрации Саратова уверены в том, что дом по ул. Чернышевского, 191 не является аварийным...

Предупреждение деформаций

Переписку с чиновниками и депутатами по поводу расселения из старинного особняка вела не только Павлина Чернышева. Собственница еще одной квартиры - Олеся Вавина - рассказала корреспонденту «Газеты Наша Версия» о том, что в администрации города разваливающийся на части дом не числится аварийным. Хотя еще в 2003 году девушке отказывали в приватизации квартиры в этом доме, обосновывая тем, что строение аварийное и подлежит сносу! В подтверждение Олеся продемонстрировала соответствующую справку из ДЕЗа от 28 ноября 2003 года с подписями и печатью.

«Там был наложен арест на прописку кого бы то ни было и так далее, - отметила собеседница. - А вот последние два-три года, когда мы писали во всевозможные инстанции, стало известно, что дом, оказывается, не аварийный! Нам даже глава города Олег Грищенко так и написал: не аварийный».

Объяснение такому феномену отчасти можно найти в особенностях работы бюрократической машины. Как следует из наиболее свежего ответа главы города Олега Грищенко на обращение Олеси Вавиной, не то, чтобы дом не является аварийным, но он таковым не признан в установленном порядке. А это значит, что без соответствующих заявлений жильцов и экспертиз, даже если от старинного особняка останутся две стены и потолок, строение будет считаться вполне пригодным для проживания. Вопрос о том, почему собственники квартир и представители администрации Волжского района (часть помещений предоставлена людям по договорам соцнайма) до сих пор не заявили о необходимости признания дома аварийным, остается открытым.

ПриплылиКроме того, из ответа главы города от октября 2012 года можно почерпнуть информацию о том, кому и когда была передана земля под домом по ул. Чернышевского, 191 для дальнейшего сноса здания и застройки участка. Договор аренды земельного участка был заключен еще в 1999 году с ООО «Гриф-Р». В то же время администрация Саратова издала постановление, в котором указывалось, что эта фирма должна изъять у собственников недвижимость и отселить граждан из жилых домов со стройплощадки. По последним данным, в настоящее время расселено 60% квартир, а право аренды сроком на 25 лет по замене стороны в обязательстве перешло частному лицу - Екатерине Мокеевой, которая и должна как правопреемник завершить расселение.

«Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» направила письмо в обслуживающую организацию ООО «Жилищно-управляющая компания» о необходимости принятия срочных мер по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций... О сроках проведения ремонтных работ Вам будет сообщено дополнительно», - говорилось в завершение письма г-на Грищенко.

Олеся Вавина отметила, что ремонтные работы так и не проводились, зато осенью прошлого года в районной администрации состоялось собрание жильцов с участием Игоря Мокеева, который, по словам девушки, несмотря на передачу обязательств по аренде своей супруге, продолжает решать все вопросы, связанные с расселением дома. По словам собеседницы, на том собрании г-н Мокеев пообещал выдать людям квартиры в 6-м микрорайоне в строящемся доме.

«На время строительства дома мы могли бы и дальше проживать в своих коммунальных квартирах, а если бы Мокееву понадобилось срочно снести дом на Чернышевского, он бы предоставил нам съемное жилье, - отметила Олеся. - А пока он пообещал отремонтировать за собственные деньги крышу. Мы даже протокол соответствующий подписали - смешная бумажка, которую наспех написали по нашей просьбе. Это было второе собрание жильцов в полном составе с участием Мокеева. На первом же, с участием депутата Янкловича, протокол не составлялся, а решением было срочное предоставление жилья. Больше Мокеева мы не видели. По телефону он дал нам понять, что крышу ремонтировать не станет, у него нет желания с нами общаться и у него якобы есть 3 года, чтобы все осталось так, как есть».

Звездочеты

Несколько иную версию событий в беседе с корреспондентом «Газеты Наша Версия» высказал представитель арендатора - Игорь Мокеев. Он отметил, что по сей день в доме по ул. Чернышевского, 191 нерасселенными являются более пяти квартир.

«Это остались те люди, которые во время отселения хотели звезду с неба, - пояснил собеседник свою позицию. - Мы ведь многих расселили, а вот эти остались. Им не понравились нормальные варианты, которые предлагались ранее. В конце прошлого года в администрации Волжского района проводилась встреча, на которой было предложено: давайте я вам предоставлю квартиры в новом доме, но без окончательной отделки. Ломать этот старый дом мы планируем через год, не раньше. До этого времени я им предлагал пожить тут и делать ремонт в новых квартирах. На мой взгляд, заманчивое предложение, реализация которого, к слову, мне может обойтись дороже, нежели покупка квартир жильцам, допустим, через год».

ПриплылиИгорь Анатольевич рассказал, что идея в основном была поддержана на собрании. Тогда он выдвинул одно условие - чтобы было общее согласие и не получилось как в прошлый раз, когда часть квартир расселили, а часть осталась...

«Вот в администрации района собрались, на протоколе подписи поставили - вроде бы все согласны на этот вариант, - продолжил рассказ Игорь Мокеев. - Но когда пошел разговор с каждым отдельно... Они приходят и говорят: «Игорь Анатольевич, вы нам дайте, мы другим не скажем, они меньше всего заслуживают». И таких людей - половина. То есть, на собрании у главы они говорят одно, а у меня в кабинете - другое».

По словам г-на Мокеева, собственники квартир дома по ул. Чернышевского, 191 попросту делают так, как им выгоднее, что, в принципе, логично. Хотя эта чисто человеческая логика не всегда стыкуется с действующими порядками. Как пример Игорь Анатольевич привел историю с ремонтом крыши. Тем людям, которые являются собственниками помещений в старом доме, представители администрации объяснили, что по закону необходимо вкладываться в этот ремонт в равных долях.

«А они говорят: нет, мы ничего компенсировать не будем, то есть, получается, что они и собственниками хотят быть, и ответственности за собственность не нести, - посетовал собеседник и продолжил рассказ о сложных взаимоотношениях с жильцами дома: - Там есть люди, которым мы разрешили занять площади тех бывших жильцов, которых уже отселили. Так они теперь уже и эту площадь воспринимают как свою! Есть и такие, которые за последнее время специально развелись и говорят: мы сейчас вместе не живем, дайте нам две отдельных квартиры. Отвечаю им: я же знаю, если с вами сейчас судиться, то соседи расскажут, что вы живете вместе, ведете хозяйство совместное... Или вот еще. Есть один собственник подвала, который говорит, что ему необходимо выдать двухкомнатную квартиру. И объясняет, что тут, в подвале, когда-то был офис. А какой там офис? Там даже окон нет. Понятно, что каждому своя рубаха ближе к телу. Хотя половина из них, в основном те, кто по соцнайму, - люди адекватные».

Как отметил Игорь Мокеев, помимо несговорчивых жильцов у арендаторов есть и другая проблема - три торговых ларька, собственники которых не платят за землю, но каким-то образом разместились на арендованном под строительство участке. По словам собеседника, при этом размещении использовались некие «темные схемы», из-за чего придется решать вопрос в суде. На данный момент уже расселен и снесен один близлежащий дом, расчищена площадка, а в середине следующего года планируется завершить переговоры с жильцами особняка по ул. Чернышевского, 191. От себя добавлю: если к тому времени это строение не обрушится на головы этих самых жильцов и арендаторов. На месте старинной постройки должна разместиться десятиэтажка в три подъезда.

Мы продолжим следить за развитием событий.

Справка

В 1886 году купцами второй гильдии братьями Польскими Василием и Иваном и предпринимателем И.И Прянишниковым в Саратове было основано пароходное общество, которое называлось «Купеческое пароходство». В 1898 году у братьев Польских дело было приобретено купцом первой гильдии Павлом Михайловичем Репиным, затем к нему присоединился купец второй гильдии Дашковский Алексей Иванович. Репин П.М. стал директором-распорядителем. Главная контора пароходства находилась на ул. Б. Сергиевской (ныне Чернышевского, 191).

«Дом Репина» до 1917 года был одноэтажным. После революции это здание изменили: застроили левый угол, расширили вдоль улицы на 3 окна и добавили второй этаж. Некоторое время здесь находилось управление Нижне-Волжского речного пароходства с редакцией газеты «Волгарь-Ударник», потом - линейный отдел милиции, и наконец - инспекция по маломерным судам.

В настоящее время ожидается снос этого здания и строительство на его месте десятиэтажного дома. В помещениях разрушающегося особняка не размещаются никакие организации. На данный момент здесь проживают только собственники и наниматели нерасселенных квартир.

(с использованием материалов сайтов oldsaratov.ru и portsaratov.ru)