Кровососы

Кровососы

Современный зритель избалован кинематографом. Компьютерные технологии не оставляют полета для фантазии, дорисовывая и создавая то, что раньше отдавалось на откуп человеческому воображению. Меняются и те персонажи, которые на протяжении многих лет привлекали внимание режиссеров. Страшные и ужасные вампиры трансформируются в таинственных красавцев и красоток, чьи образы старательно насаждает в нашем сознании Голливуд на пару со Стефани Майер. Вампиры больше не пугают. У них человеческие проблемы, желания и страсти, правда, слегка приправленные нравственной дилеммой - пить или не пить (как, например, в британском сериале «Быть человеком»). Совсем другим был вампир лет эдак 90 назад. И вспомнить об этом, обратившись к классике, предложил саратовский Дом кино

Современный зритель избалован кинематографом. Компьютерные технологии не оставляют полета для фантазии, дорисовывая и создавая то, что раньше отдавалось на откуп человеческому воображению. Меняются и те персонажи, которые на протяжении многих лет привлекали внимание режиссеров. Страшные и ужасные вампиры трансформируются в таинственных красавцев и красоток, чьи образы старательно насаждает в нашем сознании Голливуд на пару со Стефани Майер. Вампиры больше не пугают. У них человеческие проблемы, желания и страсти, правда, слегка приправленные нравственной дилеммой - пить или не пить (как, например, в британском сериале «Быть человеком»). Совсем другим был вампир лет эдак 90 назад. И вспомнить об этом, обратившись к классике, предложил саратовский Дом кино.

На этой неделе Дом кино представил уникальный проект «Немое кино. Живая музыка». Зрителю показали классику жанра хоррор - кинофильм «Носферату. Симфония ужаса». Немой фильм немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау был снят в 1921 году, а на экраны вышел в 1922-м. Известно, что Мурнау хотел экранизировать известную книгу Брэма Стокера «Дракула», однако киностудия Prana Film не смогла приобрести права на использование романа. Но такой поворот Мурнау не остановил. Режиссер изменил имена основных персонажей, немного переделал сюжет и принялся за работу.

Тем, кто знаком с «Дракулой», уже ясно, что в фильме будет древний вампир из Трансильвании, молодой юрист и его возлюбленная, путешествие по морю и многое другое. Для тех же, кто не увлекается «литературой ужаса», расскажу об основных сюжетных моментах. Итак, агент по недвижимости Томас Хуттер (в исполнении Густава фон Вангенхайма) узнает от Кнока (Александр Гранах) о возможности заключить выгодную сделку по продаже дома в Висборге с неким графом по имени Орлок (Макс Шрек). Молодой человек прощается со своей женой Элен Хуттер (Грета Шрёдер) и отправляется в далекую Трансильванию. Здесь его ждет встреча с жутким графом, спящим в гробу, ночные кошмары и побег из замка вампира.

Тем временем в Висборге тоже не все гладко. С ума сходит Кнок, чувствующий приближение вампира, страдает лунатизмом Элен, чью фотографию Орлок увидел у Хуттера и заметил: «У вашей жены очень красивая шейка». Граф прибывает в Висборг на корабле, попутно истребив всю команду судна. И с этой поры на город обрушивается целая волна смертей. Горожане уверены - виной всему эпидемия чумы. Правда известна только Томасу и Элен. Храбрая Элен решает рискнуть своей жизнью, прочитав в книге о нежити, что девушка способна напоить вампира своей кровью и тем самым заставить его забыть о рассвете. Именно это и происходит с Орлоком - напившись крови Элен, вампир погибает под лучами восходящего солнца.

Напугать современного зрителя «Носферату» не способен. Сегодняшний любитель кино прошел крещение спецэффектами, нарисованными с помощью компьютерных программ монстрами и 3D-технологиями. Однако именно Мурнау и его «Носферату» стали прародителями если не такого жанра как хоррор (тут первенство, наверное, у «Замка дьявола» Жоржа Мельеса), то уж фильмов о вампирах точно. И именно Мурнау сделал современного вампира таким, какой он есть (речь, конечно, не о красавчиках Калленах, а о многочисленных экранизациях и переделках «Дракулы»). Это Мурнау наделил вампиров светобоязнью. Дракула Брэма Стокера, между прочим, не стеснялся разгуливать при свете дня. И это экспрессионист Мурнау умело играет со светом и ракурсами, чтобы создать атмосферу ужаса. Открывающаяся сама по себе дверь и идущий прямо на камеру Орлок, тень когтистой руки на белой ночной рубашке Элен, раскачивающийся фонарь на корабле, где уже нет ни одной живой души, повозка-призрак, перемещающаяся со странной скоростью (этот эффект достигается с помощью экспонирования каждого кадра в отдельности), каждый показанный Мурнау пейзаж - это элементы, призванные держать зрителя в напряжении на протяжении всего фильма.

Созданный актером Максом Шреком образ Орлока на долгие годы станет своеобразным ориентиром для всех режиссеров, идущих вслед за Мурнау. Немигающий страшный взгляд, особая манера держаться, походка - все это прочно оседает в памяти и уже никому (даже красавчику Ричарду Роксбургу и гениальному Беле Лугоши) не затмить этого образа.

Первый показ «Носферату. Симфония ужаса» состоялся в Берлине и был подготовлен с особой кропотливостью. Специально к премьере композитор Ганс Эрдман написал музыку, а плёнка с фильмом была раскрашена в оттенки коричневого, желтого, синего и розового цветов. В Саратове показ фильма сопровождал профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, художественный руководитель Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке, композитор, заслуженный артист России Анатолий Катц. Перед началом Анатолий Иосифович признался, что планирует импровизировать. «Фильмов о Дракуле множество, один страшнее другого и при этом один веселее другого, - напомнил Анатолий Катц. - То, что снял Мурнау, действительно было страшно для зрителя 1922 года.

Я постараюсь комментировать то, что будет происходить на экране. Что я буду играть, я сам еще не знаю, но это всегда очень интересно - выступить в роли тапера».

Музыкальное сопровождение Анатолия Иосифовича сделало фильм Мурнау еще более привлекательным. Местами романтичная, где-то пугающая и создающая эмоциональное напряжение, а где-то откровенно смеющаяся музыка идеально ложилась на кадры фильма, помогая воспринимать всерьез персонажей, которые сегодня выглядят скорее забавными, нежели пугающими.

Напоследок отмечу, что вампирская сага в Доме кино не заканчивается. Совсем скоро саратовский зритель сможет увидеть «Носферату - призрак ночи» режиссера Вернера Херцога, ремейк на фильм Фридриха Мурнау.