Вялое передвижение Саратовской области с места на место в различных рейтингах инвестиционной привлекательности, а ее последних двух губернаторов - в «списках влияния», как правило, имеет слабую связь с реальностью. Все эти псевдосоревнования и красивые концепции по развитию туризма в регионе представляются пустой забавой, если помнить о том, что за все последние годы в Саратове не появилось ни одного отеля известных международных и даже российских гостиничных сетей. Хотя у ближайших соседей, от Самары до Ульяновска, строятся или уже действуют отели под вывесками Marriott, Radisson, Hilton, Holiday Inn и других известных во всем мире брендов. Почему Саратов за последние годы так и не попал в сферу интересов крупного гостиничного бизнеса? И обратят ли на него, наконец, внимание в будущем?
Вялое передвижение Саратовской области с места на место в различных рейтингах инвестиционной привлекательности, а ее последних двух губернаторов - в «списках влияния», как правило, имеет слабую связь с реальностью. Все эти псевдосоревнования и красивые концепции по развитию туризма в регионе представляются пустой забавой, если помнить о том, что за все последние годы в Саратове не появилось ни одного отеля известных международных и даже российских гостиничных сетей. Хотя у ближайших соседей, от Самары до Ульяновска, строятся или уже действуют отели под вывесками Marriott, Radisson, Hilton, Holiday Inn и других известных во всем мире брендов. Почему Саратов за последние годы так и не попал в сферу интересов крупного гостиничного бизнеса? И обратят ли на него, наконец, внимание в будущем?
Несколько лет назад в отношении гостиничного бизнеса областная власть вынашивала совершенно грандиозные планы. Министерство инвестиционной политики под руководством Александра Жандарова рисовало перед жителями губернии такие блестящие перспективы, что, казалось, даже шестизвездочные отели в Саратове - это дело ближайшего будущего.
В цветной листовке «Инвестиционные проекты Саратовской области, 2007 год» «проектируемые проекты» в категории «Услуги в сфере туризма и здравоохранения» были выделены в отдельный перечень. Строительством гостиниц, включая «отели международного класса», намеревались заняться в наших краях ООО «Полис Сервис Девелопмент», ООО «СКМ Девелопмент», ООО «Интурист Отель Групп», ЗАО «Группа Кремль», компания «Русские отели», ООО «KaSa Stroy», ООО «Шаляпин Палас Отель», ООО «Рус-Отель» и London & Regional Properties. А «Amaks Grand Hotels» планировало «реконструкцию объектов индустрии гостеприимства».
Выборочная глобализация
Если бы все эти планы сбылись, в Саратове сейчас бы, наверное, глаза слепило от вывесок с известными во всем мире названиями, особенно в центре города. Однако реальность оказалась иной. За последние несколько лет в областном центре действительно появились десятки новых отелей. Но большинство из них - это маленькие и средние гостиницы, работающие под собственными торговыми марками. А мировые гиганты отельного бизнеса все еще обходят Саратовскую область стороной. И это особенно странно потому, что ближайшим регионам России из числа наших соседей достаются не только громкие слова, но и реальные дела.
Так, в Самаре в настоящее время действуют сразу несколько отелей крупнейших международных сетей, в том числе Holiday Inn (входит в состав международной гостиничной корпорации Intercontinental Hotel Group), Ibis (бренд группы компаний Accor) и Renaissance (сеть отелей «люксового» сегмента, принадлежащая Marriott International). Конечно, Самарская губерния - регион экономически гораздо более значительный, чем Саратовская, и тон там задают национальные гиганты вроде «Автоваза».
Однако другие соседние регионы, больше похожие на нас, чем на Самару или Нижний Новгород, тоже смогли завлечь к себе гостиничных воротил мирового уровня. К примеру, в центре Воронежа сейчас идет строительство отеля Marriott, а Rezidor Hotel Group планирует открыть в первом полугодии 2014 года в этом же городе гостиничный комплекс Park Inn by Radisson. В Волгограде начинается строительство отеля Hilton Volgograd City Center. В Ульяновске (население - немногим более 600 тысяч) до конца этого года будет сдан отель Hilton Garden Inn (его собирались ввести в эксплуатацию еще в прошлом году, но не успели). А компания Marriott International намеревается открыть на родине Ленина в 2015 году гостиницу Courtyard. И даже в соседней маленькой Пензе действует бизнес-отель сети Heliopark (включает отели в Москве, Сочи, Калининграде, Новороссийске, Баден-Бадене и т.д.).
«Местные Inn», остальные - out
Почему ни одна крупная международная или российская сеть до сих пор не пришла в Саратов? Проще всего объяснить эту ситуацию тем, что у нас слабый рынок, мало денег, туристов, бизнес-гостей, и потому тех койко-мест, что уже есть, на удовлетворение нынешних потребностей вполне хватает.
Это объяснение, кстати, во многом соответствует действительности. С одной стороны, в регионе работают многочисленные бизнес-структуры, включая дочерние фирмы национальных холдингов, а также ряд компаний с иностранным капиталом. И некий поток если не туристов, то, по крайней мере, деловых гостей, наиболее развитая часть саратовской экономики точно обеспечивает. С другой стороны, как отмечали все опрошенные газетой эксперты, у большинства серьезных компаний для экспатов и командировочных есть собственные квартиры, коттеджи, гостевые дома и прочие средства размещения. То есть в услугах гостиниц они в этом случае просто не нуждаются.
Тем не менее, при всех особенностях саратовской экономической ситуации ниша отелей международного уровня, с соответствующими стандартами качества, менеджмента и сервиса до сих пор свободна. В марте 2008 года компания «London Consulting & Management Company» (LCMC) из Санкт-Петербурга провела исследование рынка гостиниц г. Саратова. Как выяснили аналитики, по общему количеству объектов, а также по номерному фонду наиболее представленным типом средств размещения в Саратове на момент исследования были гостиницы и мини-отели категории 3 звезды. При этом гостиницы категории 4 и 5 звезд «вообще отсутствовали». Кроме того, «к средствам размещения премиум-класса нельзя было отнести ни один объект», что, по мнению исследователей, свидетельствовало «о недостаточном развитии рынка средств размещения».
По данным на январь 2008 г. обеспеченность гостиничными местами в расчете на 1 000 жителей составляла в Саратове 1,2 места. В то время как в Перми - 2,9 мест, Челябинске - 2,9 мест, в Воронеже - 2,6 мест. Иными словами, возможности для роста гостиничного бизнеса 5 лет назад были в избытке. И за эти годы они уж точно не исчерпаны.
По словам директора саратовской гостиницы «Словакия» Эдварда Арзуманяна, гостиничный рынок неплохо развивался до кризиса 2008 года. А потом, как и вся экономика, ощутимо просел. И хотя за прошедшую пятилетку на рынке появились множество новых объектов, по сути большинство их пополнили «трехзвездную» нишу. А ситуация с премиум-сегментом изменилась незначительно.
Некоторые форматы, популярные у взыскательной публики, в Саратове отсутствуют вообще, хотя для их появления здесь есть некоторые предпосылки. Скажем, старые гостиницы, ведущие свою историю с дореволюционных времен, в том числе пережившая пожар «Европа» или пустующая сейчас «Московская», могли бы существовать в формате супер- дорогих «бутик-отелей» для самых требовательных клиентов. В столицах мира подобные объекты пользуются огромным вниманием инвесторов. У «Европы» и «Московской» - совершенно уникальное расположение в самом центре города, поблизости от Волги, главных музеев, парков и театров Саратова. В «Московской» до сих пор сохранилось много роскошной лепнины, атлантов, поддерживающих потолки, и шикарных чугунных лестниц. Но в нашем случае отельеры предпочитают развивать не эти памятники, а новые объекты. И иногородний бизнес по разным причинам заниматься премиум-сегментом тоже не стремится.
Размер имеет значение
У участников местного гостиничного рынка и экспертов существуют самые разные мнения относительно того, почему Саратов выпал из зоны внимания международных сетей. Но все они так или иначе сводятся к экономической политике нынешних властей.
«Ответ лежит на поверхности. В регионе отсутствует политика в области туризма. Туризм как таковой особо никому не нужен, не интересен», - заявил «Газете Наша Версия» директор саратовской туристической компании «PrimaVera» Владимир Маныкин.
«В Саратовской области, к сожалению, очень слабо развит культурный туризм. Да и деловой туризм тоже имеет не высокую динамику. Поэтому активность в гостиничной сфере в Саратовской области намного ниже, чем в некоторых соседних регионах. Окупаемость гостиничных проектов дольше, чем там, да и затраты достаточно высоки», - отметила в комментарии нашему изданию руководитель отдела развития саратовской сети отелей «Богемия» Светлана Аршинова.
«Вот сейчас майские праздники - 13 дней пустует гостиница. В «Словакии» в советское время было 633 места. Сейчас - 304, половина. И все равно она загружена на 40 процентов. Мы построили рядом второй корпус - видите, я не спешу его вводить в эксплуатацию. А потому что она будет пустовать. Крупные международные сети всё просчитывают. И понимают, что в Саратове строить новую большую гостиницу будет нерентабельно», - отмечает Эдвард Арзуманян.
По его «грубым подсчетам», создание нового пятизвездочного отеля в Саратове может стоить 20-25 миллионов долларов. «В нем минимум 150 мест должно быть. А как его загрузить, если номер будет стоить за сутки от 10 тысяч рублей и выше? В Саратове не найдешь таких клиентов», - уверен Арзуманян.
При этом он на своем опыте подтверждает, что маленькие гостиницы могут быть выгодны. «В гостинице «Жемчужина» (входит в состав группы компаний под управлением Арзуманяна - авт.) на одном этаже мы сделали маленькие комнаты. Они менее удобные, но дешевые. И они всегда загружаются гораздо лучше, чем большие шикарные номера», - подчеркивает бизнесмен.
Представители туристической индустрии отмечают, что, несмотря на отсутствие в Саратове отелей с международными вывесками, особых проблем с размещением гостей в Саратове, в общем, не существует. «К нам постоянно приезжают партнеры, иногда целые делегации по 20-30 человек. Никогда не было никаких проблем, - заявил «Газете Наша Версия» глава гильдии туристического бизнеса Торгово-промышленной палаты, гендиректор компании «Лагуна тур» Дмитрий Анпилогов. - Наши местные гостиницы вполне справляются и с объемами текущими, и с сервисом. Ну, цены, конечно, несколько завышены, не без этого. Если придут какие-то известные бренды к нам в регион, цены в наших гостиницах должны будут очевидно снизиться».
«В Саратове есть гостиницы, где можно достойно поселить гостей, - говорит президент Торгово-промышленной палаты Максим Фатеев. - В первую очередь, это, конечно, «Словакия» и «Жемчужина». Появились небольшие частные гостиницы. Весьма неплоха региональная сеть «Богемия». Гостиница «Волга» на проспекте Кирова - место, что называется, «намоленное»: ретро, центр, своя история, есть достойные номера. И все равно возникает салтыково-щедринское «но».
«Но на самом деле обидно, конечно. Потому что получается замкнутый круг: нет гостей - нет гостиниц. Нет гостиниц - нет гостей», - резюмирует Владимир Маныкин.
Заграница нам поможет?
Стоит ли ожидать появления гостиничных грандов в Саратове в обозримом будущем? К сожалению, даже экономический рост (если он вообще будет в стране) этого не гарантирует. «В настоящее время в планах развития международных гостиничных сетей в России на первом месте стоят Москва и Санкт-Петербург, а также крупные города России с населением более 1 миллиона человек. Это связано с тем, что в крупных городах высокий уровень бизнес активности, что определяет спрос на бизнес-отели международного уровня, - заявила «Газете Наша Версия» директор отдела стратегического консалтинга компании Cushman & Wakefield (международная компания, предоставляющая услуги в области коммерческой недвижимости с офисами в 60 странах мира) Елена Лисина. - На текущий момент спрос на качественные гостиничные услуги до сих пор полностью не удовлетворен, в том числе и в Москве. А средняя стоимость номеров, например, в Москве, превышает европейские показатели практически в два раза. Поэтому, с точки зрения доходности, гостиничных операторов, прежде всего, привлекают именно крупные города - центры деловой активности».
«Оценивая возможности по открытию в том или ином городе отеля под одним из наших брендов, мы, как международная гостиничная компания, ориентируемся на экономические показатели, уровень развития транспортной инфраструктуры, численность населения, - сообщила нашему изданию директор по развитию бизнеса компании Rezidor Мария Знова. - По многим показателям Саратов отвечает нашим требованиям, поэтому у компании Rezidor есть интерес по развитию гостиничного проекта здесь. Это может быть модернизация существующей гостиницы либо строительство отеля «с нуля». Однако важно отметить, что Группа Rezidor является управляющей компанией и не инвестирует в проекты, поэтому для появления в Саратове отеля международного бренда необходимо участие в проекте заинтересованных инвесторов».
По мнению Марии Зновой, в Саратове «было бы уместно развитие отеля среднего ценового сегмента Park Inn by Radisson». «Сотрудники отдела развития бизнеса компании Rezidor уже приезжали в Саратов и смотрели потенциальные площадки», - отмечает она.
О конкретных планах других международных брендов и российских сетей в отношении нашего региона публичной информации в последнее время не было. Власти о чьих-то новых интересных проектах тоже пока не сообщали.
По словам участников саратовского рынка, для них постоянно существует возможность начать работать под чужой вывеской, в том числе по франчайзингу. «Мне предлагали некоторые компании, чтобы я вошел в сеть и пользовался их именем. Но за это я должен платить. А клиентов-то разве прибавится от этого у меня?» - размышляет Эдвард Арзуманян.
Открыть заповедник
По мнению директора саратовской компании «Третий Росинвест», кандидата экономических наук Игоря Одоевского, в прежние годы туристы размещались в гостиницах известных брендов, поскольку ожидали там понятного стандартного сервиса. «Но сегодня же даже самый простой человек может без особых хлопот найти себе место по душе и кошельку просто потратив немного времени в Интернете, причем он увидит все: цены, скидки, интерьеры, меблировку, расположение, почувствует и ауру места, и сервиса. Бронируется все просто, оплачивается картой на месте. Проблем нет. Поэтому и маркетинговая нужда в брендах в основном отпадает. Так что Интернет в определенной степени затрудняет сетям известных брендов проникновение в Саратов», - считает Одоевский.
«Всему своё время, - уверен Дмитрий Анпилогов. - Будет новый международный аэропорт - совершенно всё будет по-другому сразу! Я думаю, параллельно с его открытием многое в Саратове поменяется».
Другие эксперты не склонны разделять этот оптимизм. «Возьмите статистику - кто летает, сколько летает и куда летает. Да, возможно, еще пара рейсов будут возить куда-то саратовцев летом на курорты. Может быть. Но ведь для международного аэропорта этого мало. Много новых пассажиров и гостей здесь не будет», - размышляет Владимир Маныкин.
«Как директор гостиницы я не хочу конкурентов. Но как житель Саратова я хочу, чтобы в городе были красивые гостиницы. Потому что от того, что я буду говорить «Не хочу», ничего не измениться. Все равно бизнес свою нишу займет, если она будет экономически выгодна. Иногда говорят - вот, власти место не дают... Если с экономической точки зрения новая большая гостиница будет в Саратове выгодна, и участок купят, и снесут дома, и всё построят», - подчеркивает Эдвард Арзуманян.
«Если мы говорим об инвестициях, деловой активности, развитии туризма, то привлечение к нам отеля или отелей международных сетей по значимости входит, на мой взгляд, в один ряд со строительством качественных дорог, мостов и прочих объектов инфраструктуры, - уверен президент ТПП Максим Фатеев. - Я лично не раз сталкивался с вопросом от деловых людей и из России, и, конечно, из других стран: «А есть ли у вас...» - далее следовало название одной из гостиничных сетей. С улыбкой и уверенностью в голосе я в ответ рекламировал наши гостиницы. И чаще всего они не подводили. Но всё же отель, относящийся к известным мировым брендам, городу и региону совершенно необходим».
Действительно, какими бы замечательными, «душевными» и красивыми ни были местные гостиницы, появление в Саратове даже одного отеля любой из крупных международных сетей, безусловно, повлияет на саратовский гостиничный бизнес. Отточенные десятилетиями (а в некоторых случаях - и столетиями) стандарты работы персонала и качества обслуживания клиентов так или иначе заставят совершенствоваться и местных отельеров. В конечном же итоге речь идет о повышении общего уровня деловой культуры в регионе. А уж там запас роста до международных стандартов более чем достаточный.