Этот год оказался весьма плодотворным для многих музыкантов. Даже те признанные гении, от которых уже давно ничего не ждали, уважая за прошлые заслуги, вдруг осчастливили своих поклонников новыми альбомами. И какими! В феврале Ник Кейв и его верные The Bad Seeds разродились пластинкой «Push The Sky Away». В марте Дэвид Боуи покорил всех своим «The Next Day». А в апреле старички Deep Purple прервали восьмилетнее молчание, выпустив альбом под названием «Now What?!» Среди других громких релизов 2013 года пластинки Depeche Mode, U2, Metallica, Игги и The Stooges, Pet Shop Boys, Bon Jovi, фронтмена группы My Morning Jacket Джима Джеймса и проекта Atoms For Peace, в котором задействованы Том Йорк из Radiohead и Фли из Red Hot Chili Peppers
Этот год оказался весьма плодотворным для многих музыкантов. Даже те признанные гении, от которых уже давно ничего не ждали, уважая за прошлые заслуги, вдруг осчастливили своих поклонников новыми альбомами. И какими! В феврале Ник Кейв и его верные The Bad Seeds разродились пластинкой «Push The Sky Away». В марте Дэвид Боуи покорил всех своим «The Next Day». А в апреле старички Deep Purple прервали восьмилетнее молчание, выпустив альбом под названием «Now What?!» Среди других громких релизов 2013 года пластинки Depeche Mode, U2, Metallica, Игги и The Stooges, Pet Shop Boys, Bon Jovi, фронтмена группы My Morning Jacket Джима Джеймса и проекта Atoms For Peace, в котором задействованы Том Йорк из Radiohead и Фли из Red Hot Chili Peppers.
Блюз бозона Хиггса
Итак, в феврале этого года Ник Кейв и The Bad Seeds выпустили 15-й совместный альбом «Push the Sky Away». Стоит отметить, что это первая студийная работа Кейва и The Bad Seeds со времен альбома «Dig!!! Lazarus Dig!!!» (а это 2008 год). Сам Кейв, конечно, в минувшую пятилетку не лодырничал. Он успел поработать над музыкой для кино и даже собрал новую группу под названием Grinderman. Что касается этого коллектива, то о нем музыкальные критики отзываются весьма неоднозначно. Например, музыкальный обозреватель «Коммерсантъ» Борис Барабанов считает, что это была самая громкая и отчаянная музыка со времен The Birthday Party, группы в которой Ник Кейв пел с 1973 по 1983. Ну а некоторые уверены, что Grinderman - это кризис среднего возраста, который Ник Кейв, к счастью, успешно преодолел.
Впрочем, речь не о Grinderman, а о «Push the Sky Away». Продюсер альбома Ник Лоней охарактеризовал новую работу как «самую утонченную, прекрасную» в дискографии Ника Кейва и The Bad Seeds. Сам Кейв сообщил об альбоме следующее: «Я так рад ему. Он не звучит как что-то, что Bad Seeds делали раньше. Он действительно хорош. Действительно очень, очень красив. Это не запись баллад. Она не похожа на классические баллады Bad Seeds. И она далека от Grinderman, и всё такое».
Спорить с Кейвом сложно. Альбом действительно необычайно мелодичен и красив. Здесь и скупая мужская слеза, и размышления о вечном, и умные тексты, и фирменные интимные интонации, которые удаются Кейву как никому другому. В который раз он предается музыкальной саморефлексии, и делает это очень талантливо. У Кейва особая эстетика, эдакая смесь мрачной меланхолии, эмоционального напряжения, безысходности и свойственных притче интонаций. Первая половина альбома - это как раз то самое напряжение и ощущение безысходности. «We No Who U R» о невозможности прощения, «Jubilee Street» о хороших, но «опустившихся людях», «Water’s Edge» о невозможности быть вечно молодым. А потом «Mermaids» словно вздох облегчения, правда, весьма своеобразный вздох - о том, что верить в принципе можно во что угодно. А затем опять по кругу: волнующее напряжение в «We Real Cool», эпическая и ироничная «Higgs Boson Blues» о блюзмене Роберте Джонсоне, Ханне Монтане и Люцифере и, наконец, завершающая, чересчур медленная и тягучая «Push The Sky Away», слишком уж тоскливая, даже для Кейва.
Напоследок вспомню меткое заявление блоггера kirr_zah: «...под новый диск, уж на что у меня сейчас хорошее настроение (было), к четвертой композиции заныл зуб, опустились руки, а заплетающийся язык все норовил поведать миру о бессмысленности всего сущего. Моя мама всегда говорила, что под Кейва лучше всего завернуться в простыню и ползти в направлении кладбища, но раньше это движение можно было осуществлять с вдохновенными прискоками, а сейчас даже ползти не хочется. Лежишь себе на полпути к кладбищу, выглядываешь из простыни и видишь, как кладбище, тоже наслушавшись, само ползет к тебе. Встретились два одиночества». Впрочем, как известно, на вкус и цвет товарищей нет.
И что теперь?
За всю свою долгую историю группа Deep Purple, как и любая другая рок-группа, пережила много всего. Были и головокружительные успехи, и ссоры участников, и частые расставания и воссоединения. В итоге после всех этих, свойственных мыльным операм пертурбаций, Deep Purple осталась без Ричи Блэкмора, который, бесспорно, был и сердцем, и душой коллектива, и без еще одного основателя группы выдающегося клавишника Джона Лорда. Впрочем, буду откровенна, даже без этих культовых личностей Deep Purple еще ого-го. И музыканты доказали это, выпустив не один замечательный альбом. Чего стоят хотя бы «Purpendicular» 1996 года (здесь Джон Лорд все еще в составе группы) и «Bananas» 2003 года (уже без Лорда).
Казалось бы, можно спокойно почивать на лаврах, поигрывать старые песни и периодически давать концерты. Но Иэн Гиллан, Иэн Пейс, Стив Морс, Роджер Гловер и Дон Эйри решили иначе. И стоит отметить, такая смелость заслуживает уважения. Альбом «Now What?!», вышедший после восьмилетнего перерыва, получился довольно необычным. Пожалуй, нужно сразу уточнить: от привычного и, скажем так, классического Deep Purple времен Блэкмора здесь немного. Разве что «Hell to Pay» и «Aprиs Vous» звучат как привет из прошлого. Первый на пластинке трек «A Simple Song» начинается слишком уж спокойно. Но к середине песни можно облегченно выдохнуть - вот он милый сердцу хард-рок. Дальше все по-дипперпловски драйвово и бодро. Гитарные рифы по-прежнему яркие и «вкусные», органные партии придают симфоничности. Особое ощущение оставляет «Uncommon Man». Песня посвящена Джону Лорду, который скончался в 2012 году после продолжительной болезни. «Uncommon Man» - это жемчужина альбома. Настоящая поэма, сильная, свежая, пробирающая до костей. Песня свободы, пронзительная и с характером.
Альбом «Now What?!» - это, на мой взгляд, не попытка напомнить о старых-добрых Deep Purple. Это новые Deep Purple, прошедшие определенный жизненный путь, немного изменившиеся, но ничуть не в худшую сторону. Это взрослые Deep Purple, чья музыка хоть и не звучит так безумно, как раньше, и уже не поражает волшебными импровизациями, но все же очень и очень хороша. Эта музыка стала чуть понятней, немного аккуратней и чище. Да, это все те же Deep Purple, все те же Гиллан, Пейс и Морс. Только теперь они не поджигают сцену, чтобы подпортить малину группе Yes. Возраст, что не говори. И это, кстати, совсем не плохо. Как справедливо отметил Иэн Гиллан, уже многое пройдено, если почти не все, и что теперь от нас можно еще ожидать?
К чему мы пришли
Дэвид Боуи - фигура, бесспорно, культовая. Он - легенда, настоящее культурное явление и хамелеон, способный меняться так быстро, как никто другой. Чего только Боуи не вытворял за всю свою музыкальную карьеру. Но он снискал себе славу не только откровенным эпатажем, выражающимся то в скандальной андрогинности (образ Зигги Стардаста), то в «сумасшедшем аристократизме» (Белый Герцог). По-настоящему интересны его музыкальные эксперименты. Боуи может быть очень разным, создавать психоделическую музыку или глэм-рок, рок-н-ролл или соул, электронику или альтернативный рок.
До вышедшего в этом году альбома «The Next Day» Боуи долгое время ничего не выпускал. В 2003 году вышла пластинка «Reality». А уже в следующем году музыкант был вынужден прервать мировое турне в поддержку альбома из-за болезни. Ну а потом Боуи выздоравливал после тяжелой операции и на публике появлялся редко. За прошедшие 10 лет он выпустил концертный DVD «A Reality Tour», записал вокал для песни «(She Can) Do That», сочиненную совместно с Брайаном Тренсиу, выступил вместе с группой Arcade Fire, спел дуэтом с Алишей Киз песню «Changes», появился в качестве бэк-вокалиста на альбоме Скарлетт Йоханссон и издал сборник своих старых песен. Все слухи о создании нового альбома музыкант опровергал. И вот в день своего рождения, 8 января, музыкант выпускает первый за 10 лет сингл «Where Are We Now?» и объявляет о предстоящем выпуске альбома «The Next Day». Альбом выходит 11 марта 2013 года, правда, Боуи выложил новый альбом для свободного прослушивания в iTunes Store за несколько дней до его официального релиза, чем необычайно порадовал фанатов.
Несколько слов об обложке «The Next Day». Это своеобразная реминисценция к обложке альбома «Heroes» 1977 года. В свою очередь «Heroes» - это берлинский период Дэвида Боуи. А берлинский период - это эксперименты, желание покончить с наркотиками, дружба с Игги Попом и Брайаном Ино и увлечение новыми немецкими группами. Западный Берлин, где Боуи и Игги Поп снимали квартиру, в то время был своеобразным культурным центром Европы, куда съезжался весь цвет андеграунда. Уникальная субкультура оказала влияние и на Боуи, он пропитался ею и выдал миру так называемую «Берлинскую трилогию», в которую входят три альбома - «Low», «Heroes» и «Lodger». Первые два оцениваются музыкальными критиками наиболее высоко, это, как отмечают критики, расцвет музыканта. Тут, конечно, не поспоришь. Работа Боуи берлинского периода уникальна. Берлин подарил миру Боуи новатора, создателя новых жанров и направлений. И вот к этому периоду музыкант отсылает слушателя обложкой нового альбома «The Next Day».
Впрочем, «The Next Day» - сам по себе сборник стилизаций под самого себя, отсылок к прошлому и воспоминаний. Многоликий Боуи создал альбом, где есть все: и рок, и заводной рок-н-ролл, и и мелодичные баллады. В некоторых песнях чувствуешь откровенное самолюбование. Впрочем, Боуи всегда был немного Нарциссом. Отдельные композиции - настоящая глэм-вечеринка, с шиком, размахом и своеобразным шармом. Например, «The Stars (Are Out Tonight)», на которую режиссер Флория Сигизмонди сняла восхитительный клип, настоящий мистический триллер. Во многих композициях видится ностальгия и тоска по прошлому. «Мы прожили хорошую жизнь», - говорит музыкант в уже упомянутом выше клипе. А чуть позже, в песне «Heat», он поет: «Я не знаю, кто я». И ему, конечно, веришь. Немудрено после стольких масок и ролей забыться, потеряться, запутаться в самом себе и в своем внутреннем мире.
Завистники шипят: мол, где же прежний развязный герой, к чему эта слезливая ностальгия, или это прощание? Бывшая супруга Боуи Энжи так вообще назвала сингл «Where Are We Now» «тоской зеленой». Что ж, каждому, как говорится, свое. Кто-то видит тоску, а кто-то немного сентиментальное размышление о прошлом, своеобразное подведение итогов. В «The Next Day» Боуи уже не старается создать новое, стать фигурой для подражания, повести за собой толпы и толпы новых музыкантов. Это, впрочем, уже ни к чему. Вместе с музыкантом взрослеет и его музыка, и было более чем странно, если бы Дэвид Боуи в свои 66 вдруг предстал перед публикой очередным безбашенным Зигги. И разве не ясно уже, что это он, Дэвид Боуи, выступил одним из создателей многих музыкальных направлений, воспитал своей музыкой тысячи пришедших после него музыкантов.
«The Next Day» прекрасен. Настоящая музыка, которой в последние годы так не хватает, глоток свежего воздуха. Только вот ностальгический и немного грустный тон, пожалуй, дает понять, что следующего альбома ждать не стоит. Мол, итоги подведены, и вспоминать больше нечего. Но ведь Дэвид Боуи всегда умудрялся удивлять своих поклонников и, может быть, the next day принесет нам «the brand new day», то есть совершенно новый день?