В ожидании Музыки

 В ожидании Музыки

В следующую среду в Саратове стартует XXVI Собиновский музыкальный фестиваль. Четверть века - большой срок для любого культурного проекта. А уж для регионального музыкального фестиваля классической музыки, причем не в самом успешном экономическом регионе, - вообще пример удивительного долголетия. Вопреки всем особенности саратовской политики и экономики, год за годом организаторам Собиновского фестиваля удается не просто удерживать планку серьезной качественной культуры, но и повышать ее

В следующую среду в Саратове стартует XXVI Собиновский музыкальный фестиваль. Четверть века - большой срок для любого культурного проекта. А уж для регионального музыкального фестиваля классической музыки, причем не в самом успешном экономическом регионе, - вообще пример удивительного долголетия. Вопреки всем особенности саратовской политики и экономики, год за годом организаторам Собиновского фестиваля удается не просто удерживать планку серьезной качественной культуры, но и повышать ее

О том, какая программа ждет поклонников музыкального искусства в этом году, на пресс-конференции в среду рассказал художественный руководитель театра, дирижер Юрий Кочнев.

XXVI Собиновский фестиваль пройдет под знаком юбилея одного из крупнейших композиторов в истории мировой культуры - Рихарда Вагнера, со дня рождения которого в этом году исполнилось 200 лет. По случаю этой даты в рамках фестиваля состоится премьера его оперы «Риенци. Последний трибун Рима». Известно, что это произведение Рихард Вагнер написал после того, как летом 1837 года прочел роман Бульвер-Литтона, главным героем которого был Кола ди Риенцо - реальный исторический персонаж, государственный деятель, мечтавший преобразовать Рим в духе древних республиканских традиций. В 1347 году он сместил патрициев, объявив себя трибуном.

Вагнер так увлёкся историей взлёта и гибели этого революционера, что решил написать по мотивам романа «большую оперу» во французском стиле со всеми положенными драматическими эффектами, массовыми сценами. Премьера «Риенци» состоялась 20 октября 1842 года в Дрезденской придворной опере. И, несмотря на большую продолжительность спектакля (5 часов!), имела успех. В дальнейшем «Риенци» стала одним из знаковых произведений для немецкой культуры, в том числе, ее трагического периода, связанного с годами правления нацистов. Историки утверждают, что «Риенци» входила в число любимых произведений Адольфа Гитлера.

Как отметил Юрий Кочнев, опера «Риенци» не ставилась в России с 1923 года. И это тем более удивительно, что именно после создания этого спектакля Вагнер стал известным на весь мир композитором. Постановщиком оперы выступил известный петербургский режиссер Алексей Степанюк, который в прошлом году поставил в нашем театре «Мадам Баттерфляй». Ранее создатели спектакля уже анонсировали, что бюджет саратовской постановки «Риенци» составил несколько миллионов рублей, а в качестве художественных решений были заявлены всевозможные световые эффекты, видеоинсталляции, герои-«полукиборги» и «исчезающий хор» из сотни вокалистов. Все это зрителям предстоит оценить на премьере оперы, которая состоится в следующую пятницу, 24 мая. Как подчеркнул Юрий Кочнев, постановками опер Вагнера активно занимается Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Но в целом по стране, насколько известно дирижеру, к юбилею великого композитора ни один из театров новых постановок Вагнера не подготовил. Так что саратовский театр оперы и балета, как это часто бывало в последние годы, идет в авангарде.

То же самое можно сказать и о концерте, которым откроется фестиваль 22 мая. По традиции, на открытии фестивалей исполняются произведения, которые редко или совсем не звучат в российских концертных залах. В этот раз в первом отделении обещаны четыре отрывка из титанической тетралогии всё того же Вагнера «Кольцо Нибелунга» (общее время исполнения всех четырёх опер, которые в нее входят, - более 15 часов), во втором - «Stabat Mater» и «Te Deum» Джузеппе Верди - второго композитора, под знаком которого пройдет XXVI Собиновский фестиваль. Дело в том, что со дня рождения этого великого итальянского классика в этом году также исполняется 200 лет. И в программе заявлены сразу три его оперы - «Бал-маскарад», «Риголетто» и «Травиата». Юрий Кочнев надеется, что открытие, таким образом, «задаст тон всему фестивалю».

В числе других любопытных событий худрук назвал балет Мендельсона «Сон в летнюю ночь», который поставил в нашем театре Кирилл Симонов. «Это первая попытка постановки этого балета российским балетмейстером», - подчеркнул Кочнев.

Из мероприятий, которые позволят XXVI Собиновскому поддержать свой статус музыкального фестиваля, а не только «оперно-балетного», можно отметить концерт джазового трио Жаки Террасона (Франция), а также выступления групп «Смысловые галлюцинации» и «Чичерина». Джаз появился в рамках юбилейного фестиваля в прошлом году - в виде совершенно блистательного концерта трио Даниила Крамера и певицы Хиблы Герзмава. И представляется для Собиновского фестиваля более органичным направлением, чем выступления рок-музыкантов. Хотя, как подчеркнул худрук, «Киркорова мы не приглашаем», поскольку создателей фестиваля интересуют только те музыканты, которые «занимаются поисками чего-то серьезного».

Особым традиционным удовольствием для гурманов обещает стать и очередной Конкурс конкурсов вокалистов, на который из 63 заявившихся победителей разных конкурсов были отобраны, как всегда, 12 участников.

Организаторы во главе с Кочневым год от года убедительно демонстрируют, что границы серьезного музыкального фестиваля еще настолько широки, что можно смело осваивать это пространство и дальше, без особого заигрывания с массовой музыкой. С одной стороны - «Смысловые галлюцинации» и Чичерина, а с другой - Рихард Вагнер. И именно этим выбором театр показывает, что рокеры и джаз - это, как модно сейчас говорить, «интересная история», но не более. Потому что творчество Вагнера во многих отношениях - это одна из вершин мирового театрального искусства. И то, что Юрий Кочнев берется делать, скажем, не очередную оперетту или вполне популярный даже в нашей стране жанр мюзикла (который заведомо мог бы привлечь в зал оперного театра куда больше публики, чем «Риенци»), а именно Вагнера, с его непростой музыкой и мегаломаническими масштабами, внушает уважение. Маэстро последовательно доказывает, что он работает в формате Большой культуры. Это не так естественно, как кажется, потому что в наше время любой культурный деятель так или иначе всё равно вынужден оглядываться на рынок. И всегда существует соблазн быть «попопсовее», попроще, подоступнее. Но в Саратове как будто говорят: хотите оперу? Значит, будет опера. Точнее, даже так: будет Опера. И не меньше, чем Вагнер. То, что хотя бы в рамках главного музыкального фестиваля нашего региона его продюсеры не размениваются по пустякам, позволяет сохранять определенный оптимизм насчет многострадальной Саратовской области. По крайней мере, в отношении ее культуры.