С легкой руки Стивена Кинга выражение «Иногда они возвращаются» вошло в наш обиход: забыв о том, что в оригинальном рассказе речь, как ни крути, шла о мертвецах, мы с удовольствием используем эту фразу, когда, например, говорим о политике, которого рано списали со счетов, или персонаже, который получил новый шанс в другом жанре (например, если герои старых комиксов попали в формат киноблокбастера). Тем не менее, к популярнейшему в начале столетия американскому сериалу «24» (у нас он назывался «24 часа») кинговский слоган подходит идеально
С легкой руки Стивена Кинга выражение «Иногда они возвращаются» вошло в наш обиход: забыв о том, что в оригинальном рассказе речь, как ни крути, шла о мертвецах, мы с удовольствием используем эту фразу, когда, например, говорим о политике, которого рано списали со счетов, или персонаже, который получил новый шанс в другом жанре (например, если герои старых комиксов попали в формат киноблокбастера). Тем не менее, к популярнейшему в начале столетия американскому сериалу «24» (у нас он назывался «24 часа») кинговский слоган подходит идеально.
Дело в том, что упомянутый сериал был мертв с 2010 года, когда его режиссер Джон Кассар на съемках 8-го сезона узнал, что следующего уже не будет. Попытка реанимировать сериал хотя бы в формате полнометражного фильма также не удалась: компания FOX не проявила большого интереса к этой идее, и переговоры о фильме так ничем и не кончились. Поклонники «24» уже распрощались со своим любимым - на протяжении девяти лет - сериалом, а исполнитель главной роли Кифер Сазерленд принял предложение от FOX сняться в сериале «Связь», отыграл два сезона и вдруг...
И вдруг грянул гром. В середине мая нынешнего года руководство FOX объявило, что после двух сезонов «Связь» закрывается, а Кифер Сазерленд возвращается к своей привычной роли: в 2014 году «24» будет продолжен под названием «24: Live Another Day» (24: Жить другим днем), взятым из песни канадской группы The Veer Union. Слово «другой» в названии немаловажно, поскольку новый формат сериала предусматривает не 24, а всего 12 эпизодов. Как будут выкручиваться шоураннеры, неясно. Но уж выкрутятся.
Теперь пора перенестись в 2001 год и - для тех читателей, кто не в теме, - поподробнее рассказать о самом сериале. В России «24» не так известен, как, например, «Остаться в живых», а вот в США он восемь лет считался одним из самых рейтинговых. Если сложить вместе «Эмми» и «Золотые глобусы», которые «24» получил за те годы, пока был на экранах, вырастет солидный холмик.
Идея «24» в пересказе выглядела вполне революционно. Во-первых, перед нами, собственно, не столько сериал (один эпизод - одна история, специфическое название формата - процедурал), сколько многосерийный фильм, который надо смотреть с первой до последней серии, без пропусков, иначе ничего не поймешь. Во-вторых и в-главных: действие всего сериала занимает ровно сутки и все события происходят как бы в реальном времени (сама серия - чуть меньше часа из-за рекламных вставок). За сутки героям надо отследить возникшую угрозу (демократии, Америке, всему миру) и устранить ее любыми способами. Зритель сразу попадает в штаб Си-Ти-Ю (CTU) - Контртеррористического Отделения секретной службы - и знакомится с его руководителем, Джеком Бауэром (Кифер Сазерленд). Первый же сезон «24» начинается с трех неприятных новостей: во-первых, темнокожему сенатору Дэвиду Палмеру, который вот-вот станет главным кандидатом в президенты США от Демократической партии, террористы грозят убийством, и угроза серьезна; во-вторых, выясняется, что в Си-Ти-Ю завелся предатель и, быть может, не один, так что никому доверять нельзя; в-третьих, наемники, посланные сербскими террористами, похищают сперва дочь Джека, Кимберли, а затем и его жену Тери и требуют, чтобы Джек оказал помощь в подготовке убийства Палмера. Ну и так дальше, алгоритм, думаю, понятен: все 24 эпизода - бесконечная гонка, ураганный экшн, краткие отточенные диалоги, дивные спецэффекты и запоминающиеся герои и антигерои (в разное время в роли злодеев побывали то Питер «Робокоп» Уэллер, то Арнольд «Мумия» Вослу, то Джулиан «Чернокнижник» Сэндз, то Юрген «Подлодка» Прохнов - в общем, далеко не последние актеры).
Одной из отличительных черт сериала была его непривычная жесткость: как правило, неприглядные стороны деятельности тех, кто защищает мир и покой, создатели приключенческих лент стараются не выпячивать. Здесь правило не действует, и оттого описанные события приобретают дополнительные «выпуклость», достоверность. Джек Бауэр - неплохой человек, однако он уверен в том, что высокая цель (борьба с терроризмом) оправдывает едва ли не любые средства. Ради своей страны он, не задумываясь, отдаст свою жизнь, но он так же бестрепетно относится и к жизням всех, кто его окружает (в том числе и очень близких ему людей). Задолго до разоблачений неприглядных сторон тюрьмы Абу-Грейб авторы сериала показали, что все разговоры о гуманности работников спецслужб - миф: чтобы получить признание и успеть спасти чьи-то жизни, эти ребята не будут церемониться.
Пытки, провокации, взятие в заложники родственников террористов - все идет в ход. Действует страшноватая арифметика: если надо будет выбрать, сто человек погибнет или тысяча, выбирается второй вариант, и этой сотне уже ничем не поможешь. Например, в одном из сезонов сериала глава террористов угрожает взорвать город, если не будет казнен важный чин Си-Ти-Ю, и руководство страны принимает нелегкое решение пожертвовать своим сотрудником; эту отвратительную миссию, как водится, поручают самому надежному человеку, то есть Джеку. В другом сезоне уже оказывается, что национальной безопасности страны угрожает не кто-нибудь, а первое лицо государства - и Джек, не думая о последствиях для себя, выходит на тропу войны с президентом США, добиваясь его ухода, и готов применить силу, если слова не помогут...
Сериал бы не состоялся, если бы не исполнитель главной роли - Кифер Сазерленд. Прежде чем он стал американской суперзвездой и самым высокооплачиваемым актером телесериалов США, ему пришлось долго карабкаться на вершину славы. Да и взобравшись на Олимп, он все время балансировал на грани того, чтобы упасть: специфика характера и особенности профессии слились воедино.
Сейчас, когда - благодаря сериалу «24» - «звездный» статус актера уже неоспорим, недоброжелатели хмыкают: «Ну при таком-то папе...», имея в виду, что отец Кифера, Дональд Сазерленд, - сам актер мирового уровня, снимавшийся и в блокбастерах, и у Феллини с Бертолуччи. Но даже если твой папа - всемирно известен, тебя назвали в честь театрального режиссера и ты снимаешься в кино с девяти лет, это еще не означает, что твоя кинокарьера будет быстрой и триумфальной. Всем хорош Кифер Сазерленд: высок, симпатичен, накачан, улыбчив. Однако же в лице его есть нечто такое, что долгие годы заставляло режиссеров звать его на сугубо отрицательные роли, поэтому на одного мушкетера, одного городского ковбоя и художника Поля Гогена в его послужном списке приходилось полдюжины убийц, насильников и т.п. Снимался Сазерленд-младший у отличных режиссеров, оказывался в компании суперзвезд - вроде Джулии Робертс или Джека Николсона, - но толку-то? Роли были не те! У Роба Райнера он играет циничного хулигана и лейтенанта-подлеца («Останься со мной», «Несколько хороших парней»), у Джоэла Шумахера - расиста из Ку-Клукс-Клана, киллера и вампира («Время убивать», «Телефонная будка», «Пропащие ребята»), у Джона Шлезингера - маньяка-насильника-педофила по фамилии Дуб («Око за око»). И так далее. Конечно, славу в Голливуде может принести и «злодейская» роль, но это должен быть крупномасштабный и колоритный мерзавец, типа Джокера или Ганнибала Лектера, а Киферу перепадали либо второстепенные злодеи, либо не самые яркие фильмы.
Так продолжалось до ноября 2001 года, когда телеканал FOX выпустил первые серии того самого проекта «24». Дальнейшее - известно. В роль Джека Бауэра актер - с его готовым амплуа полумушкетера-полуманьяка - вписался безукоризненно...
Теперь фанаты «24» с одинаковым энтузиазмом обсуждают и реанимацию любимого сериала, и закрытие «Связи» - причем обе новости считаются хорошими. То есть сам по себе сюжет «Связи» очень неплох. Смысл в том, что для обычных людей мир кажется хаотичным, а для нескольких одаренных детей в мире все детерминировано, и, постигнув эту реальность с помощью чисел, можно восстанавливать гармонию: устраивать встречи, склеивать судьбы, спасать от беды. Кифер Сазерленд играл здесь роль Мартина Бома, отца такого мальчика-аутиста. Мартин - человек честный, преданный сыну, но неуклюжий, мешковатый и уж, конечно, не супергерой. Поэтому когда судьба в очередной раз давала Мартину подзатыльник, не один из зрителей «Связи», думаю, разочарованно бормотал: «Вот Джек Бауэр на его месте...» И наконец свершилось. В 2014 году Кифер Сазерленд вернется к зрителям в своей привычной ипостаси. И спасет от любой гадости, которую вот именно сейчас лихорадочно придумывают телесценаристы.