Вечно молодые мыши

24.05.2013 | 01:06
Вечно молодые мыши

Пока в околонаучном мире обсуждают возможность вернуть молодость, американцы в домашних условиях с помощью принтера распечатывают пистолеты. Оружие, правда, пластиковое, но вполне способное ранить. Итак, лабораторные мыши преклонного возраста омолаживаются при заботливом участии ученых и из пенсионеров превращаются в мышей в самом расцвете сил. Дело пахнет настоящим открытием. Впрочем, если оно все-таки случится, для первооткрывателей «гормона молодости» может и не найтись клиентов. Например, врач Александр Паращенко вечной молодости не ищет, предпочитая оставаться молодым в душе

Пока в околонаучном мире обсуждают возможность вернуть молодость, американцы в домашних условиях с помощью принтера распечатывают пистолеты. Оружие, правда, пластиковое, но вполне способное ранить. Итак, лабораторные мыши преклонного возраста омолаживаются при заботливом участии ученых и из пенсионеров превращаются в мышей в самом расцвете сил. Дело пахнет настоящим открытием. Впрочем, если оно все-таки случится, для первооткрывателей «гормона молодости» может и не найтись клиентов. Например, врач Александр Паращенко вечной молодости не ищет, предпочитая оставаться молодым в душе.

А замглавы администрации Саратова Дмитрий Федотов, рассуждая о принтерах и пистолетах, философски заявляет: мы все перейдем на энергетический уровень и больше не сможем целоваться. В общем, читайте сами. 

Играй, гормон

Ученые нашли гормон, содержащийся в «молодой» крови, и выяснили, что у мышей такой гормон препятствует старению тканей сердца. Как известно, с возрастом из-за некоторых негативных воздействий сердечная мышца становится жесткой и неспособной к должному расслаблению между сокращениями, сердечные стенки утолщаются. Гипертрофия сердечной мышцы приводит к нарушениям работы сердца, возникающая сердечная недостаточность проявляется в виде отеков, одышки, с трудом поддается лечению и может привести к летальному исходу.

Сайт журнала «Популярная механика» сообщает, что ученые хирургическим путем объединили кровеносную систему молодых и старых мышей и заметили: уже через 4 недели толщина сердечных мышц у старших особей уменьшилась, как если бы ткани вновь вернулись в молодое состояние. На поиск вещества, вызывающего такой эффект, потребовалось некоторое время, но в конце концов оно было выявлено - это фактор роста и дифференцировки 11 (GDF11), содержание которого достаточно высоко в крови молодых мышей, но снижается с возрастом. Введение этого белка в кровь старых мышей привело к сокращению размеров гипертрофированных сердечных мышц. Журналисты «Популярной механики» отмечают, что исследователи планируют выяснить, будет ли «восстановленное» с помощью GDF11 сердце работать лучше, или позитивные изменения носят лишь поверхностный характер. Также они изучают влияние GDF11 на процессы старения других тканей организма.

 

Вечно молодые мышиАлександр Паращенко, главный врач Саратовской областной психиатрической больницы Святой Софии:

- Во-первых, надо посмотреть, где была публикация, чтобы судить о ней. Помните, у Булгакова профессор Преображенский занимался чем-то подобным. Был один немецкий врач, который тоже нашел нечто подобное, он делал инъекции пожилым людям, они становились моложе. Если речь идет о мышце сердца и о гормоне, который может вызывать восстановление тканей, то это вообще-то Нобелевская премия. Мы порой открываем хорошие научно-популярные журналы, там часто бывают заметки: сотрудник такого-то института сделал такой-то вывод, и дальше идет настоящее открытие. Потом открываем специальные журналы, которые мы выписываем, нет ничего подобного. Берем реферативные журналы, самые солидные, тоже рефератов нет. Прежде чем обращать внимание на такие сообщения, надо подождать, подтвердятся ли они. Ну а если будут открыты какие-то регенерирующие катализаторы, которые будут восстанавливать любые клетки, это в общем-то будет очень хорошо. Но пока что таких сообщений нет, разве что кое-какие намеки. У нас сейчас доказательная медицина и наука. Всё, что кто-то предположил, надо доказать, откатать и проверить на обезьянах, собаках, дельфинах и так далее. Вот когда мы будем старенькие, может, что-то и подтвердится.

- То есть чисто гипотетически вечная молодость возможна?

- У Родена только. У него одна из лучших работ - это «Вечная весна», у нас в Радищевском музее есть одна из пяти копий. Вы знаете, человек всегда об этом мечтал. Но чем дольше человек живет, тем больше болезней Альцгеймера, старческого слабоумия. К сожалению, это обратная сторона процесса. Да, продолжительность жизни везде увеличилась, но получилось так, что если раньше один рабочий человек кормил одного пенсионера, то теперь кормит нескольких. Это первая сторона медали. А вторая в том, что, как правило, болезни мозга приходят именно в старости. Вы же помните Рейгана. Последний, кого он помнил, - это Нэнси, а потом и ее перестал узнавать. Так что счастливая старость не очень-то получается.

- А если бы ученые все же нашли лекарство, вы бы захотели вернуть молодость?

- Я думаю, что нет. Потому что тогда надо возвращать всё. Это парадокс и трагедия. Это и у Гёте слышно. Понимаете, ведь дело не в теле, а в разуме и в ментальности человека. Блажен, кто смолоду был молод. Это Пушкин. А здесь получится какое-то существо... Если меня сейчас опять в штанишки вернуть короткие, это же будет карикатура. Человек должен набраться смелости прожить свою жизнь такой, какая она есть. И, кстати, наверное, по православным традициям такое искусственное возвращение молодости будет грехом.

Каждый прожил свою молодость так, как смог. Тут пенять не на кого. Уж как прожил, так и прожил. Что смотреть назад, смотри вперед, смотри под ноги. И потом это ведь не какие-то досужие размышления о том, что человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Если хочешь быть молодым - будь им. Как у Козьмы Пруткова: если хочешь быть счастливым - будь им. Вот и всё. Никто тебе не возбраняет. Бегай на лыжах, как молодой, занимайся сексом, занимайся работой. Что тебе дети мешают или внуки?

Я думаю, что человек, который молодится, всегда смешон. А человек, который ведет молодой образ жизни, всегда симпатичен. Не забывайте, мы живем в счастливое время. Я прожил три периода в жизни. Был такой период, когда было модно быть солидным. В 28 лет мужчины непременно носили галстук, носили «поплавки». Раньше было так: если ты кончил институт, то «поплавок» тебе на грудь. И вот они такие довольные собой, с проборами, с бобриками ходили на работу. Потом на Западе появилось поколение хиппи. У нас это отозвалось тем, что люди стали как-то на костюм посматривать настороженно, стали больше джинсы носить, легкую одежду и так далее. То есть стали молодиться, молодость опять оказалась в цене. Потом пошла новая волна, появились яппи, которые днем носили белые воротнички, а вечером надевали джинсы и творили черт знает что. Я говорю это к тому, что это тоже носит характер моды. Мода на солидность, мода на инфантильность. У женщин раньше модно было быть женщиной царственной, солидной. И в те годы босая датчанка с барабаном никогда бы не взяла первую премию на Евровидении. Всё меняется.

Припечатал

Американец Коди Уилсон спроектировал пистолет, который можно напечатать на 3D-принтере практически в домашних условиях. Оружие, получившее название The Liberator, выполнено из пластмассы и не обнаруживается металлодетекторами. Чертежи пистолета, который разрабатывался с августа 2012 года, доступны в Интернете. Также можно найти видео, запечатлевшее проведенные разработчиком испытания нового оружия.

Американские власти уверены, что появление возможности «распечатать» пистолет с помощью 3D-принтера может привести к волне терактов. К тому же пистолет нарушает Акт о необнаруживаемом огнестрельном оружии, в котором запрещено любое оружие, не выявляемое металлоискателем. Впрочем, в ответ на это разработчик The Liberator просто снабдил свое детище небольшим металлическим кубиком и заявил, что теперь оружие полностью соответствует законодательству. Да и чертежи «Освободителя» Коди Уилсон убрал из Интернета, как только власти попросили его об этом. Своей цели оружейник-любитель уже добился: чертежи разошлись по Интернету, при большом желании их можно найти и скачать.

А вот инженеры Принстонского университета используют 3D-принтер совсем в других целях. Они разработали бионическое ухо, содержащее чувствительную к радиоволнам антенну и живые клетки. Как сообщает Лента.ру, основной задачей создателей бионического уха стала отработка технологии совмещения электрических и биологических компонентов в единой живой ткани. Такие устройства можно использовать, например, для дистанционного контроля за состоянием протезов.

 

Вечно молодые мышиДмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству

- Как вы думаете, может быть, придет время и с помощью такого принтера можно будет распечать если не целый дом, то хотя бы стройматериалы?

- А почему бы и нет... Если технология позволяет моделировать, почему бы нет? Я думаю, каждый сможет обзавестись всем, чем угодно. Начиная от мебели и заканчивая посудой для своего дома.

- А не случится, например, экономического кризиса? Безработицы?

- Думаю, что нет. Научно-технический прогресс и технологии - это нормально. А если мы будем далеко в будущее заглядывать, то рано или поздно никакие дома и материальные предметы человечеству вообще не понадобятся.

- Почему?

- Потому что, с моей точки зрения, человечество перейдет в энергетическую форму существования.

- Как вы считаете, распечатывание пистолетов не грозит всеобщим вооружением? В конце концов, это может быть опасно.

- Это вопрос не к технологии, а к социальному устройству. В Америке оружие доступно практически любому. Его распечатывать не надо, пошел в магазин и купил. И до сих пор идут дебаты на тему, хорошо это или плохо. С одной стороны, куча несчастных случаев и убийств, а с другой стороны, американцы считают, что это степень свободы, когда каждый может себя защитить. Это вопрос не технологий, а морали.

- В России, скажем, другая ментальность.

- Да, у нас другой менталитет. Возможно, будут какие-то ограничения. Но это не значит, что будет ограничена технология. Будет ограничено ее применение. Были такие времена, когда каждый копировальный аппарат надо было регистрировать в Комитете госбезопасности. А сейчас уже об этом никто не думает. Времена меняются.

-  К вопросу о бионическом ухе. Как вы думаете, можно будет распечатать целого человека?

- Ну, я думаю, можно будет технически создать тело жизнеспособного человека. Мне кажется, лет через сто уже будут создавать органы с нормальной приживаемостью. А может быть, можно будет целиком сделать человека как физическое существо. Другое дело, что человек - это не только набор мышц, костей или химических реакций в мозге. Это еще интеллект, память, рефлексы и многое другое. Самое сложное будет не руки-ноги сделать, а воссоздать искусственно цепочку ДНК. Если когда-то это получится, то можно будет делать людей с любыми изначально запрограммированными данными.

- Но это уже этическая проблема.

- Естественно. А вообще я очень радуюсь тому времени, в котором мы живем. Мы обладаем всеми возможностями информационного общества, у нас достаточно высокий уровень жизни по сравнению с тем, что было 500 лет назад. Но при этом мы еще остаемся «человеками» со всеми нашими физическими радостями - от вкусной еды, от общения с противоположным полом, от возможности заниматься спортом. Может быть, следующим поколениям будет меньше везти в этом плане. Хотя, может быть, им и меньше потребуется.

- Но если мы все перейдем на энергетический уровень, то лишимся этого.

- Ну, будут другие радости. Тогда не будет ограничений в перемещениях по Вселенной, я думаю. И будет, наверное, единый коллективный разум. В конечном итоге человечество придет к единому коллективному разуму и растворится в огромной Вселенной, станет ее частью. Я думаю, таких цивилизаций достаточно много было во Вселенной. 15 миллиардов лет со времени Большого взрыва прошло, за эти годы могло много чего произойти.

- Того, что нам неведомо...

- И никогда не будет ведомо.

- Может быть, когда мы все станем единым разумом, нам это откроется.

- Тогда - может быть. Но мы с вами единым разумом не станем. Все-таки это процесс не такой быстрый.

- Это печально.

- Зато мы с вами можем целоваться (смеется).