В региональном парламенте продолжается обсуждение пакета законопроектов, касающихся подготовки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Два документа уже прошли первое думское чтение, однако один из проектов, пожалуй, самый интересный для жителей, все еще находится в руках членов рабочей группы. Юристы, депутаты и чиновники пытаются довести до ума проект закона Саратовской области «О порядке установления минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах». Как только разберутся с порядком, станет ясно, сколько всем нам придется платить
В региональном парламенте продолжается обсуждение пакета законопроектов, касающихся подготовки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Два документа уже прошли первое думское чтение, однако один из проектов, пожалуй, самый интересный для жителей, все еще находится в руках членов рабочей группы. Юристы, депутаты и чиновники пытаются довести до ума проект закона Саратовской области «О порядке установления минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах». Как только разберутся с порядком, станет ясно, сколько всем нам придется платить.
По кодексу
Поправки к Жилищному кодексу РФ были приняты в самом конце прошлого года, аккурат перед затяжными праздниками. Наверное, чтоб граждане, на чьи плечи лег еще один оброк, не успели сильно огорчиться и утопили возмущение в бокале с шампанским. Поправки к ЖК лишили жильцов многоквартирных домов шикарной возможности отремонтировать свой дом за счет бюджетов всех уровней, добавив на ремонт лишь 5% от стоимости всех необходимых работ. Теперь платить придется самим. Взносы будут ежемесячными и платить их обязан каждый собственник, за редким исключением. Например, от уплаты освобождаются собственники помещений в домах, признанных аварийными, а также в случае, если принято решение об изъятии участка, на котором расположен дом, для государственных или муниципальных нужд.
Впрочем, деньги из областной и муниципальной казны в ремонте все же поучаствуют. И нагрузка на местный бюджет ляжет немалая, поскольку субсидии регионам от Фонда содействия реформированию ЖКХ значительно сократятся. Итак, бюджетная составляющая в целом уменьшится, а собственникам придется платить больше. И с этим ничего не поделаешь - совершенно очевидно, что никакого бюджета на ремонт жилого фонда не хватит. В Саратовской области в капитальном ремонте нуждается 6 тысяч 206 многоквартирных домов площадью 24,5 млн кв. м. А потратить на это нужно больше 118 миллиардов рублей. Об этом еще будучи министром строительства и ЖКХ говорил Сергей Канчер. А теперь для сравнения: с 2008 года из региональной казны на капремонт было выделено 5 миллиардов рублей. Больше у нашего вечно дефицитного бюджета нет.
Из тех платежей, которые ежемесячно будут вносить собственники жилья, сформируют фонд капитального ремонта. Собственники могут выбрать один из двух способов создания такого фонда: копить самостоятельно, открыв в банке счет, или же перечислять средства региональному оператору. В первом случае накопленные деньги будут потрачены исключительно на ремонт вашего дома. Второй вариант представляет собой что-то вроде кассы взаимопомощи - в первую очередь деньги получат те дома, которые больше всех нуждаются в капремонте. Самых нуждающихся определит областное правительство, составив региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Жилищный кодекс вообще многое оставляет на откуп руководству региона. Областное правительство вправе установить срок действия своей программы, определить перечень работ по капитальному ремонту, сформировать список нуждающихся в таком ремонте домов и установить очередность ремонта и ежемесячные взносы. Органы местного самоуправления в свою очередь обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта.
Трения
В Саратовской области «вымучивание» региональной программы идет полным ходом. Два законопроекта - «О порядке осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств на территории Саратовской области» и «О порядке предоставления региональным оператором и владельцем специального счета сведений о совершении операций по специальному счету» - уже прошли первое чтение. Третий документ - «О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» - сейчас в обсуждении.
Контроль за целевым расходованием денежных средств будет осуществлять уполномоченный государственный орган, который определит региональное правительство. Принятый в первом чтении проект закона определяет порядок контроля за тратами на капремонт, а также устанавливает, на что именно могут быть потрачены собранные средства. Что касается предоставления сведений о совершении операций по счету, то здесь все довольно просто. Согласно Жилищному кодексу РФ собственники помещений, управляющие организации, ТСЖ и кооперативы имеют право запросить сведения, а региональный оператор и владелец спецсчета обязаны их предоставить.
Ну а законопроект «О порядке установления минимального размера взноса...» областные депутаты называют самым сложным. Документ должен определить порядок, в соответствии с которым правительство области установит минимальный размер взноса на капремонт. Текст законопроекта абсолютно, что называется, «нечитабельный». Далеко не каждый гражданин сможет понять, каким образом рассчитывается размер взноса. Тем более что проект предусматривает взнос предельный, необходимый и минимальный. Каждый рассчитывается по определенной формуле и зависит от многих факторов.
Тем временем заседания рабочей группы, призванные сделать закон понятным если уж не для всех, то хотя бы для самих депутатов и чиновников, проходят ни шатко ни валко. Глава думского комитета по ЖКХ Алексей Сергеев состоявшееся во вторник собрание вообще проигнорировал, сославшись на занятость в правительстве. Коллегам депутат предложил разбираться самим или же вовсе не разбираться, отложив обсуждение наболевших вопросов на следующий раз. Коллеги, правда, решили не откладывать.
Пока многим членам рабочей группы не до конца ясно, каким образом будут получены данные по нуждающимся в ремонте домам. Эта информация должна быть официальной, а ее источник необходимо прописывать в законопроекте. Сейчас же министерство строительства и ЖКХ запрашивает такие данные у муниципальных образований. Есть вопросы и по «оценке доступности необходимого размера взноса». По закону, критерием доступности для граждан необходимого размера взноса на капитальный ремонт является коэффициент покупательной способности, то есть доля расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. Этот коэффициент, по расчетам законодателей, должен составлять 12%. В этом случае будет рассчитываться необходимый размер взноса на капитальный ремонт, то есть такой взнос, при ежемесячном внесении которого собственники смогут за срок действия программы накопить необходимую на ремонт сумму. Если же расходы на ЖКУ превысят 12% от совокупного дохода семьи, то платить нужно будет так называемую предельную сумму взноса, логично предположить, что она будет несколько меньше, чем необходимый взнос. Упомянутые 12% вызвали у участников обсуждения вопрос: почему 12%, и где данные, исходя из которых был определен именно этот процент?
Согласитесь, разобраться с предельными и необходимыми взносами непросто. Тем более что сами члены рабочей группы до сих пор не могут разобраться, какой же из этих взносов должен быть меньше, а какой больше. Да и многие другие необходимые для законопроекта данные вызвали у участников обсуждения вопросы, ведь за каждую цифру придется отвечать. Подсчитать размер минимального взноса на калькуляторе можно хоть сейчас, утверждают представители минстроя. Но вот кто подпишется под этими цифрами? Исходные данные должны быть законны, а это значит, что появиться они должны из официального документа, в крайнем случае - из статистических исследований.
Впрочем, у минстроя кое-какие цифры уже есть. Они пока не официальные, никакими документами не подкрепленные. По расчетам чиновников из областного минстроя, необходимый размер взноса может равняться 4,7 рубля за один квадратный метр. Члены рабочей группы уверены: запредельных сумм никто платить не будет. Конкретному дому будет достаточно накопить один миллион из необходимых, например, полутора. Оставшиеся 500 тысяч будут распределены между уровнями бюджетной системы. И вот здесь возникает большая вероятность того, что уже в первые три года действия программы региональный и местные бюджеты вынуждены будут тянуть непосильную для них нагрузку.
Реалии
Законопроекты, входящие в пакет документов, необходимых для создания региональной программы капремонта, рассматривались на прошедшем 30 мая заседании областной думы. Тогда спикер регпарламента Владимир Капкаев адресовал вопрос о минимальном взносе министру строительства и ЖКХ Дмитрию Тепину. Министр предположил, что в Саратове взнос будет равняться примерно 6-7 рублям за квадратный метр. «Это очень сырая цифра, - заметил министр. - При этом жители Петровска не будут платить за жителей Саратова и наоборот, потому что у каждого дома будет свой счет, средства, которые там накоплены, будут тратиться только на конкретный дом». В ответ на эту реплику один из разработчиков законопроекта депутат Леонид Писной попросил «не давать слово непрофессионалам и не разбирающимся в этом вопросе». «В основе установления минимального взноса лежит критерий доступности оплаты совокупного жилищно-коммунального продукта, - объяснил Писной. - Он определяется одним показателем - чтобы в разрезе конкретного муниципального образования не произошло увеличения количества семей, имеющих права на субсидию более 12%. Граждане защищены критерием доступности».
Пока в думе обсуждают, жители вынуждены платить. Многие уже видят в своих квитанциях за ЖКУ графу «на капитальный ремонт». Некоторые УК взимают эту плату далеко не первый год. Правда, ремонта граждане так до сих пор и не увидели. Есть и совсем вопиющие случаи: на протяжении нескольких лет жильцы добросовестно платили своей УК за капремонт, но после смены управляющей компании обнаружили, что эти накопления не были переданы новой управляющей организации.
Тем временем спикер Владимир Капкаев, рассуждая о региональной программе капитального ремонта, с гордостью заявляет: «Среди других регионов мы находимся в числе лучших по разработке данного законодательства».