В минувшую среду в главном корпусе Саратовского государственного университета им. Чернышевского в очередной раз вершилась история. Точнее, предыстория. Так получилось, что ректора этого вуза Леонида Коссовича решили выбрать в президенты. Членам ученого совета СГУ предложили либо поставить крест на Леониде Юрьевиче, либо не трогать его вовсе. Скромно наблюдавший за этим процессом Коссович остался доволен итогами - его оценка собственной персоны полностью совпала с оценками подчиненных.
В минувшую среду в главном корпусе Саратовского государственного университета им. Чернышевского в очередной раз вершилась история. Точнее, предыстория. Так получилось, что ректора этого вуза Леонида Коссовича решили выбрать в президенты. Членам ученого совета СГУ предложили либо поставить крест на Леониде Юрьевиче, либо не трогать его вовсе. Скромно наблюдавший за этим процессом Коссович остался доволен итогами - его оценка собственной персоны полностью совпала с оценками подчиненных.
О том, что 19 июня в главном корпусе СГУ будут избирать президента вуза, членам ученого совета Саратовского государственного университета сообщили, можно сказать, в экстренном порядке. И не просто сообщили, а с пометкой: «Явка обязательна»! Обычно об очередном заседании совета его состав извещают за пару недель до намеченного мероприятия, однако на сей раз приглашения были разосланы всего за несколько дней до знакового события. Региональная пресса и вовсе не была оповещена о том, что задумали в стенах СГУ - по всей видимости, планировалось провести заседание тихо, без огласки, ограничившись собственным релизом, который вышел бы на сайте вуза постфактум.
Собственно, такой релиз в тот же день и появился на сайте университета - поздно вечером, хотя само мероприятие закончилось еще в 3 часа дня. В этом сообщении говорится, что за избрание ректора Леонида Коссовича президентом СГУ члены ученого совета проголосовали единогласно, однако станет Леонид Юрьевич президентом лишь 16 октября 2013 года, когда истечет срок его основных - ректорских - полномочий.
Почему столь важное мероприятие готовилось в тайне и должно было получить минимум огласки? Зачем г-на Коссовича решили избрать президентом заранее, за четыре месяца до того, как он сможет занять эту должность? О каких интимных беседах рассказывает будущий ректор СГУ Алексей Чумаченко? Об этом и многом другом, понятное дело, в официальном релизе университета нет ни слова. К счастью, корреспондент «Газеты Наша Версия» побывал на выборах вузовского президента и попытался найти ответы на перечисленные выше вопросы.
От нашей семьи - вашей
Мероприятие проходило в актовом зале десятого корпуса университета. Из 85 членов ученого совета СГУ на заседание прибыл 81 человек, в том числе председатель этого вузовского органа - Леонид Коссович. В повестке дня значился один вопрос: выборы в качестве президента госуниверситета Леонида Юрьевича. Ректор занял место за столом на сцене и практически безотрывно смотрел куда-то себе под ноги. В это время представители вуза поочередно подходили к трибуне и с запинками читали с листочков хвалебные речи о незаменимом Коссовиче. Всего таких смелых набралось семь человек. Возможно, всякие хорошие вещи о прогрессивном ректоре они читали по бумажке из-за того, что сильно волновались и боялись упустить что-то важное... Но лично мне показалось, что написаны озвученные оды были одним человеком.
Хотя точно это могут установить, наверно, только в центре языка и культуры «Слово» (если вдруг захотят провести лингвистическую экспертизу, думаю, им стоит посоветоваться на этот счет с проректором по учебно-методической работе СГУ Еленой Елиной). Впрочем, не в этом суть. Предположим, что члены ученого совета от души и от чистого сердца писали хвалебные строки в адрес ректора Коссовича. Так даже интереснее.
Первыми воспеть заслуги Леонида Юрьевича на сцену вышли представители достаточно влиятельного в вузе семейства - супруги Татьяна Захарова и Сергей Вениг. В свое время даже рассматривался вопрос о выдвижении г-на Венига в ректоры, правда, то ли он лицом не вышел, то ли г-же Захаровой не захотелось прощаться с должностью проректора (она не смогла бы в этом случае работать в прямом подчинении у мужа, хотя чете Коссович-Кириллова это особо не мешает), но в список претендентов на руководящую должность Сергей Борисович в итоге не попал. Естественно, вышли супруги на сцену не вдвоем и не под ручку, а по очереди.
Сначала проректор по общим вопросам СГУ Татьяна Захарова рассказала присутствующим о долгом пути согласований, по итогам которого все сегодня собрались. Все началось еще 1 марта текущего года, когда на заседании ученого совета было принято решение о ходатайстве перед Министерством образования и науки РФ о согласовании учреждения должности президента вуза. Решением этого же заседания на должность президента была рекомендована единственная кандидатура - ректор Леонид Коссович. Напомним, в тот же день Леонид Юрьевич заявил о том, что берет самоотвод и не станет участвовать в выборах ректора, проведение которых специально ради него было перенесено с октября на сентябрь 2013 года (чтобы успеть назначить Коссовича руководителем вуза до исполнения ему 65 лет). По всей видимости, на федеральном уровне решили, что Леонид Юрьевич уже с избытком успел показать свои ректорские способности, и притормозили процесс его очередного избрания на эту должность. На нет и суда нет, зато есть новый пост - для инновационного руководителя таких постов в родном вузе, думаю, готовы настрогать на скорую руку хоть с десяток. Лишь бы он не унес с собой на пенсию весь свой огромный опыт и багаж предпринимательских знаний, накопленный за последние годы.
В итоге введение президентства в госуниверситете было согласовано в министерстве. А еще эту идею почему-то горячо поддержал губернатор Саратовской области Валерий Радаев, который в последнее время, напротив, ратует за оптимизацию и сокращение всяких дублирующих должностей. Об этом также не преминула сообщить Татьяна Захарова.
«Поскольку полномочия ректора Саратовского государственного университета Коссовича Леонида Юрьевича истекают 15 октября 2013 года, то в случае его избрания на должность президента университета он приступит к исполнению обязанностей президента с 16 октября 2013 года», - завершила свое информативное выступление Татьяна Григорьевна и предложила присутствующим обсудить кандидатуру Коссовича.
«По техническим причинам»
На сцену поспешил руководитель программы развития национального исследовательского университета (НИУ) СГУ Сергей Вениг. Сергей Борисович отметил, что почти десять лет тому назад Леонид Коссович пригласил его, «вольного казака», в свою команду. И стал г-н Вениг «строить» факультет нанотехнологий, который возник благодаря «удивительному стратегическому предчувствию Леонида Юрьевича». Собственно, инновациям и нанотехнологиям спикер и посвятил свое выступление.
Он говорил о «высокой эффективности вложения средств СГУ» по программе развития НИУ, правда, ни разу не упомянув о малом инновационном предприятии вуза «Русмарко», в которое были вложены более полумиллиарда бюджетных средств. То самое ООО, которое ныне банкротится в Москве, вообще, кажется, исчезло из анналов истории университета, хотя многомиллионные долги этой фирмы перед СГУ, столичными предпринимателями и налоговыми органами никуда не делись. Подробнее об этом можно прочесть в публикации «Фильтрация Коссовича» («Газета Наша Версия», №21 (223) от 7 июня 2013 года).
Не было сказано ничего и по поводу подозрительных трат бюджетных сотен тысяч рублей в рамках НИУ на заграничные командировки по сомнительным темам для супруги Леонида Юрьевича и других представителей различных высокопоставленных семей СГУ. И, естественно, умолчал г-н Вениг о ботаническом саде университета, который по инновационному велению ректора вуза в ближайшее время должен превратиться из научного подразделения в культурно-развлекательный центр (подробнее в статье «Садомия Коссовича», №7 (209) от 22 февраля 2013 года).
Похоже, все это не вписывалось в контекст выступления Сергея Борисовича. Однако, как ни удивительно, почти наверняка знающие об этих фактах во всех подробностях члены ученого совета молча внимали г-ну Венигу и согласно кивали головами. А ведь там, в зале СГУ, собрались практически все эти члены! Неужели среди этих ученых мужей и жен нет ни одного способного анализировать, смотреть на вещи объективно, а не вестись на поводу у правящих вузовских семей, которые задумали очередную рокировку? В таком случае и эти члены, и весь преподавательский состав СГУ сполна заслуживают то, что сейчас происходит с университетом в плане распределения финансовых потоков. Пока вам на головы течет водичка с потолка зональной библиотеки, деньги из бюджета по программе развития НИУ текут в нужные руки на ремонт корпусов завода «Тантал» или на «Рефлектор», где известные вузовские семьи в ближайшее время планируют запустить промышленное производство всяких нужных вещей.
Да что там, инновации каждый понимает по своему. Для кого-то это научные разработки и исследования, а для кого-то - патенты, переписанные на знакомых бизнесменов, и заколачивание денег на купленных за счет государства станках, установленных в аффилированных фирмах. Вон даже предстоящий уход Коссовича с должности ректора СГУ г-н Вениг преподнес как событие, происходящее «по технической причине». И предложил ученому совету не забывать о познаниях Леонида Юрьевича в инновационной сфере, его связях и репутации. С сим и раскланялся.
Про интим
Позже выступали еще несколько человек, из которых хотелось бы выделить проректора по инновационной деятельности СГУ Алексея Чумаченко. Хотя бы потому, что в ближайшее время, если ничего кардинально не изменится и все руководство вуза не примутся вызывать на допросы по делам о расходовании бюджетных средств, этот человек должен возглавить Саратовский государственный университет. Выбор, собственно, невелик. Либо Чумаченко, либо молодой подчиненный супруги ректора Ирины Кирилловой - Дмитрий Горин. И тот, и другой связаны со схемой распределения средств по программе развития НИУ СГУ через «Русмарко», однако у первого, скажем так, процентов на 99 выше шанс возглавить вуз.
Третий претендент на должность ректора - декан философского факультета Михаил Орлов - как оказалось, не прошел утверждение в Министерстве образования и науки РФ и был снят с предвыборной гонки. Об этом на днях в эфире «Эхо Москвы в Саратове» рассказал проректор СГУ Андрей Россошанский. Впрочем, подобный расклад был ожидаем, поскольку из выдвинувшейся на выборы тройки именно Орлов представлялся наиболее неуправляемой местными семьями фигурой, да к тому же не имел отношения ни к инновациям, ни к сомнительному расходованию на них бюджетных сотен миллионов рублей.
Но вернемся к выступлению Алексея Чумаченко. Особенно интересным среди комплиментов, сказанных Алексеем Николаевичем в адрес своего руководителя, показался этот: «В последние два года я имею возможность участвовать в самых разных мероприятиях - в больших, высоких мероприятиях, куда приезжают очень высокие гости. Помимо, скажем так, выставочных разговоров, очень часто приходится участвовать в кулуарных разговорах. Когда остаешься с человеком один на один и не нужно говорить какие-то высокие речи о том, как все замечательно и прекрасно. За это время было действительно много бесед, и ни одного раза не было такого, чтобы кто-то сказал, что вуз развивается совсем не в ту сторону или плохо. Наоборот, всегда, даже в тех самых кулуарных, интимных беседах, всегда действительно восторженные отзывы о той самой нашей деятельности, об инновационной нашей деятельности, о нашем развитии. И почти всегда это заканчивается одними и теми же словами: «Молодец ваш ректор», - отметил Чумаченко.
Коссович и пропеллер
После всех этих выступлений был объявлен перерыв, во время которого членам ученого совета предложили в процессе тайного голосования поддержать или не поддержать кандидатуру Коссовича на должность президента вуза. Способ был выбран интересный: в бюллетенях, розданных собравшимся, значилась одна фамилия действующего ректора. Представителям совета предложили или не трогать эту фамилию вовсе, что означало бы голос в поддержку Коссовича, или перечеркнуть ее крест-накрест. То же самое мог проделать и сам Леонид Юрьевич. В итоге ни у него, ни у его подчиненных не поднялась рука поизголяться над фамилией в бюллетене - ректор единогласно был избран президентом и получил в подарок пышный букет из красных роз. Собственно, до осени текущего года кроме этих роз Коссович едва ли получит еще какие-то привилегии от состоявшихся выборов. Зато, как говорится, место застолбил.
В своем ответном выступлении Леонид Юрьевич поблагодарил всех, в том числе почему-то региональные власти, за оказанное доверие и подчеркнул, что планирует в новой должности заниматься именно инновациями. Что же, иного и не стоило ожидать. Ведь после того, как вуз возглавит новый ректор, кто-то должен продолжать и развивать запущенные при старом руководителе схемы.
По итогам всего этого представления у меня возникла ассоциация с песней известной группы «Король и Шут» под названием «Любовь и пропеллер». В ней рассказывается о влюбленном парне, которого никак не хотела замечать девушка. Вследствие душевных терзаний он смастерил пропеллер и спрыгнул с утеса на глазах у своей возлюбленной. Она, естественно, расстроилась. А тут он такой хоп - взлетает над утесом. Однако всеобщая радость была недолгой. Поскольку парень смастерил пропеллер так, что и сам не понял как, аппарат заглох и влюбленный повторно рухнул вниз, уже окончательно и бесповоротно.
Вот и в СГУ смастерили что-то вроде такого пропеллера. Как получилось - поняли или нет? За четыре месяца до истечения срока полномочий ректора Коссович уже избран президентом вуза. А поскольку ради того же Коссовича на месяц была сдвинута процедура выборов ректора, новый руководитель университета должен появиться уже в сентябре текущего года. И будут в СГУ сразу два ректора и один президент? Не многовато ли высшего руководства на один вуз?
Как бы то ни было, в настоящее время, по нашей информации, в госуниверситете работают проверяющие из контрольно-ревизионного управления, вследствие чего вполне вероятно, что «пропеллер Коссовича» может заглохнуть, и тогда с утеса вниз полетит не только он, но и все остальные действующие лица этой инновационной сказки. Возможно, с этим и связана спешка руководства вуза в выборе президента. Хотя если компетентные органы всерьез возьмутся за проверку происходящего в главном университете области, то, думаю, тут никакие рокировки уже не помогут. Останется только «до основанья, а затем...»