Подвернув ногу на очередной колдобине и помянув добрым словом дефицитный бюджет, чиновников и дорожников, я вдруг вспомнила: примерно четыре года назад, потеряв каблук именно в этом месте, я написала статью про ремонт тротуаров и отпущенные на это деньги. За четыре года ничего не изменилось. Тротуара как не было, так и нет. Стабильность, однако
Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить 114 вкусных питательных блюд.
И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. <…> Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.
Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»
Подвернув ногу на очередной колдобине и помянув добрым словом дефицитный бюджет, чиновников и дорожников, я вдруг вспомнила: примерно четыре года назад, потеряв каблук именно в этом месте, я написала статью про ремонт тротуаров и отпущенные на это деньги. За четыре года ничего не изменилось. Тротуара как не было, так и нет. Стабильность, однако.
Не дает покоя
Надо сказать, что о дорогах и тротуарах журналисты «Газеты Наша Версия» и информагентства «Версия-Саратов» писали не раз. Достаточно набрать в поисковике на нашем сайте слово «тротуар» и перед глазами тут же появятся сотни публикаций. Нет, конечно, они не посвящены исключительно пешеходным дорожкам. Зачастую темы материалов даже далеки от благоустройства. Но почему-то проклятые тротуары всплывают везде, словно это единственное и всем известное отличие нашего города от всех остальных городов. Будто бы говорить о Саратове с некоторых пор можно только так: «Саратов? Это тот пыльный городок, где ни дорог, ни тротуаров?»
Вот один из сентябрьских номеров газеты за 2012 год. Журналист Александр Сорокин пишет о нелегкой участи саратовских инвалидов, безразличии чиновников и программе «Доступная среда»: «Водители нашего города все больше предпочитают передвигаться на внедорожниках, а велолюбители - на горных велосипедах с толстенными колесами. А все потому, что рельеф трасс и тротуаров сложный, иногда непредсказуемый. Иной раз, глядя на «пересеченную местность» наших улиц, задумываешься над тем, а существуют ли «горные коляски» для инвалидов?»
Ноябрь 2012-го, журналист Тимофей Бутенко вспоминает о том, как в срочном порядке за несколько дней до визита в город премьер-министра Дмитрия Медведева красились бордюры и ремонтировались дороги. Естественно, только те, по которым должен был проехать Дмитрий Анатольевич. Делалось это, как отметил журналист, без проведения конкурсов на взявшиеся неизвестно откуда деньги. Да и ремонт на скорую руку никак нельзя было назвать качественным: «Даже небольшой дождик показал, что работы были выполнены неудовлетворительно - пешеходная дорожка сейчас превратилась в одну большую лужу, а люди вынуждены передвигаться по проезжей части или по грязи вдоль тротуара».
А вот Лев Гурский берет интервью у известного кардиолога Сергея Штерна (ноябрь 2010 года). И снова речь заходит о тротуарах. Гурский вспоминает интервью Сергея Викторовича, опубликованное семь лет назад в одной из саратовских газет. Тогда врач и, кстати, талантливый литератор сказал так:«Зимой раздражают жуткие покрытые льдом тротуары, когда каждая прогулка связана с риском для жизни - но они всегда раздражали…» В 2010 году Сергей Штерн добавил к ранее сказанному лишь то, что «Саратов грязен, многие прекрасные образцы архитектуры разрушаются, в жутком состоянии дворы жилых домов». При этом Сергей Викторович справедливо отметил, что «мусор бросают, где попало, и мочатся в лифтах вовсе не городские власти».
Смотрим материал «Ни фига себе вопросец!» (ноябрь 2010 года). Екатерина Федорова задала известным в Саратове общественным и политическим деятелям всего один вопрос: какое событие в истории города можно назвать самым значимым? Несчастные тротуары всплыли в беседе с руководителем областной общественной организации «Наш дом - Саратов» Лидией Виненко. «Да что говорить? На общем фоне, когда вешают эти кашпо, а в квартале от самого центра на Челюскинцев тротуара уже практически нет. Тратить деньги на эти кашпо, когда улицы в ужасном состоянии - это как? Слабо, да? Нет, у меня положительных событий нет. Все, что было сделано хорошего, было сделано нашими предками, и за последние двадцать лет изуродовано».
Корреспондент ИА «Версия-Саратов» Ирина Каширская в статье «Карточный город» тоже не проходит мимо тротуарной проблемы, хоть основная тема материала - движение «Саратов, вперед!» В статье «Село Саратов» Александр Сорокин предлагает горожанам попросту забыть о том, что мы живем в городе-миллионнике, и воспринимать действительность адекватно: «достаточно лишь перестать считать Саратов городом, а признать его разросшимся селом или рабочим посёлком. Причём не абы каким, а весьма успешным, прогрессирующим: тут даже кое-где уложили асфальт и строят дома, похожие на городские». Даже читатели нашего сайта в своих комментариях вспоминают о тротуарах. Вот, например, некто под псевдонимом «побывавший в вашей глуши» пишет: «Почему в Саратове нет тротуаров? Что там можно разглядывать? Целый день шли и боялись, что какая-нибудь лепнина-рухлядь упадёт на голову. Ужас просто. В Саратов больше ни ногой».
40 лет на тротуары
В прошлом году городские власти наконец-то всерьез взялись за ремонт дорог. Работы, конечно, еще непочатый край. К тому же, пока чинят одну дорогу, другая успевает прийти в негодность. А на все сразу тощей городской казны не хватает. Сейчас дорожники приводят в порядок улицу Шехурдина. Администрация города сообщает, что дорога будет отремонтирована на участке от путепровода на 3-й Дачной до кольцевой развязки в районе проспекта Строителей. Вместе с автомобилистами могут радоваться и пешеходы: до конца июля власти обещают отремонтировать и тротуары. В том же Ленинском районе начали ремонт улицы Ломоносова. Правда, пока местные жители только жалуются на дорожников: на пешеходном переходе установили высокий бордюрный камень, через который трудно перешагнуть, кое-где техника стояла прямо на тротуаре, в результате и без того разбитый асфальт превратился в пыльное крошево.
Ремонт тротуаров - это, кстати, прерогатива районных властей. Администрации районов получают из городского бюджета средства на благоустройство и тратят их по своему усмотрению: на вывоз мусора, уличное освещение, озеленение или же на приведение в приличный вид пешеходных дорожек. Куда уходят деньги, можно посмотреть на сайте городской администрации. Так, в первом квартале 2013 года на мероприятия по благоустройству города было направлено 68 миллионов 295 тысяч рублей. Из этих же средств финансировались и ведомственные целевые программы по благоустройству территорий районов Саратова. А из анализа финансирования расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» за первый квартал 2013 года видно, что бюджетные средства, выделенные на благоустройство, тратились в основном на озеленение и содержание зеленых зон и насаждений, включая газоны и цветники. Правда, мне не совсем понятно, какие зеленые зоны могут быть в январе, феврале и марте? И как в это время можно озеленять район?
В некоторых ведомственных целевых программах по благоустройству территорий районов о тротуарах вообще нет ни слова. В программе Кировского района, например, основной упор сделан на содержание остановочных павильонов, озеленение и установку ограждений, урн и лавочек в скверах. Такая же история и с Фрунзенским районом. Здесь в первом квартале потратили на создание и содержание зеленых зон почти 7 миллионов рублей! В январе, феврале и марте умельцы из Фрунзенской администрации сумели посадить 150 деревьев (267 тысяч рублей) и 1200 кустарников (702 тысячи рублей). Еще в этом районе, несмотря на снежные завалы, смогли отремонтировать 505 кв. м асфальтовых дорожек (450 тысяч рублей).
Вообще сайты районных администраций не балуют посетителя отчетами или документами. Найти информацию о том, когда в последний раз ремонтировались тротуары и сколько на это было потрачено, практически невозможно. Например, по Фрунзенскому району имеется информация за 2011 год. На сайте Ленинского района можно найти данные за 2010 год. Сайт Заводского района лишь сообщает, что в 2013 году планируется отремонтировать более 6 тысяч квадратных метров тротуаров.
Правда, стоит отметить, что городские власти прекрасно понимают масштаб проблемы. В конце мая состоялось заседание комиссии Саратовской гордумы по градостроительству, ЖКХ, архитектуре и земельным ресурсам. Одним из самых главных пунктов в повестке дня стало состояние тротуаров в областном центре. «Проблема по состоянию тротуарного покрытия - одна из наиболее острых, - посетовал замглавы администрации Саратова Дмитрий Федотов. - В этом году запланировано восстановление 30 тыс. кв. м и еще 29 адресов по всем районам города, прежде всего, места массового посещения». К слову, общая площадь городских тротуаров составляет 3,6 млн кв. м, что немногим меньше объема автомобильных дорог. Для того чтобы привести все 3,6 миллиона квадратных метров в нормативное состояние, потребуется 1,8 миллиарда рублей. А при нынешних темпах финансирования для решения проблемы нужно не меньше 40 лет.