Саратовские производители напитков вынуждены сдавать позиции в борьбе с международными брендами на рынке сладкой газированной воды, зато наращивают выпуск местной минералки. Такой вывод можно сделать, опираясь на данные Саратовстата за последние несколько лет
Саратовские производители напитков вынуждены сдавать позиции в борьбе с международными брендами на рынке сладкой газированной воды, зато наращивают выпуск местной минералки. Такой вывод можно сделать, опираясь на данные Саратовстата за последние несколько лет.
Постоянное повышение температуры на планете, рост доходов граждан РФ и стремление части из них к экологической чистоте продуктов питания очень помогают компаниям, которые занимаются производством питьевой воды. По крайней мере, в Саратовской области, по информации регионального минэкономразвития, производство минеральной воды за прошлый год выросло в 2,2 раза. Однако рынок напитков был и остается сектором экономики с крайне высокой конкуренцией, поэтому в будущем показатели могут оказаться не такими радужными.
В данных Саратовстата производство безалкогольных напитков и минеральной воды разделены по категориям. При сравнении динамики этих цифр становится понятно, что в этих сегментах производства действуют разные тенденции.
За январь-май этого года производство минеральной воды в нашем регионе по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло в 2,4 раза. Результаты последних лет демонстрируют ту же тенденцию: выпуск минералки почти неуклонно увеличивался - с 37 тысяч полулитров в 2007 году до 161 тысячи в прошлом. Причем в кризисном 2009-м этот рост притормозил совсем немного.
Производство безалкогольных напитков, напротив, сильно сократилось. Кризис 2009 года оно так же пережило неплохо, но упало именно в последние пару лет. Минимальный уровень выпуска этой продукции в нашем регионе был зафиксирован в 1995 году - всего 1 млн декалитров. Затем объем производства постоянно рос, причем уверенно и бодро. В 2007-2010 годах выпуск таких напитков составлял более 7 миллионов декалитров ежегодно, но в последние пару лет упал в несколько раз (до 2,4 млн в 2012-м).
Эту тенденцию, видимо, следует объяснить тем, что обстановка в сегментах сладкой газировки и минеральной воды некоторым образом отличается. В первом случае на рынке агрессивно доминируют глобальные бренды - Coca-Cola и PepsiCo. Именно они продают по всей России напитки разных ценовых сегментов, доминируя в верхнем со своими знаменитыми торговыми марками. Средний и нижний сегменты остаются региональным производителям. В сегменте минеральной воды тоже идут рекламно-маркетинговые бои, но там нет таких однозначно доминирующих марок, как два мировых бренда. На полках саратовских магазинов можно увидеть минеральную воду из разных регионов страны и мира, но добывать и разливать ее здесь, на месте, тоже выгодно.
Хоть залейся
Правительство времен Дмитрия Аяцкова подошло к проблеме развития производства минеральной воды на территории Саратовской области настолько основательно, что даже разработало целую программу, которая так и называлась - «Минеральные воды Саратовской области». Программа была рассчитана на десять с лишним лет - с 1998 по 2010-й годы, и планы в ней были прописаны наполеоновские. Добыча, розлив и реализация минеральных питьевых вод в расчете на одного жителя области должна была за это время вырасти с 0,3 бутылки аж до 70 (!) бутылок в год. Кроме того, планы предусматривали «увеличение применения бальнеологических вод» с 22 тысяч до 1 миллиона 300 тысяч ванн в год. Чиновники намеревались не только увеличить продажи саратовской минералки через местные магазины, оптовые склады и аптеки, но и вывести ее на российский и даже мировой рынок. После нескольких лет реализации программу закрыли, а ее цели не достигнуты до сих пор. Однако влияние на развитие этого сектора рынка она наверняка оказала.
Статистика последних лет показывает, что бизнес не только оценил масштабы природных запасов воды малой родины, но и принялся их активно разрабатывать. А заниматься есть чем. По официальным данным, на территории области выявлено 16 месторождений минеральных подземных вод и 9 месторождений, перспективных в качестве «источников гидроминерального сырья». Саратовские недра таят в себе минводы четырех бальнеологических групп - без специфических свойств, сульфидные, бромные и йодные, железистые. По оценке экспертов областной власти, потребности в минеральных водах, которые нужны существующим и даже проектируемым местным лечебно-оздоровительным учреждениям, могут быть полностью удовлетворены за счет местных же ресурсов.
История освоения минеральных вод в Саратовской области началась еще в XIX веке. В частности, первые сведения об использовании лечебных Столыпинских вод (территория нынешнего Ершовского района) датируются 1844 годом. Официальной датой открытия курорта считается 1866 год, когда профессор Карл Шмидт сделал первые химические анализы минеральных вод и грязей. В «Путеводителе по Волге А.Безчинскаго» (издание «Т-ва И.Н.Кушнеревъ и К», 1903 год) можно встретить упоминание о Столыпинских минеральных водах. В нем указано, что они находятся в «50 вер.от Балакова», там имеются «серно-соляныя и железистыя воды», а также «горькосоленыя озера, грязелечебница и кумысолечебное заведение». Грязевая и «разсольная» ванна стоили по полтора рубля, железистая - рубль, соляно-серная - 50 копеек. «За питье минеральных вод отдельная плата: за весь с одного лица - 2 рубля», указано в путеводителе. После революции курорт некоторое время назывался именем III Интернационала, затем ему дали имя В.Чапаева.
Сейчас простор для бизнесменов, которые хотели бы извлекать и разливать по бутылкам запасы саратовских недр, по-прежнему велик. Из 16 разведанных месторождений минеральных вод освоены 12, а эксплуатируются еще меньше.
Призрак дефицита
Многим жителям Саратовской губернии употреблять минеральную и вообще специально подготовленную питьевую воду показано просто из соображений безопасности. Как отмечается в докладе областного управления Роспотребнадзора по итогам прошлого года, ситуация в нашем регионе с состоянием как подземных, так и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора «продолжает оставаться неудовлетворительной».
Состояние отдельных территорий вообще вызывает у эпидемиологов «особую тревогу». К их числу они относят, прежде всего, районы Заволжья, где из-за отсутствия пресной подземной воды для питья и хозяйственно-бытовых целей жители, как в Средневековье, используют «поверхностные источники водоснабжения», то есть малые реки, пруды, водохранилища. А поскольку очистных сооружений там попросту нет, вода перед подачей населению не очищается и не обеззараживается. В частности, без очистки пьют воду жители Перелюбского, Питерского, Новоузенского районов (кроме г. Новоузенска и с. Питерка). В Краснокутском, Федоровском, Ершовском, Пугачевском и Дергачевском районах процент очистки составляет от 5 до 12,5%. Питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в прошлом году были обеспечены 908 (из 1783!) населенных пунктов Саратовской губернии, то есть примерно половина. Проблема состоит в том, что потребление минеральной или столовой воды тесно связано с доходами людей. Социологические и маркетинговые исследования подтверждают, что чаще и больше такую воду пьют те, чьи доходы выше. А жители Заволжья, где средние зарплаты и доходы гораздо ниже, чем в крупных городах области (где с водопроводной водой ситуация гораздо лучше), попадают, таким образом, в замкнутый круг.
Впрочем, при всех социальных тенденциях звездный час для производителей и продавцов питьевой бутилированной воды в нашем регионе, возможно, уже не за горами. Пока все идет к тому, что он может начаться в 2014 году, если руководство Балаковской атомной станции приведет в исполнение свои планы относительно «продувки» пруда-охладителя. Этот пруд служит частью технологического цикла АЭС. Экологи утверждают, что в нем имеется серьезное превышение предельно допустимой концентрации целого ряда химических веществ. Если «продувка», то есть, проще говоря, перекачка всей воды из пруда в Волгу, все-таки произойдет, эта вода рано или поздно попадет в водозаборы Саратова и других населенных пунктов нашего региона.
Особенность поведения наших граждан состоит в том, что они вяло реагируют на потенциальные угрозы и, как правило, не хотят ничего делать лично, чтобы их предотвратить. Но развивают бешеную активность, когда угрозы и риски представляются им реальными. Почти 10 лет назад население истерически скупало йод из-за слухов о ЧП, якобы произошедшем на АЭС. Массовая паника по поводу «опыления города с самолетов», случившаяся несколько лет назад, снова подтвердила, что население области внушаемо и легко поддается на провокации. В случае с «продувкой» пруда особых провокаций может и не потребоваться. Достаточно будет в нужное время и в нужном месте пересказать то, что уже сказано экологами. Тем более что пока на предметные претензии, тревожные цифры и заявления атомщики реагируют в духе «все хорошо, прекрасная маркиза». Кстати, «продувка» - не одномоментное явление, оно может длиться от 2 до 5 (!) лет. И вот тогда производители, поставщики и продавцы бутилированной питьевой воды снимут в Саратовской губернии роскошную кассу. Возможно, привкус этого успеха будет немного горьким, но, как принято говорить в подобных случаях, это будет уже совсем другая история.