Патрону не жалко

    «Обижа-а-а-ают!» - раздается со страниц еженедельника «Земское обозрение» (№22 от 10.06.09). Автор статьи, шестидесятилетний детский писатель Михаил Каришнев-Лубоцкий, вполне по-взрослому доносит до читателей (а заодно и до соответствующих инстанций) тревожную новость: оказывается, «Газета Наша Версия» регулярно подвергает поруганию и поношению три губернские реликвии. А именно - региональное отделение «Единой России», областное правительство и Ассоциацию Саратовских Писателей (АСП).

    «Обижа-а-а-ают!» - раздается со страниц еженедельника «Земское обозрение» (№22 от 10.06.09). Автор статьи, шестидесятилетний детский писатель Михаил Каришнев-Лубоцкий, вполне по-взрослому доносит до читателей (а заодно и до соответствующих инстанций) тревожную новость: оказывается, «Газета Наша Версия» регулярно подвергает поруганию и поношению три губернские реликвии. А именно - региональное отделение «Единой России», областное правительство и Ассоциацию Саратовских Писателей (АСП).

    Первые два краеугольных камня Михаил Александрович, правда, защищать не берется - то ли ранг у него не тот, то ли чином не вышел, то ли сказать особо нечего, - зато уж за интересы Ассоциации, в которой автор состоит с самого момента рождения (ее, конечно, а не писателя), Каришнев-Лубоцкий бьется отчаянно. Обычно его сочинения похожи на приторную карамель, но здесь от былого сюсюканья не остается и следа. Автор мечет громы и молнии, живота своего не щадит и в выражениях не стесняется: «фокусники», «компиляторы», «чернуха», «похабщина», «лживый», «глупости», «фига под носом»... Это вам не сказка про Уморушку, жанр не тот. Детишки не прочтут, так чего уж там скромничать?

    После того, как читатель отшелушит все гневные эпитеты и вычтет все многочисленные аргументы ad hominem (типа: а ты кто такой? а папа твой кто такой? а ты что делал до 1861 года? а еще шляпу надел!), в сухом остатке обнаружатся всего две темы, которые действительно, без дураков, волнуют Каришнева-Лубоцкого и прочих функционеров АСП. То, ради чего, собственно говоря, и затевался сыр-бор с объединением в одну команду всех этих трепетных ланей.

    Знаки отличия и финансирование. Цацки и деньги. Копеечный престиж и многотысячные траты.

    «До смешного доходит: вручат саратовским литераторам и деятелям культуры литературные премии и медали, как тут же издевательские статьи в «ГНВ» появляются, - сердится Каришнев-Лубоцкий (сам получивший пару именно таких медалек). - Нет бы за коллег порадоваться: вот, гляди ты, Москва на Саратов внимание обратила, шевеление какое-то у нас заметила!..»

    И вправду смешно. Но и грустно тоже. Самодеятельные «награды», наспех придуманные одной из московских писательских организаций и вручаемые их провинциальным вассалам - без конкурса, без авторитетного жюри, без разбора и без смысла, - стоят дешевле металла, из которого отчеканены. Счет идет на килограммы, список облагодетельствованных по всей стране - на километры. Медаль имени Чехова, медаль имени Грибоедова, медаль имени Державина... кого еще из беззащитных покойников не оприходовали? Ах да! Маршака забыли! Месяц назад выпустили еще медальку имени Самуила Яковлевича - и тут же распределили ее по дружественным лацканам за великие достижения в детской литературе (среди саратовцев ее навесили Владимиру Вардугину... не он ли, кстати, написал «Трех мушкетеров»? а «Незнайку»? а «Муму»? тоже не он?) Неловко даже напоминать, что настоящая премия им. Маршака была учреждена еще в 2004 году Союзом писателей и правительством Санкт-Петербурга, и с тех пор ее получали авторы, которые внесли РЕАЛЬНЫЙ, а не мифический вклад в развитие российской детской литературы.

    Беда, конечно, не в самих побрякушках, вручаемых неизвестно кому незнаемо за что. Любой желающий может носить в петлице хоть октябрятские звездочки, хоть медали своих четвероногих друзей. Беда в том, что местные власти, не видящие особой разницы между государственными наградами и жестяным мусором, по недомыслию готовы прикрывать своим властным авторитетом чужие игры. На это обратил внимание Александр Крутов в статье «Ярмарка тщеславия для губернаторской четы» (журнал «Общественное мнение», май 2009 года). Журналист уверен, что релятивизм, поощряемый губернскими чиновниками, не только подрывает авторитет местной власти, но может и уронить престиж наградной политики главы государства.

    А теперь о деньгах. «Именно на книги, школы, больницы, скрипки, рояли, детские сады и тому подобные филармонии и консерватории и следует тратить бюджетные рубли», - взывает Каришнев-Лубоцкий. Речь идет, заметим, о губернском бюджете, а под словом «книги» автор «Земского обозрения» явно подразумевает издания АСП...

    Писательство, как известно, дело одинокое. В стаи же предпочитают собираться птички-невелички, которые не могут похвастать ни голосом, ни оперением, зато энергичны в борьбе за кормушку. Большинство деятелей АСП российской читающей публике абсолютно не известны (сильно сомневаюсь, что и в Саратове-то они известны за пределами своего подъезда), но по части умения выбивать средства - и бюджетные, и спонсорские - этим товарищам нет равных. «С помощью револьвера и доброго слова можно добиться больше, чем с помощью только доброго слова», - так, по слухам, говаривал гангстер Аль Капоне. Для АСП же и «револьвером», и «добрым словом» в одном флаконе стало имя губернатора Павла Ипатова, под патронатом которого обычно проводятся все дорогостоящие мероприятия Ассоциации.

    Кстати, о патронате. Это умное и красивое слово встречается (вкупе с именем саратовского губернатора) в публикациях, посвященных АСП, регулярно; есть оно и на форзаце «Литературной карты Саратовского края». Согласно современным энциклопедиям, данный термин имеет одним из основных значений «узаконенную в ряде регионов РФ форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

    Саратовская область, если верить Информационно-консультационному порталу Министерства образования и науки РФ, в число этих регионов, кстати, пока не входит. Тем не менее, в последнее время местные СМИ отмечали похвальную заботу Ипатова о детдомовцах... Быть может, Павел Леонидович распространил свои благодеяния и на АСП, машинально приняв их за бездомных, нуждающихся в опеке?

    Подобный прецедент уже встречался в литературе - конечно, не в той, которую производит АСП, а в знаменитых «Двенадцати стульях» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Помните сцену визита Остапа в старгородскую богадельню? «Между тем помрачневший инспектор пожарной охраны спустился задом по чердачной лестнице и, снова очутившись в кухне, увидел пятерых граждан, которые прямо руками выкапывали из бочки кислую капусту и обжирались ею. Ели они в молчании... «Новая партия старушек?» - спросил Остап. «Это сироты», - ответил Альхен, выжимая плечом инспектора из кухни и исподволь грозя сиротам кулаком...»

    Люди добрые! Подайте Ассоциации Саратовских Писателей кто сколько может! А то они сами возьмут и вас не спросят.

Обсудить статью в ЖЖ