В недрах Саратовского государственного университета им. Чернышевского родился новый проект. Его соавтором стал то ли ректор, то ли президент вуза Леонид Коссович. Как это уже повелось в СГУ, возник проект тихо, без лишней огласки. Скорее даже в условиях полной секретности. Естественно, стоимость его реализации зашкаливает за 2 миллиарда рублей - с недавнего времени Леонид Юрьевич в подобного рода делах не мелочится. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Итак, просим любить и жаловать: «Золотоордынский Саратов». Часть первая. Введение
В недрах Саратовского государственного университета им. Чернышевского родился новый проект. Его соавтором стал то ли ректор, то ли президент вуза Леонид Коссович. Как это уже повелось в СГУ, возник проект тихо, без лишней огласки. Скорее даже в условиях полной секретности. Естественно, стоимость его реализации зашкаливает за 2 миллиарда рублей - с недавнего времени Леонид Юрьевич в подобного рода делах не мелочится. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Итак, просим любить и жаловать: «Золотоордынский Саратов». Часть первая. Введение.
Миллиарды в пятилетку
В последнее время наше издание много внимания уделяло банкротству вузовского малого инновационного предприятия, курируемого ректором СГУ Леонидом Коссовичем, - ООО «Русмарко». На самом деле, с этой фирмой, базировавшейся в Москве, руководство университета наворотило столько дел, что сейчас, если есть необходимость прочесть что-то новенькое о делишках Леонида Юрьевича, в интернет-поисковике стоит лишь вбить название скандальной компании. Оно - это название - уже крепко-накрепко слилось с фамилией ректора-президента Коссовича.
Вместе с тем, странное дело, поисковик «Яндекс» при вводе слова «Русмарко» назойливо предлагает дополнить строку поиска словами: «хищение государственных средств». Ранее к этому дополнению прилагалось еще одно - «жулики и мошенники», однако этот набор слов к названию вузовского ООО интернет-поисковик с недавних пор не навязывает.
Таким образом, возникает занятная цепочка: Коссович - «Русмарко» - «хищение». Словно в подтверждение справедливости построения такой цепочки несколько дней назад Инспекция Федеральной налоговой службы России №34 по городу Москве представила в арбитражный суд столицы свои требования к малому инновационному предприятию СГУ. Оказалось, что «Русмарко» умудрилось за весьма короткий срок своего существования задолжать налоговому органу... 2,9 миллиона рублей! Что должны были делать или, напротив, что должны были не делать компаньоны Леонида Коссовича - столичные бизнесмены, среди которых наиболее выделяется персона Дмитрия Перминова - чтобы обзавестись такими долгами перед ИФНС менее чем за два года работы (а если брать в качестве отправной точки официальное открытие производства ООО, то работала фирма и того меньше - три месяца)?! Это, как говорится, вопрос на миллионы.
К чему это вступление? А к тому, что аппетиты ректора-инноватора Коссовича, как оказалось, год от года растут. Если в случае с «Русмарко» с 2010 года сомнительным образом СГУ было освоено более полумиллиарда бюджетных средств на оборудование, к поискам которого журналисты «Газеты Наша Версия» еще вернутся в ближайшее время, то уже в 2012 году в стенах вуза родились иные проекты, затраты на которые предполагаются куда большие. Например, описанный в статье «Садомия Коссовича» (№7 (209) от 22 февраля 2013 года) проект создания «культурно-экологического центра» на базе научного подразделения университета - ботанического сада. Фактически из особо охраняемой природной территории планируется сделать культурно-развлекательный центр со всеми вытекающими последствиями и вложениями - 2,2 миллиарда рублей. Хотя не исключено, что после рассекречивания этой информации в нашей газете от ботанического сада решили хотя бы на время отступиться.
Между тем, в том же 2012 году Леонид Коссович подписал еще один проект: «Создание музейного комплекса «Золотоордынский Увек». И ориентировочная стоимость реализации этого детища СГУ оказалась еще выше - 2 миллиарда 280 миллионов рублей. Причем освоить эти средства в главном вузе региона планируют... всего за пять лет!
Укек - начало
Что известно про Увек? Основан он давным-давно как один из первых центров Золотой Орды (известен также как Укек). Остатки городища расположены вдоль Волги недалеко от многочисленных дымящих труб Заводского района Саратова. Застроен дачными домиками и коттеджами. Собственно, всё. Да, еще там археологи с переменным успехом совершают замечательные находки, на которые можно посмотреть в Саратовском областном музее краеведения.
Полагаю, что приблизительно теми же знаниями о предполагаемом месте вложения миллиардов рублей обладает и один из авторов проекта Леонид Коссович. Ректору-президенту, как-никак, должны быть ближе цифры. То есть, математика. Видимо, с этим связано то, что в качестве второго создателя труда о «Золотоордынском Увеке» значится руководитель института археологии и культурного наследия СГУ Сергей Монахов.
Правда, описание истории древнего города, особенностей его расположения и прочее содержание нового проекта, как удалось выяснить корреспонденту, взяты из другого аналогичного труда, рожденного в СГУ еще в 2005 году. Именовался он тогда так: «Средневековый Увек». При этом авторы, опубликовавшие текст проекта восемь лет назад, на сайте госуниверситета не указаны.
Но вернемся к очередному детищу Коссовича, «Золотоордынскому Увеку». Мы приводим в качестве иллюстрации примерную смету расходов, взятую из этого документа. Аппаратура на 50 миллионов рублей... Честно говоря, удивляет, что так мало. Обычно на оборудование СГУ не скупится. Смотрим список аппаратуры и кое-что начинаем понимать. Например, здесь указан георадар и программное обеспечение к нему. По нашим данным, которые подтверждаются официальными сообщениями госуниверситета, и георадар, и «уникальное программное обеспечение» в СГУ есть. Несколько лет назад эта аппаратура была закуплена за счет бюджета (более 1 миллиона рублей), но, насколько нам известно, мало кто в вузе умеет пользоваться дорогостоящей покупкой. Точнее, данные геофизических разведок с этого оборудования получаются, да расшифровать и использовать их на деле не всегда удается. Как сообщил нашему изданию источник, близкий к СГУ, использовать дорогостоящий георадар университета при раскопках Увека практически бесполезно, поскольку сверху существует еще один поселок и прибор будет выдавать аномалии. В итоге определить, что действительно находится под землей, можно будет лишь путем раскопок... Ну и, помимо необходимости этого оборудования как такового, встает вопрос: зачем нужно два аналогичных прибора? Может, второй никто и не собирается покупать, а деньги будут осваиваться через «свои» фирмы?
Идем дальше. Проведение разведок и раскопок - 250 миллионов рублей! К слову, сотрудники областного краеведческого музея, осуществляющие уже почти десяток лет раскопки на территории старинного города, по нашей информации, в общей сложности за все прошедшее время получили на это дело около 1,5 миллиона рублей. Из этого следует, что Коссович планирует конкретно покопаться в земле. Но кто это будет делать? Смотрим следующую строку: «Привлечение исследователей и специалистов - 150 миллионов рублей»! Этот факт в очередной раз заставляет усомниться в том, что главный вуз региона имеет собственных ученых, причем ученых по тем специальностям, по которым производится обучение в этом же вузе...
Землеотвод. В проекте данному вопросу внимания уделяется немного, хотя именно это мероприятие называется «первоочередным». Планируется отчуждать землю для проведения масштабных раскопок на широких площадях с дальнейшей их музеефикацией и строительством музейного комплекса. «Предполагаемое место строительства музейного комплекса - Мамаев Бугор и его окрестности, - говорится в тексте проекта. - Приблизительная площадь, попадающая в зону землеотвода, составляет 2 га. На данной территории находятся 12-15 частных домов или дач с приусадебными постройками, стоимостью от 1,5 млн. каждый. Затраты на землеотвод могут составить от 30 млн. руб. и выше (включая расходы на правовое сопровождение, оформление необходимых документов и так далее)».
Временной скачок
Бог с ним, с землеотводом, хотя эксперты полагают, что руководство СГУ (уж не при помощи ли своего замечательного георадара?) выбрало для отселения людей не особенно подходящий участок. Строительство музейного комплекса с пристанью - 1,5 миллиарда! Без комментариев.
Как добиться выделения таких огромных сумм в условиях ужасающего госдолга области и не менее плачевного положения бюджета Саратова? У некоторых представителей научного сообщества есть опасение, что ради получения финансирования под такой глобальный проект его авторы могут пойти на всякие крайности, вроде «удревнения» истории областного центра. То есть, заявить, что Саратов появился не 400, а как минимум 700 лет назад (основание Увека). А то и довести возраст города до тысячи лет... Считается, что под такое «удревнение» федеральный бюджет выделяет неплохое финансирование. Однако на данный момент, как считают представители ученого сообщества, едва ли можно совершать подобные временные скачки, даже в надежде на большие деньги, сулящие воплощение самых заветных желаний археологов. Ведь железных доказательств тому, что на саратовской земле люди проживали еще в XI-XII веках, нет, а в случае, если при раскопках будет доказано обратное, Саратов вновь прогремит на всю Россию. Причем не в лучшем свете.
Стоит отметить, что подозрения ученых не безосновательны. Леонид Коссович, подписавший рассматриваемый нами проект, еще в декабре 2009 года в статье «Места и главы жизни целой...» (журнал «Курс. Русский проект») допустил такую оговорку, отвечая на вопрос журналиста: «Саратов - город с удивительной историей, один из бывших златоордынских городов». Впрочем, как знать, может, это и не оговорка вовсе, а то, во что действительно верит (или то, чего хочет) Леонид Юрьевич?
Кстати, в том же интервью 2009 года Коссович говорит следующее: «Археологические экспедиции, проходившие в древнем Увеке, всегда приносили богатые трофеи. Исследователи обнаруживали уникальные старинные сосуды, драгоценные золотые и серебряные украшения, которыми ханы и мурзы щедро одаряли своих жён. Все эти раритеты можно наблюдать ныне в музее краеведения, куда их передавали наши археологи». Ключевое слово здесь - «НАШИ». Что такое «наши археологи», при условии, что раскопками на протяжении как минимум последних восьми лет в Увеке занимались специалисты областного краеведческого музея?
Вот тут-то мы и подходим к основному вопросу публикации: почему именно СГУ решил освоить миллиарды рублей на Увеке? Почему в многочисленных статьях в СМИ, на сайте СГУ Коссович заявляет о том, что именно госуниверситетом проводятся раскопки, университет вкладывает деньги в то, чтобы создать археологическую карту Увека и так далее? И только изредка и мельком упоминается, что работы проводятся «совместно с краеведческим музеем»... И это при том, что на недавней пресс-конференции в Саратовском областном музее краеведения, которая проходила с участием министра культуры региона, было заявлено о том, что именно музей проводит исследования и с 2005 года было раскопано 700 квадратных метров городища, что принесло в экспозицию музея 3,5 тысячи экспонатов. И именно областной бюджет финансирует работы в Увеке.
Более того, на сайте музея археологии СГУ можно найти следующую информацию: «Благодаря тесному сотрудничеству с областным музеем краеведения, появилась возможность в рамках экспозиции продемонстрировать некоторые материалы из раскопок Увека, интерес к изучению которого возрастает с каждым годом». Так почему ректор-президент Коссович заявляет, что находки - дело рук представителей университета, и не говорит правду о том, что работы проводятся не за счет СГУ и не силами СГУ?
По всей видимости потому, что в таком случае финансирование, как и прежде, будет идти в краеведческий музей и не через университетскую бухгалтерию. А о том, каким образом в госуниверситете осваивают бюджетные средства, мы уже сообщали неоднократно. Взять хотя бы пример «Русмарко» - предприятия, о котором говорилось в начале статьи. Предприимчивые владельцы этого вузовского инновационного предприятия летом 2012 года пытались получить заказ для самих себя и выполнить его, а когда в дело вмешалась посторонняя фирма - слились и пытаются теперь отказаться от исполнения собственных обязательств по контракту... Впрочем, это уже совсем другая история, к которой мы обязательно еще вернемся.
P.S. «Газета Наша Версия» подготовит запросы информации по поводу нового ректорского проекта и направит их в СГУ, областной музей краеведения и министерство культуры региона. В ближайших номерах мы подробнее расскажем о «золотоордынском» направлении в деятельности Леонида Коссовича. Раскопки продолжаются.