Все-таки удивительно, насколько должность способна деформировать личность. Возьмем, к примеру, Валерия Васильевича. Ведь даже он когда-то был неплохим спикером. Причем во всех смыслах этого слова, то есть не только облдумой заведовал, но и разговаривать умел. И куда только все это делось!
...и мы продвинемся в этом направлении.
Все-таки удивительно, насколько должность способна деформировать личность. Возьмем, к примеру, Валерия Васильевича. Ведь даже он когда-то был неплохим спикером. Причем во всех смыслах этого слова, то есть не только облдумой заведовал, но и разговаривать умел. И куда только все это делось!
Каюсь, упустила я тот момент, когда Валерий Радаев из спикера мутировал в губернатора. Инаугурацию со всем ей сопутствующим я, разумеется, помню. И как бы ни старалась, это уже никогда не изгладится из моей памяти. А вот перерождения я и не заметила. Видимо, было оно не одномоментным, а постепенным. Ну в самом деле, не может же человек, еще вчера неплохо владевший русским почти литературным языком, сегодня напрочь забыть родную речь? Такие навыки за одну ночь не утрачиваются! Даже у народных губернаторов.
Валерий Васильевич тоже не сразу дошел до жизни такой. Прежде он ведь совсем не боялся журналистов и по окончании думских заседаний неизменно выходил к ним под ручку с Павлом Ипатовым. Опасаться ему действительно было нечего. Самые каверзные вопросы - про всякие «майбахи», полосатые труселя и возможную отставку - представители СМИ приберегали для Павла Леонидовича. А Валерия Васильевича просто терпели, пропуская мимо ушей его дежурные отчеты об очередном заседании регионального парламента.
Да, ньюсмейкером Радаев никогда не был, но доносить мысли посредством слов все-таки умел - и устно, и письменно. Впрочем, письменная речь всегда была его коньком. И никакая мутация этого уже не изменит.
К сожалению, об устной речи Радаева-губернатора такого не скажешь. После нескольких, мягко говоря, не очень-то фееричных подходов к прессе Валерий Радаев предпочел от нее (прессы) уйти. Конечно, он вынужден время от времени общаться с журналистами, но страшно подумать, чего это стоит Валерию Васильевичу! На своей первой пресс-конференции в качестве губернатора Радаев чувствовал себя победителем. Всё ему было нипочем! Зато на вторую он почти год копил слова и силы. Возможно, когда-нибудь насобирает и на третью.
Ну, не получилось у народного губернатора стать рупором исполнительной власти на постоянной основе. Не беда! В его прогрессивном правительстве голов, слова Богу, хватает. Нашлась среди них и говорящая. До поры до времени она, то есть вице-губернатор Денис Фадеев, рот открывала в редких случаях. По пустякам себя не разменивала. Но пустяки закончились. Пришли серьезные испытания.
В Пугачеве вдруг выяснилось, что ораторствовать перед подчиненными и разговаривать с народом совсем не одно и то же. И тут прежде абсолютно уверенный в себе Денис Владиславович слегка растерялся. Вступая в вице-губернаторскую должность, он и представить не мог, что когда-нибудь его бросят в такую гущу событий. Не ждал он подобного подвоха от своего руководства. Понятно, что Фадеева не в одиночку отправили «на заклание», а с группой поддержки, по большей части состоящей из ветеранов партии и парламента. Однако Денису Владиславовичу от этого легче не стало - основной удар все равно пришелся по нему. И ведь даже не с кем было разделить эту боль!
Когда у Фадеева зажило, он понял, что идеологическому блоку нужна свежая кровь. И желательно близкая по группе. Так «донором» стала Наталья Линдигрин. Молодец Валерий Васильевич! Он принял очень мудрое кадровое решение - одна говорящая голова хорошо, а две - еще лучше.
Однако у второй головы с самого начала что-то пошло не так. Максимально открытая и прозрачная Наталья Александровна столкнулась с закрытостью отдельных средств массовой информации. Линдигрин, всей душой желая влиться в медийную среду, решила встретиться сразу со всеми главными редакторами саратовских СМИ. Но увидеть все-всех-всех не получилось. И целого министерского штата оказалось мало, чтобы дозвониться, достучаться, дофакситься до некоторых газет и информагентств. Бедная Наталья Александровна, а она ведь так старалась!
Ладно, пусть Линдигрин не переживает. Мы на нее не в обиде. В конце концов, не ее в том вина, а подчиненных, почему-то не сумевших пригласить всех-всех-всех. После случившегося, думаю, Наталья Александровна с них стружку снимет и научит более настойчиво распространять информацию, а главное - вовремя и по адресу.
Зато за народного губернатора у меня теперь душа совершенно спокойна. С такими бойкими и говорливыми идеологами Валерий Васильевич может вообще на глаза никому не показываться и тихо мутировать дальше. А то, не дай Бог, скажет что-нибудь лишнее, так потом за каждое слово придется ответ держать. На примере Павла Леонидовича Валерий Васильевич это очень хорошо усвоил - сам не раз вставлял палки в колеса прежнему губернатору. Это ведь так удобно делать в кресле спикера, который вообще ни за что не отвечает. А теперь каждое слово может стать роковым.