Если тому, кто проезжает по трассе из Балаково в Маркс или обратно, придет в голову впервые в жизни заехать в село Орловское - по названию вроде бы «исконно русское» поселение - его ожидает любопытный сюрприз. Посреди деревенского постсоветского пейзажа он обнаружит внушительное двухэтажное здание с колоннадой а-ля саратовский театр оперы и балета, которого, по всем признакам, в этом месте уж никак быть не должно. Это сооружение - бывшая лютеранская церковь, точнее, то, что осталось от нее после всех перипетий ХХ века. Остатки былого процветания, вроде этого старого здания в бывшей немецкой колонии Орловская, - печальный итог того, чем закончилась реализованная 250 лет назад Екатериной Великой идея о заселении пустующих земель Российской империи иностранцами
Если тому, кто проезжает по трассе из Балаково в Маркс или обратно, придет в голову впервые в жизни заехать в село Орловское - по названию вроде бы «исконно русское» поселение - его ожидает любопытный сюрприз. Посреди деревенского постсоветского пейзажа он обнаружит внушительное двухэтажное здание с колоннадой а-ля саратовский театр оперы и балета, которого, по всем признакам, в этом месте уж никак быть не должно. Это сооружение - бывшая лютеранская церковь, точнее, то, что осталось от нее после всех перипетий ХХ века. Остатки былого процветания, вроде этого старого здания в бывшей немецкой колонии Орловская, - печальный итог того, чем закончилась реализованная 250 лет назад Екатериной Великой идея о заселении пустующих земель Российской империи иностранцами.
Село Орловское Марксовского района – одна из немногих бывших немецких колоний, которая носила нынешнее название с самого начала. К примеру, соседние с ней села Кривовское, Александровка или Буерак – это, соответственно, бывшие Обермонжу, Гоккерберг и Брокгаузен. Орловская же сразу была названа в честь возглавлявшего Канцелярию опекунства иностранцев графа Григория Орлова. И со временем лишь сменила в наименовании женский род на средний.
Бывшая лютеранская церковь в этом селе скрыта жилой застройкой, поэтому о ее существовании не просто догадаться. К тому же бури ХХ века сильно преобразили облик здания. По некоторым данным, кирха была построена в 1860 году архитектором Фридрихом Лагусом. Когда-то это была большая церковь классических архитектурных форм с высокой колокольней. Последнюю зачем-то разрушили в 1960-м, то есть через много десятилетий после основного накала борьбы с религиями и культовыми постройками. Пожар, случившийся еще через десяток лет, довершил дело. В годы СССР перестроенное здание служило складом и зернохранилищем, затем в нем открыли сельский клуб.
Неуместная культура
Сегодня бывшая церковь напоминает обветшавший корпус вуза или забытую всеми большую дворянскую усадьбу. Состояние здания и прилегающей территории – убедительное свидетельство деградации общественного пространства в российской провинции. Напротив бывшей кирхи, в паре десятков метров, можно увидеть примеры частного благополучия - ухоженные дома, в том числе кирпичные, с хорошими оградами, пластиковыми окнами и спутниковыми тарелками. Но главное строение села выглядит ободранным и заброшенным. Некоторые проемы заложены кирпичами. Внутренние помещения кажутся пустыми.
Здание имеет форму буквы П, и верхняя ее «перекладина» образует главный фасад, обращенный к площади. Он украшен треугольным фронтоном, который поддерживают шесть колонн высотой в два этажа.
Вечером в пятницу, когда автор побывал в селе, посетителя встречали между колоннами три закрытые двери. Центральная деревянная, покрашенная в синий цвет, - ведет, по-видимому, собственно в клуб. Над второй, металлической, располагается вывеска магазина «Елена», на которой перечислены «хозтовары, канцтовары, одежда, обувь, бытовая химия». Причем запятая в этом перечне была поставлена лишь одна - после слова «одежда». Над третьей дверью висит вывеска магазина «Шанс».
На одном из окон главного фасада можно увидеть листок «Режим работы», в соответствии с которым нечто (видимо, клуб?) работает 6 дней в неделю по три часа в день. То утром, то днем, то поздним вечером (в выходные - с 20 до 23 часов).
На окнах бокового фасада, обращенного к памятнику погибшим воинам, прямо на стекла наклеены буквы, складывающиеся в лозунги в пользу чтения, вроде «Библиотека - это прекрасный мир познания». Там же имеется лист с расписанием работы: с 11 до 17 часов, выходной - воскресенье.
Задний фасад здания тоже украшен стройными колоннами высотой в два этажа. Деревья почти подступают к стенам, поэтому при удачном свете и с правильного ракурса там можно наснимать много красивых фотографий в стиле заброшенных, но все еще элегантных дворянских гнезд. В действительности же это довольно неприятное место. В отличие от главного фасада, который, видимо, еще пытаются поддерживать в каком-то сносном состоянии, боковые и задние фасады демонстрируют своим видом реальный упадок. Штукатурка стен во многих местах так сильно повреждена, что видна кирпичная кладка. В торцах симметричных крыльев постройки, по-видимому, устроены лестницы, поскольку на первом этаже есть дополнительные двери. Окна торцевых стен, из толстого «бутылочного» стекла (очевидно, для освещения лестниц), по большей части разбиты, поэтому проемы грубо заложены кирпичом.
У заднего фасада находится жутковатое сооружение с двумя входами (без дверей) и грубо намалеванными буквами М и Ж. Рядом, за кустами, - мусорка со следами костров. Запах заросшей кустами территории заднего двора свидетельствует о том, что заинтересованные граждане сортиром не пользуются, предпочитая справлять свои потребности под открытым небом.
На перекрестке эпох
Упадочное состояние здания и окружающей его территории тем более странно потому, что оно и сегодня – очевидный географический, культурный и символический центр села. Во-первых, в Орловском все еще сохранилась первоначальная планировка – бывшая церковь стоит в центре круга, к которому лучами сходятся несколько улиц. Во-вторых, возле него установлены важнейшие памятники - неизбежная скульптура Ленина (выкрашенный серебряной краской монумент без опознавательной таблички на постаменте) и памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. В-третьих, бывшая церковь вроде бы служит сельским клубом Орловского. Хотя, надо отметить, что ни одной таблички, свидетельствующей об этом, на здании обнаружить не удалось. Как бы там ни было, более подходящего для дома культуры здания в селе точно не существует. В-четвертых, прежняя церковная площадь – это сельский «торговый кластер»: по периметру сохранившегося наиболее четко полукруга работают сразу четыре магазина.
Рядом с одним из них устроена доска объявлений, из которой в конце августа можно было узнать о том, что в «здании Орловского Дома досуга (видимо, еще одно название клуба - авт.) состоится прием граждан по личным вопросам», который проведет помощник одного из депутатов облдумы, что марксовский военкомат ведет прием граждан из запаса на военную службу по контракту в Екатеринбург, Самарскую область и Башкортостан, а также подробности службы по контракту в Южном военном округе.
Бывшая кирха - главная достопримечательность Орловского, сохранившая хоть какой-то внятный вид. Второе интересное сооружение села - здание министерской школы, расположенное неподалеку. Этот небольшой изящный двухэтажный особняк из красного кирпича с арочными окнами на втором этаже и геометрической кладкой под крышей - явно родом из XIX века. Но пребывает он в упадке. Первый этаж занимает магазин, а второй пустует и основательно изуродован вандалами - оконные рамы и балконная дверь отсутствуют. Дальнейшая судьба его вызывает опасения.
Рядом с памятником архитектуры находится действующая сельская школа - большое ухоженное двухэтажное здание с цветущими клумбами на огороженной территории и припаркованным возле главного входа желтым школьным автобусом.
Судьба Орловского, увы, не противоречит основным вехам истории расцвета и краха немецкого Поволжья. В 1788 году в Орловском насчитывалось 72 семьи. Все эти люди были лютеранами из Саксонии, Анхальт-Дессау и Цербста. Сто лет назад, в 1910-м, в Орловском жили уже более 6 тысяч человек. В селе были не только церковь и упомянутое уже училище, но также 2 земских и церковно-приходская школы, приют для глухонемых и вольная пожарная дружина. К 1926 году население сократилось до 2759 человек. А в 1941 году немцев депортировали. Теперь численность жителей бывшей колонии оценивается в 1500 человек.
Неизвестная страна
Для традиционного финала в заключение можно было бы написать слова о том, что Орловское, мол, представляет собой символ того, что случилось с немецкими колониями и их жителями в течение ХХ века. Однако таких «символов» у нас – вся Саратовская область.
При этом, что показательно, многие жители региона очень плохо знают историю родного края. Одно из доказательств тому – дикие форумы на саратовских сайтах под новостями про российских немцев. В том числе, к новости последних дней о том, что потомки переселенцев подписали официальное обращение к Владимиру Путину с просьбой принять делегацию российских немцев «с целью совместного поиска путей решения проблем российского немецкого народа». Этот документ, кстати, был подписан именно в Саратове в середине июля на юбилейных мероприятиях по случаю 250-летия издания Манифеста императрицы Екатерины.
Воинственно настроенные неучи на форумах возмущаются тем, что немцы, мол, имеют наглость что-то требовать для себя после Второй мировой войны, обвиняют российских немцев чуть ли не в том, что они же ее и развязали, и предсказуемо советуют убираться куда подальше. То есть, судя по комментариям, многие наши современники вообще не знают ни про процветавшие в течение 150 лет немецкие колонии на Волге с сотнями тысяч жителей, ни про голод 1920-30-х годов, ни про депортацию в 1941-м.
Такое невежество нельзя считать удивительным, поскольку советская власть приложила серьезные усилия, чтобы как можно более тщательно стереть следы немецкого прошлого с земли Поволжья. Вслед за принудительным выселением немцев все населенные пункты были тщательно переименованы. Но хамство и агрессию наших необразованных современников, особенно земляков, это всё, конечно, не извиняет.
Восприимчивые к культуре и истории саратовцы, особенно молодые, готовы восхищаться постройками XIX - начала ХХ века в любом уголке земного шара, совершенно не подозревая, какие удивительные здания находятся у них под носом, в паре часов езды от Саратова. Областная власть, кстати, тоже не торопится популяризировать эти страницы истории губернии. В Стратегии развития области до 2025 года в разделах, которые касаются развития внутреннего туризма, есть указания на то, что этнографический туризм чиновники хотят развивать на базе Национальной деревни на Соколовой горе. Десятки бывших немецких колоний с сохранившимися до сих пор остатками готических храмов и любопытными жилыми постройками власть не замечает.
250-летие Манифеста Екатерины, благодаря которому в Поволжье появились свободные жители стран Европы, - хороший повод, чтобы познакомиться поближе с малой родиной. Практически каждая деревня на отрезке трассы Р226 Самара-Волгоград в Марксовском районе имеет «двойное дно»: село Приволжское - это бывшая колония Борегардт, Баскатовка - Кинд, Рязановка - Неб, Сосновка - Сусанненталь, далее - везде. Любоваться архитектурными и культурными памятниками на территории старой Европы - дело полезное и приятное. Но там старинные здания и дальше, вероятнее всего, будут целыми и ухоженными. А вот знакомство с немецким наследием в Саратовской губернии откладывать лучше не стоит. Каменные и деревянные свидетели нашей сложной истории уходят в небытие все более ускоряющимися темпами. И пока никаких оснований для того, чтобы этот процесс развернулся вспять, увы, не существует.