Близится 8 сентября - день, когда в Москве и Екатеринбурге будут выбирать мэров, а в других регионах (включая и наш) - пополнять местные думы. Как бы нам ни хотелось обозреть отечественные фильмы, посвященные выборам, сделать это не получится никак: кроме знаменитого «Дня выборов» (2007) Олега Фомина и назвать-то нечего. И не то чтобы эта тема неинтересна для кино, напротив - она слишком интересна. Однако если снимать по совести, то останешься без спонсоров, а если снимать, как в телевизоре, то смотреть никто не станет... Таким образом, для сегодняшнего обзора нам пришлось отобрать американские фильмы про выборы. Мы намеренно не включили в список самые известные ленты, вроде «Всей президентской рати» Алана Пакулы, - их и так все знают. Куда любопытнее картины, по разным причинам оказавшиеся на периферии и не собравшие больших денег
Близится 8 сентября - день, когда в Москве и Екатеринбурге будут выбирать мэров, а в других регионах (включая и наш) - пополнять местные думы. Как бы нам ни хотелось обозреть отечественные фильмы, посвященные выборам, сделать это не получится никак: кроме знаменитого «Дня выборов» (2007) Олега Фомина и назвать-то нечего. И не то чтобы эта тема неинтересна для кино, напротив - она слишком интересна. Однако если снимать по совести, то останешься без спонсоров, а если снимать, как в телевизоре, то смотреть никто не станет... Таким образом, для сегодняшнего обзора нам пришлось отобрать американские фильмы про выборы. Мы намеренно не включили в список самые известные ленты, вроде «Всей президентской рати» Алана Пакулы, - их и так все знают. Куда любопытнее картины, по разным причинам оказавшиеся на периферии и не собравшие больших денег.
Начнем с картины «Дик» (Dick) Эндрю Флеминга, снятой еще в 1999 году (в России лента выходила на видео под названием «Подруги президента»). Дик - это Ричард Никсон (его сыграл тут Дэн Хедайя, известный по роли главного злодея в фильме «Коммандо» со Шварценеггером), а подруги - две юных школьницы, Бетти (будущая девушка Человека-паука Кирстен Данст) и Арлин (Мишель Уильямс - будущая киножена Хита Леджера в «Горбатой горе»). Сначала две подружки, случайно попавшие в Белый дом, получили право гулять с президентской собакой и считали Дика Никсона своим кумиром. Более того, подружки даже угощали президента и госсекретаря Генри Киссинджера (в этой роли снялся Сол Рубинек - будущая звезда сериала «Хранилище 13») суперпеченьем собственного изготовления (куда случайно подмешалась некая чудо-травка), благодаря чему Никсон и завершил вьетнамскую кампанию и помирился с Брежневым. (Сцена, где Никсон и Брежнев, забалдев от травки, дружно распевают «Хэлло, Долли!», действительно очень забавна.) Однако вскоре девочки поняли, что Дик был неискренен с ними и нечестен на выборах, поскольку все-таки замешан в Уотергейтском скандале. Разочаровавшись в былом кумире, подружки решаются заложить Дика прессе... Эндрю Флеминг поиздевался не только над официальной версией «Уотергейта», но и над упомянутой выше лентой Алана Пакулы, где трудолюбивые и смелые журналисты из «Вашингтон Пост» (их роли играли Дастин Хоффман и Роберт Редфорд) раскручивают скандальное дело. По версии Флеминга, эти самые Боб Вудворд (Уилл Феррел) и Карл Бернстайн (Брюс Маккалох) были полными придурками, которым просто сказочно повезло, что им на пути попались Бетти и Арлин - две девочки, обиженные злым старым дядькой Диком. В общем, картина является убедительным доказательством очевидной истины: женщины (особенно в количестве больше одной) могут как спасти мужчину, так и погубить его судьбу безвозвратно. Мысль не слишком оригинальная, но актуальная во все времена. И, разумеется, не только в США.
«Женская тема» продолжена в фильме Рона Лагомарзино «Кандидат и его женщины» (Running Mates, 2000 год). Буквальный перевод названия картины (что-то вроде «Партнеров по бегу» или «Бегущих товарищей») далеко стоит от словесной формулы, в свое время предложенной российскими прокатчиками. Но смысл сюжета фильма русский вариант более-менее передает. Поскольку губернатору Джеймсу Прайсу (Том Селлек) приходится непросто: он окружен аж четырьмя дамами (женой и тремя экс-любовницами), которым многим в жизни обязан. И все эти сознательные гражданки США и убежденные демократки патриотично мечтают, чтобы губернатор Прайс стал-таки президентом США и хорошим, честным отцом нации. Абсолютная честность поначалу дается кандидату не без труда. Прайсу не хочется брать своим вице-президентом толстого жуликоватого сенатора Морриса, ставленника крупных корпораций, но олигархи соблазняют его сотней миллионов долларов на предвыборную кампанию. И, напротив, Прайсу хочется выдвинуть себе в вице порядочного худощавого благородно-седовласого сенатора Рендалла, за которого финансовые акулы не дадут ни цента. На протяжении всех восьмидесяти семи минут кандидат в Белый дом делает нелегкий выбор, чтобы на последних метрах фильма под гимн объявить: вице-президентом при нем будет честняга Рендалл! Олигархи скрежещут зубами. Женщины счастливы: они не ошиблись в выборе. Черты комедии, еще заметные поначалу, ближе к концу растворяются в мелодраматической патоке; а к финалу, когда жена и любовницы, былые распри позабыв, дружно поют гимн, приторность картины делается невыносимой. Кстати, наиболее пожилую из всех любовниц главного героя, Мег Гейбл, играет Фэй Данауэй - та самая, что когда-то исполнила роль гангстерской подружки Бонни в знаменитом фильме Артура Пенна. Однако губернатор Прайс чересчур торжествен и напыщен, чтобы походить на Клайда. Прайса, конечно же, выберут: он в последних кадрах такой правильный, такой веский, такой гордый, такой звездно-полосатый... Боже, спаси Америку от пошляков.
Другой поворот «женской» темы на предвыборном фоне предлагает режиссер Род Лурье в фильме «Претендент» (The Contender, 2000). Постановщик картины не только снял, но и сам придумал - как сценарист - душераздирающую историю о том, как президент США Джексон Ивенс (Джефф Бриджес - «Большой Лебовски») предлагает на пост внезапно умершего вице-президента женщину-сенатора Лэйн Хенсон (Джоан Аллен - «Без лица»). Однако у влиятельного конгрессмена Шелдона Раньона (Гэри Олдман - злодей из «Пятого элемента», «Самолета президента» и «Леона») есть другой кандидат - губернатор Джек Хэтауэй, роль которого сыграл Уильям Петерсон - кстати, в «Крысиной стае» именно этот актер сыграл пусть эпизодического, но все же Джона Кеннеди. Так вот, губернатор Билл организовал себе предвыборный подвиг: полез спасать утонувшую девушку. Правда, не спас, но ведь бросился же в воду! Рейтинг доверия к нему сразу вырос. Теперь остается еще политически утопить Лэйн. С подачи скверного Раньона (героя Олдмана наградили не только, по обыкновению, подлым нравом, но и внушительной проплешиной) начинается слив гнусного компромата на Хенсон. Гордая женщина не оправдывается. Такие у нее принципы, да уж... Любопытен характер компромата на главную героиню. Ее финансовые дела чисты, налоговые - безупречны, многомиллионных квартир, записанных на малолетних детей, тоже нет. С юридической стороны - ноль претензий, политическая платформа - верная, но вроде бы она 20 лет назад (!), будучи незамужней студенткой, принимала участие в группенсексе. К финалу, разумеется, зрителя успокаивают: мол, и тут все в порядке, не было «групповухи». Ох, в этой «дистиллированной» безупречности американских политиков (киношных и реальных) есть что-то неприятное. Фигура человека, который «не был, не привлекался, не участвовал», не курил и всю жизнь пил один морковный сок, у зрителя вызывает сомнения - благо пословицу про тихий омут и чертей никто не отменял...
Вернемся, однако, к президентской теме. Известный американский комик Крис Рок в 2003 году поставил фильм под названием «Глава государства» (Head Of State) и сыграл в нем главную роль. Это - комедия: американцы любят пошутить на тему своей самой лучшей в мире демократии, завещанной отцами-основателями с «Мэйфлауэра». Как известно, Конституция США наделяет всех граждан равными правами, а потому во главе страны может стать человек любой национальности, любого цвета кожи и даже придурок с хорошим предвыборным штабом. Неудивительно, что едва Крис Рок появляется на экране, все понимают: этот вертлявый афро-американец и станет в финале картины хозяином Овального кабинета в доме на Пенсильвания-авеню 1400 (никаких намеков на Обаму: десять лет назад еще никто не знал, что в США будет чернокожий президент). Понятно, отчего сам Крис Рок выбрал для режиссерского дебюта эту душещипательную историю с рэпом и плясками: кому же не хочется побыть главой государства - ну хотя бы киношным! В картине Рок играет роль озабоченного страданиями простых вашингтонцев олдермена Мэйса Гиллиама, которого хитрый партийный чиновник, сенатор Билл Арно (Джеймс Ребхорн), решает сделать заведомо непроходным кандидатом - чтобы через четыре года самому баллотироваться. Однако чернокожий самородок неожиданно начинает набирать очки - и выигрывает. По сюжету, главному герою противостоит унылый и пакостный соперник Брайан Льюис (Ник Серси), до того несимпатичный, что белая Америка не голосует за него из принципа. Льюис - скудоумный демагог, но и его молодой соперник, если вдуматься, тоже демагог, только с иным набором предвыборных клише и более ловкой имитацией искренности и доверительности. Поэтому, строго говоря, неважно, кто из двух кандидатов победит: судьбы демократии в США это не затронет...
То ли на режиссера Барри Левинсона повлиял этот фильм комика Криса Рока, то ли просто так совпало, но только постановщик известной политической трагикомедии «Хвост виляет собакой» через несколько лет вошел в ту же реку, сняв по собственному сценарию фильм «Человек года» (Man Of The Year, 2006). Автор задался мыслью: если телекомики так популярны, почему бы одному из них, Тому Доббсу (Робин Уильямс - «Джуманджи») не выдвинуться в президенты? Уж подать себя на телеэкране шоумен сможет не хуже, чем опытный политик. Режиссер ставит эксперимент, позволяя нашему герою случайно выиграть. Не оттого, что избиратели дружно проголосовали за знакомое веселое лицо. А оттого, что разработанная фирмой «Делакрой» компьютерная программа подсчета голосов дала сбой. Программистка Элеонор Грин (Лора Линни) находит ошибку, но боссы фирмы хотят сохранить тайну - иначе «Делакрой» разорится. Элеонор открывает правду самому Тому, хотя не уверена в правильности решения. Ведь из комика, как ни странно, может получиться неплохой президент... Сюжет о том, что дилетант в политике может оказаться лучшим главой государства, чем профи, давно известен. Вспомним хотя бы картину Айвена Райтмана «Дейв», где кресло в Овальном кабинете занимает двойник впавшего в кому настоящего президента. В картине Левинсона Доббс, узнав об ошибке, сам решает отказаться от президентства, - тем более что он успел влюбиться в компьютерщицу (самая неубедительная сюжетная линия). Нашему зрителю финал покажется диким. Не в том дело, что у нас избиратели не могут проголосовать за клоуна (еще как голосуют - примеры известны). А в том дело, что наш политик, получив власть неправедным путем, едва ли найдет мужество самостоятельно от этой власти отказаться... Впрочем, и в самих США, кажется, прецедентов тоже пока не было. Дика Никсона, подавшего в отставку под угрозой импичмента, в расчет не берем...
Завершим наш обзор фильмом про местные выборы - но с участием первых лиц государства. Каким образом так вышло? Все довольно просто. Согласно сюжету фильма Дональда Петри «Добро пожаловать в Музпорт» (Welcome To Mooseport, 2004), экс-президент США Монро «Орел» Коул (Джин Хэкман) после развода с женой Шарлоттой (Кристин Барански - ныне звезда сериала «Правильная жена») переселяется в маленький городок Лосиная Бухта на Восточном побережье, где горожане уговаривают его выдвинуть свою кандидатуру в мэры. Проблема в том, что его конкурент на выборах - местный водопроводчик Харальд «Хэнди» Харрисон (Рэй Романо), хороший человек, весьма популярный в городе. Его главная беда - нерешительность, из-за чего он едва не теряет свою подругу Сэлли Мэннис (Мора Тирни), которой все никак не решается сделать предложение. Уязвленная Сэлли делает вид, что не прочь принять ухаживания экс-президента. И тогда между кандидатами на пост мэра разворачивается подлинное сражение... Напомним, что Джину Хэкману уже доводилось играть главу государства - в «Абсолютной власти» Клинта Иствуда (где президент Ричмонд, в отличие от Коула, оказывался редкостным сукиным сыном). И еще один нюанс: российские прокатчики зачем-то оставили в названии без перевода английское название Лосиной Бухты, отчего в заголовок вкралось нечто музыкальное. В то время как ни Коул, ни Харрисон в фильме так ни разу и не спели - ни соло, ни тем более дуэтом...