Такое ощущение, что представителей саратовской элиты можно поделить на три группы: тех, кто умеет и имеет возможность «хапать» по-крупному, по-среднему и по мелочам. Не исключено, что повествование в этой статье пойдет как раз о представителях третьей группы. Хотя как знать... Может быть, в столь сложные для Саратова и области времена мы просто разучились видеть позитив и привыкли находить лишь негативное объяснение происходящим событиям...
Такое ощущение, что представителей саратовской элиты можно поделить на три группы: тех, кто умеет и имеет возможность «хапать» по-крупному, по-среднему и по мелочам. Не исключено, что повествование в этой статье пойдет как раз о представителях третьей группы. Хотя как знать... Может быть, в столь сложные для Саратова и области времена мы просто разучились видеть позитив и привыкли находить лишь негативное объяснение происходящим событиям...
Саженцы власти
В прошлом номере «Газеты Наша Версия» мы рассказывали о некоторых особенностях вырубки и высадки деревьев в Саратове. Так, городская администрация раскрыла явки и пароли тех, кто занимается посадками в областном центре: МУП «Городские дороги плюс», МУП «Саргорсвет» и МУП «Дорстрой». Подробнее об этом можно прочесть в публикации Юлии Клименко «Пни его».
Но куда интереснее оказался список поставщиков саженцев - будущих зеленых легких города. Таких организаций всего пять. Причем, четыре конторы - государственные: ГНУ НИИ СХ Юго-Востока Россельхозакадемии, ГНУ «Нижневолжская станция селекции древесных пород» (Волгоградская область, город Камышин), ГАУ «Аткарский лесхоз» и ОГУ «Новобурасский лесхоз». В эти стройные ряды каким-то образом затесалась малоизвестная на территории Саратова местная фирма - ООО «Сбир».
Собственно, присутствие одного-единственного «частного» поставщика саженцев и породило желание разузнать подробнее о процессе распределения средств на озеленение в городе. Тем более что, по информации мэрии, за год на приобретение и высадку саженцев из бюджета утекает более 100 миллионов рублей. Источник финансовых ручьев очевиден - городская казна. А вот куда они впадают? Что за река (или рука) дает им приют?
Первым делом мы решили «пробить» через официальный сайт госзаказа пять контор-поставщиков, чтобы узнать, сколько же денег получили они от городских властей. И обнаружили, что ни с одним из поставщиков ни у мэрии, ни у отдельных районов города не было заключено ни одного контракта. Некоторые из приведенных выше госучреждений и вовсе никогда не принимали участие в торгах. У других были заказы от министерства лесного хозяйства или муниципальных учреждений региона, связанные как с озеленением, так и с обустройством детских площадок.
Поскольку в официальном письме из горадминистрации вскользь упоминалось о том, что «поставка саженцев осуществляется на основании заключенного договора с подрядной организацией», а поставщики по факту оказались не подрядчиками, а лишь субподрядчиками, мы решили узнать у руководства самих ГНУ, ГАУ и ОГУ о том, кто же приобретает у них деревья. В случае с единственным в списке ООО история отдельная, которой мы еще уделим внимание чуть ниже. Тем более что директор «Сбира» пока вне зоны доступа - в командировке.
Продать и озеленить
Итак, в НИИ СХ Юго-Востока корреспонденту сообщили, что в местном дендрарии в текущем году городские власти действительно взяли несколько саженцев, но количество их было столь незначительным, что рассказывать тут особо и нечего. Совсем по-другому дела обстоят в районах области. Например, руководитель ГАУ «Аткарский лесхоз» Сергей Владимиров может похвастать большими поставками саженцев в Саратов.
«Мы поставляем в основном Ленинской администрации, - отметил собеседник. - Работаем с Саратовом уже в течение последних трех-четырех лет и никаких проблем во взаимодействии нет. Они нам делают огромные объемы. В этом году порядка 6,5 тысячи саженцев заказывали. И все количество полностью мы обеспечили. Мы всё это готовим, а они самовывозом забирают».
Что же касается способа приобретения саженцев, то это, по словам Сергея Владимирова, не его вопрос. «Они через «Дорстрой» как-то проводят, через торги... Они всё это сами оформляют», - отметил он.
Директор ОГУ «Новобурасский лесхоз» Александр Демин также не особенно вдается в тонкости освоения средств администрацией Саратова, хотя описывает процесс взаимодействия более подробно. «Нам заявку подают, согласно прайс-листу, - говорит он. - Приезжают, смотрят и забирают. Часть берет администрация города, часть - «Дорстрой». У нас были закупки и через подрядчиков, и напрямую. Любыми способами, лишь бы продать и озеленить».
На вопрос о том, не является ли мэрия областного центра основным заказчиком лесхоза, собеседник ответил отрицательно. «Бывают разные заказчики - кто-то берет больше, кто-то меньше. Например, в прошлом году был большой заказ от двух городов - для таможни озеленение делали. Там часть саженцев даже Волгоград брал...».
Сажать - не строить
Кстати, в Камышине Волгоградской области, где находится еще один поставщик деревьев для Саратова, плодотворное сотрудничество с нашим регионом было налажено еще много лет назад. Директор ГНУ «Нижневолжская станция селекции древесных пород» Александр Зеленяк добрым словом вспоминает бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова и даже навскидку может назвать несколько райцентров нашего региона. Из беседы с этим специалистом получилось нечто вроде межрегионального обмена опытом.
- Если взять более раннюю историю, то мы не только с администрацией Саратова сотрудничаем, - отметил Александр Карпович. - Мы в течение нескольких десятков лет плодотворно работаем с озеленительными организациями Саратовской области. Особенно когда был губернатор Аяцков, видимо, потому что человек от земли, агроном. Приезжали к нам буквально со всех районных центров Саратовской области. И они сами нам рассказывали, как Аяцков относился к озеленению. Приезжает он в районный центр - Балаково, Маркс, Энгельс, в любой, в общем - и спрашивает у главы администрации: «Как вы озеленением занимаетесь?». Ну, глава ему показывает - вот это мы тогда-то посадили, это - тогда-то. А Аяцков спрашивает его: «А вы лично где посадили? Покажите!» И глава администрации в заминке. Тогда губернатор говорит: «Вот в следующий раз я приеду, покажешь, где сам дерево посадил». Он даже вот таким образом приучал всех глав к озеленительным работам.
- А у нас в Саратове сейчас всё больше вырубают, чем сажают. Во всяком случае, в центральных частях города...
- Да, видел... У нас в Волгограде тоже. Ездил на днях на экологический совет, который в нашей думе областной заседал. Есть такая проблема, что в городе вырубают, а сажать ничего не сажают. А вырубают, главное, для каких целей-то?
- Карманы для транспорта, например, в Саратове делают.
- Вот именно! Да. Или там какая-то заправка, офис. Вот это - нужно. А они же куда все предприниматели лезут? В центр города. Вот озеленение и страдает. Администрация в свою очередь говорит, что нужны деньги, надо бюджет пополнять... Как дамоклов меч висит эта проблема. Сидят и подписывают документы на вырубку.
- Но у нас отчитываются, что в два раза больше потом высаживается деревьев. Правда, не на тех же местах, а где-то дальше от центра.
- У нас в Волгограде тоже, если срубила какая-то организация где-то 50 деревьев, то должна посадить в два раза больше. И они где-то там сажают в два раза больше. Где-то на периферии, где это всё благополучно засыхает. И центр потихоньку оголяется.
Если конкретно по Саратову говорить, то весной этого года «Саргорсвет» выиграл тендер или как это у вас там происходит. И они у нас взяли приличное количество саженцев с комом земли - сосну крымскую и можжевельник виргинский. Растения где-то полутораметровой высоты. Пока я не знаю, может, они где-то высадили в городе. Договор мы с ними подписали. Вроде бы и на осень в этом году брать собирались.
До сих пор к нам из многих муниципальных образований Саратовской области приезжают. Потому что нет других поблизости питомников. Я ваши знаю - Аткарский, Базарно-Карабулакский... Прекрасные были питомники и уже еле-еле существуют.
- А сами не пробовали участвовать в тендерах? У нас администрация объявляет соответствующие торги на сайте госзаказа. Чтобы не через вторые руки поставка была.
- Они же тендеры выставляют не на посадочный материал, а на озеленительные работы. Поэтому мы занимаемся своим делом: умеем выращивать качественный посадочный материал - этим и занимаемся. Они выигрывают тендер, тот же «Саргорсвет», например, и уже начинают закупать саженцы.
Вообще, главная беда, на мой взгляд, в том, что сейчас тендеры выигрывают один год - одни, другой год - другие. А ведь многолетние насаждения, скверы и газоны требуют постоянного хозяина, а не временщиков. Озеленением надо заниматься на постоянной основе, тогда будет результат. В прошлом году я был в Казахстане, приглашали в город Атырау по теме озеленения. Они, так же как и мы, перешли на тендеры. Но два года назад они вновь создали тресты зеленого хозяйства, такие, как были в далекие советские времена. То есть, вернулись к старому, чтобы была одна организация, которая бы занималась полностью всем озеленительным процессом в городе. Наверное, и мы когда-то вернемся к этому.
Газоны Сахаджи
Ну, что касается тендеров, которые выигрывают год от года разные организации, то по этому поводу в нашем случае переживать не приходится. Все заказы, связанные с озеленением Саратова, попадают в три вышеназванных МУПа - «Городские дороги плюс», «Саргорсвет» и «Дорстрой». Выигрывают они без конкуренции (в редких случаях появляется некий соперник, который, правда, остается незримым для рядовых наблюдателей, поскольку «отсекается» еще на стадии рассмотрения заявок на участие в том или ином тендере).
Причем совсем не просто вычленить из таких заказов информацию, касающуюся именно саженцев. Например, техзадание лота может содержать огромный перечень работ - замена бордюров, установка лавочек и так далее, а в графе «озеленение» будет значиться «валка деревьев, погрузочные работы, перевозка леса пиленого». Естественно, встречаются и заказы на посадку деревьев, однако чтобы понять, сколько именно денег и каким образом было потрачено на приобретение саженцев тем или иным МУПом, нужно изрядно потрудиться. А в итоге все равно ничего не понятно. Например, в заказе, который получил недавно тот же «Дорстрой», речь идет лишь о посадочных работах, а вот графы «приобретение саженцев» в документации найти в принципе не удалось. Получается, на «Дорстрой» эти растения с неба свалились? Ведь и тендеров, в которых МУП выступал бы заказчиком поставки саженцев, в системе госзаказа также не обнаружено!
В общем, я веду к тому, что вся эта озеленительная тема вполне себе коррупционноёмкая, как сейчас бы выразились любители поисков черной кошки в темной комнате. По сути, поиск денег, выделенных и освоенных на саженцы, и есть что-то вроде игры в такие кошки-мышки. Ты можешь добиться любых ответов, но возможно ли проверить их правдивость? Когда деревца высаживаются не в тех местах, где были вырублены якобы аварийные деревья. Когда администрация переводит деньги через тендер муниципальному предприятию, разбивая их на множество мелких заказов. Когда сами МУПы, что, на мой взгляд, уже совсем странно, выступают заказчиками у других МУПов, а те, в свою очередь, отрабатывают средства, прошедшие, получается, уже через вторые руки...
Но вот что мы точно можем проверить, так это одного-единственного поставщика саженцев для Саратова, который не является госучреждением - ООО «Сбир». К сожалению, связаться с руководителем этой компании - Владиславом Сахаджи - пока не удалось. Зато корреспондент «Газеты Наша Версия» выяснил, что Владислав Юрьевич является директором не только этого ООО, но и еще как минимум шести фирм на территории Саратовской области и за ее пределами.
Наиболее известная из этих компаний, на мой взгляд, - «Грин Вэй», занимающаяся оптовой торговлей цветами и другими растениями. Именно это ООО в 2008 году получило «цветочный заказ» от правительства на Дельфийские игры, а в 2009-м украшала День славянской письменности в регионе. Кроме того, специалисты «Грин Вэй» занимались благоустройством и озеленением дворика регионального правительства.
Об остальных фирмах с саратовскими корнями известно меньше - это «Крона» (консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления), «Волжские газоны» (декоративное садоводство и производство продукции питомников) и, собственно, «Сбир» (архитектурная деятельность). Объединяет эти ООО не только один директор, но и единый юридический адрес - Саратов, ул. Рабочая, 27.
Так вот, если верить официальному сайту госзаказа, ООО «Сбир» принимало участие лишь в четырех тендерах на территории Саратовской области. Два из них объявлял областной перинатальный центр в декабре прошлого и январе нынешнего годов. Речь шла о поставке материалов для системы автополива. Каждый заказ - почти по полмиллиона рублей. И в обоих случаях «Сбир» шел в паре с еще одной фирмой г-на Сахаджи - «Грин Вэй», выставляя всякий раз самую высокую (то есть, самую невыгодную) цену. Был в этом случае и третий, не местный, участник, который предлагал выполнить заказ по средней стоимости. А победу всякий раз одерживало ООО «Грин Вэй», «скашивая» стоимость буквально на несколько десятков тысяч рублей.
В 2011 году областное министерство культуры приобретало через госзаказ цветочную и упаковочную продукцию. Тогда участвовать в тендере вызвались две фирмы - «Сбир» и «Грин Вэй». Минкульт предлагал максимальную стоимость контракта - 500 тысяч рублей. «Сбир», по традиции, пошел на незначительное понижение стоимости контракта - руководитель компании скинул всего 120 рублей. А «Грин Вэй» упал в цене побольше и стал победителем тендера. Та же история приключилась и с заказом на ремонт системы автополива, объявленным в 2011 году правительственными чиновниками. Все бы ничего, да руководитель у двух этих «конкурирующих» фирм - один и тот же человек... Тут одно из двух - либо раздвоение личности, либо...
Впрочем, такая странная практика распространяется не только на Саратовскую область. ООО «Сбир» весной 2013 года попытало счастье в Краснодарском крае. Муниципальное учреждение «Дворец культуры, искусства и досуга» города-курорта Геленджик решило потратить более 300 тысяч рублей на содержание своей центральной клумбы. И наше саратовское ООО вступило в неравную схватку с ООО местными, геленджикскими - «ЮККА» и «СБИ-Т». Кстати, забавный факт: директором этих краснодарских фирм является... да, опять тот же Владислав Сахаджи! Видимо, чтобы долго не бороться с самим собой, Владислав Юрьевич сделал так, чтобы ни «ЮККА», ни «Сбир» не получили контракт. Эти ООО, вопреки логике и здравому смыслу, указали в качестве предложения начальной стоимости контракта сумму, превышающую установленный заказчиком максимум. В итоге этот самый максимум отошел в руки третьей фирмы г-на Сахаджи - «СБИ-Т»...
Что мы имеем в итоге? ООО «Сбир», засветившееся в качестве фирмы, очень похожей на подставную. ООО «Сбир», не выигравшее ни одного госконтракта. ООО «Сбир», являющееся поставщиком саженцев для саратовских МУПов. Как говорится, дело ясное, что дело темное. Только разбираться во всех этих тонкостях, конечно, должны уже не журналисты, а соответствующие органы.