К некоторым вещам привыкаешь, перестаешь замечать в них что-то необычное, неправильное. Например, если с самого детства ты каждый день видишь в своем дворе грязные гаражи, разваливающиеся сараи, горы мусора и сломанные качели, то такая картина мира постепенно начинает казаться чем-то естественным, правильным. И ты невольно проецируешь эту картинку на все остальные дворы в своем городе, да чего уж там, на все дворы мира. Значит, везде так, значит, ничего не поделаешь
К некоторым вещам привыкаешь, перестаешь замечать в них что-то необычное, неправильное. Например, если с самого детства ты каждый день видишь в своем дворе грязные гаражи, разваливающиеся сараи, горы мусора и сломанные качели, то такая картина мира постепенно начинает казаться чем-то естественным, правильным. И ты невольно проецируешь эту картинку на все остальные дворы в своем городе, да чего уж там, на все дворы мира. Значит, везде так, значит, ничего не поделаешь.
Многочисленные здания, захваченные расплодившимися чиновниками, тоже уже не вызывают неприятного удивления. Кажется, что чиновников всегда было много, и это нормально, когда огромный неповоротливый бюрократический аппарат расползается по всему городу, тянет свои щупальца через улицы и проспекты, заполняет собой старые и новые дома. Даже на проспекте Кирова, где сплошь и рядом развлечения, в старинном особнячке притаились городское управление по культуре и комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству.
Структурные подразделения городской администрации вообще разбросаны по всему городу. Самые главные городские боссы сидят на Первомайской, 78, рядом с областной думой и Радищевским музеем. Здесь и мэрия, и гордума, комитеты по экономике, по финансам и некоторые другие. Валерия Данилина и его дорожное хозяйство отправили на улицу Горького, но это, в общем-то, недалеко. Там же устроился комитет по ЖКХ. На Театральной площади управляют всем саратовским имуществом - здесь расположился соответствующий комитет. Образование сослали на 2-ю Садовую, а труд и социальное развитие - на улицу Кутякова. Чиновники от здравоохранения «окопались» в старинном особнячке в самом центре города на улице Чапаева. Чиновники-спортсмены живут на Московской, недалеко от областного правительства. А еще на Московской есть управление по инженерной защите, управление защиты населения города и территорий от ЧС города Саратова. В общем, сплошные защитники. А еще существует тьма-тьмущая всевозможных отделов: по учету и распределению жилой площади, муниципальной службы и кадров, по делам несовершеннолетних и защите их прав, по связям со СМИ, по работе с обращениями граждан...
На сайте администрации можно насчитать десять комитетов, восемь управлений, несколько отделов и секторов. Ну а в каждом районе, естественно, своя администрация, свои управления и отделы. Добавьте сюда двадцатку разных МУПов - и число получится весьма приличное. И для каждого чиновника нужно рабочее место.
Так же обстоят дела и с региональным правительством. В структуре этого громоздкого органа исполнительной власти можно насчитать 15 министерств и 13 комитетов. Комитеты, кстати, - это те же министерства, большинство их руководителей называют не просто председателями комитетов, а председателями комитетов - министрами Саратовской области. Название «комитет» чисто символическое. Иначе, судите сами, в правительстве Саратовской области было бы аж 28 министерств. А это уже явный перебор. В федеральном правительстве и то меньше - всего 20.
Помимо министерств и комитетов существуют еще и иные органы исполнительной власти, их 13 штук. Ну, например, аппарат губернатора, управление делами правительства области, представительство саратовского правительства при Правительстве РФ, а еще управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения правительства области. Надеюсь, в случае с последним ведомством название лишь звучит немного курьезно, и на деле обеспечивать безопасность будут всему населению, а не только «населению правительства».
Список адресов, по которым разместились региональные чиновники, весьма обширен. Здесь и особнячок на Киселева, где расположено министерство молодежной политики, спорта и туризма, и многоэтажка на Университетской, где можно найти областной минсельхоз и министерство лесного хозяйства, и пассаж на пересечении улиц Московской и Радищева, где сидят чиновники комитета по управлению имуществом.
Чиновников областного масштаба можно найти на улицах Степана Разина, Челюскинцев, Новоузенской, на 1-й Садовой, Рабочей, Мичурина, на Бабушкином взвозе, на улицах Пугачева и Волжской. И это, кстати, далеко не полный список.
В 2011 году Росстат взялся за практически непосильную задачу - подсчитать количество чиновников в России и их среднемесячные доходы. Выяснилось, что в нашей стране трудится около одного миллиона чиновников. Если же верить данным, которые в 2010 году озвучил тогда еще вице-премьер Сергей Собянин, то получится гораздо больше. По его словам, на 10 тысяч населения в России приходится 172 госслужащих. То есть один на каждые 58 россиян. В этом случае получится, что в России около двух с половиной миллионов чиновников. И это при том, что все население страны составляет 143 миллиона человек.
Рост числа российских чиновников выглядит достаточно странным на фоне перманентной административной реформы. Она была инициирована еще в 2004 году и представляла собой реформу правительства, министерств и ведомств. В результате формальное число министерств даже сократилось. С началом кризиса власти снова провозгласили программу сокращения расходов на госслужбу, а в регионах начали увольнять чиновников. Поддержали эту идею и на федеральном уровне: было объявлено о сокращении на 10% аппаратов Белого дома и Кремля.
В 2009 году известный российский социолог Ольга Викторовна Крыштановская в беседе с Газетой.Ru говорила о начавшейся бюрократизации страны. «В СССР политический класс (номенклатура плюс военные всех типов) составлял 0,1% от численности населения (примерно 400 тыс. человек при численности населения примерно 300 млн человек)», - напомнила политолог, сославшись на данные 1981 года. В России в 2000 году политический класс составлял уже 0,8% населения (1,2 млн при численности населения 145 млн человек). К 2009 году, по словам социолога, страна подошла с ошеломляющими результатами: политический класс перевалил за 3 млн, а численность населения уменьшилась. «То есть сейчас это более 2% населения. Это называется «перегрузкой» общества. Возможно, это одна из причин проблем в экономике: есть предел расходов на обслуживание самого государства», - заключила Ольга Викторовна.
В конце 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал указ о сокращении штата чиновников на 20% к 1 апреля 2013 года. Правда, речь шла только о федеральных госслужащих. Как писала газета «Ведомости», всего предполагалось уволить более 120 тысяч человек, а расчетная экономия для бюджета должна была составить 43,4 млрд руб. Если верить сообщениям в СМИ, обещанные 20% достигнуты.
В Саратовской области тоже заговорили о необходимости уменьшить бюрократический аппарат. В апреле губернатор Валерий Радаев заявил, что сокращение чиновников поможет снизить дефицит бюджета. Ликвидировать его полностью, по мнению губернатора, удастся уже к 2016 году. Правда, пока об увольнениях чиновников в области не слышно. Похоже, экономить удается за счет социальной сферы.