Цена баяна

Цена баяна

Один из брэндов Саратовской губернии и символов ее культурного достояния - саратовскую гармонику - похоже, удастся вытащить из небытия. По крайней мере, на время. На недавней пресс-конференции в областном правительстве журналистам показали один из первых экземпляров гармоник, которые были созданы в рамках специального проекта по возрождению этого оригинального музыкального инструмента

Один из брэндов Саратовской губернии и символов ее культурного достояния - саратовскую гармонику - похоже, удастся вытащить из небытия. По крайней мере, на время. На недавней пресс-конференции в областном правительстве журналистам показали один из первых экземпляров гармоник, которые были созданы в рамках специального проекта по возрождению этого оригинального музыкального инструмента.

Саратовская гармоника с колокольчиками - не просто символ нашего региона. Как заявил профессор Саратовской консерватории, экс-ректор Валерий Ломако, этот музыкальный инструмент - «достояние национальной культуры России, художественное явление, которое ни в каком другом регионе не существует». Долгое время гармоника действительно была одной из культурных составляющих имиджа Саратовской губернии, а музыкальные ансамбли, которые играли на них, пользовались большим успехом и в самой области, и за ее пределами, включая самое дальнее зарубежье.

Особую местную разновидность русского народного инструмента начали изготавливать в Саратовской губернии в 60-е годы XIX века. Расцвет производства гармоники пришелся на годы советской власти. Выпуск гармоней доходил до 8 тысяч штук в год. Кроме поточных гармоник саратовские мастера делали на заказ и концертные инструменты - 12-клавишные, маленькие, высокого звучания. А также оригинальные - в виде русского самовара или сапожка.

Однако к началу XXI века производство этих музыкальных инструментов почти полностью прекратилось. Областной и местной властям судьба гармоники долгое время была «по барабану», а предприятие, где ее производили с советских лет, не видело смысла заниматься этим дальше в отсутствие спроса. В результате вскоре остался лишь один мастер, который умел делать гармоники - Петр Федорович Текучёв. Он был очень востребован журналистами, которые то и дело писали в местных и федеральных СМИ о судьбе саратовской гармошки и ее затянувшемся уходе в небытие. Здание, в котором долгое время находились остатки производства, было в итоге выкуплено областной Ипотечной корпорацией. Ее тогдашнее руководство даже не пожалело денег на специальную мемориальную доску на фасаде в память о выпуске гармоники, но смотрелась она, скорее, надгробием.

Когда властные и околокультурные круги вдруг осознали, что настоящих саратовских гармоник не осталось даже в антикварных магазинах, возникло общее беспокойство. Результатом его стал совместный проект регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и СГТУ (тем более что у них один руководитель - экс-министр образования Игорь Плеве) при поддержке мастеров, музыкантов и энтузиастов. И потому в последние несколько лет в истории гармоники забрезжил если не счастливый, то, по меньшей мере, благополучный финал.

Для обучения мастерству изготовления гармоник специально набрали группу молодых людей, а в одном из колледжей СГТУ была создана учебно-производственная база для выпуска инструментов. В результате сейчас, через четыре года после начала проекта, десяток молодых людей имеют аттестаты о том, что способны делать саратовскую гармонику.

Как отметил Игорь Плеве, первый этап проекта завершен, и теперь СГТУ прилагает усилия для того, чтобы из скорее культурного предприятия он сделался производственным. За это уже взялось ООО «Лисер», которое занимается производством мебели. По мнению Плеве, прибыли выпуск гармоник бизнесу точно не сулит, в лучшем случае, по его оценке, компания сможет делать их без убытков. Однако общественность возлагает на нее большие надежды по массовому выпуску гармоник, поскольку тогда, по мнению экспертов, могут появиться новые музыкальные ансамбли, которые будут на гармониках играть. В том числе, детские и школьные, и в том числе в районах Саратовской губернии.

Как отметил директор «Лисер» Сергей Липатов, компания ставит перед собой задачу делать серийный продукт. Уже удалось найти решение для одного из узких мест прежнего производства - деревянных деталей. Раньше их делали только вручную, в результате чего изготовление одного инструмента растягивалось на срок до полугода. Теперь эти части гармоники делают на станках с ЧПУ, что позволяет поставить их выпуск на конвейер.

Для компании «Лисер» производство местного брэнда вряд ли будет успешным коммерческим проектом, поскольку при всех своих достоинствах и символичности гармоника - специфический и специальный предмет. В качестве саратовского сувенира и подарков гостям ее используют давно, однако массовым продуктом из серии тех, что привозят сотнями и тысячами из турпоездок и с курортов, гармоника точно никогда не станет. Во-первых, это довольно большой и объемный инструмент. Во-вторых, стоит он недешево. Господин Липатов на пресс-конференции не смог сказать даже примерно, какова будет цена гармоник новейшего производства. Тогда министр культуры Светлана Краснощекова поинтересовалась у профессора Валерия Ломако, какова сейчас цена баянов. По словам музыканта, стоимость рядового инструмента начинается от 40 тысяч рублей, а концертного - от 300 тысяч и до бесконечности. Понятно, что гармоника с колокольчиками - инструмент размером куда меньше баяна. Однако копейки она точно стоить не будет. А потому и сувениром станет лишь для особо важных персон. В-третьих, что не менее важно, этот инструмент создан в первую очередь для того, чтобы им пользовались по назначению. И если красивая ваза (к примеру, саратовского стекла) может быть самодостаточным предметом интерьера и без цветов, то гармоника всем своим видом показывает, что на ней необходимо играть. А делать это без специального обучения невозможно.

Расцвет саратовской гармоники и ее производства пришелся на те времена, когда отечественная народная музыка была несравнимо более популярна в России, чем теперь. А для того, чтобы послушать гармонистов или любую другую музыку, нужно было идти на концерт (стихийный или профессиональный), поскольку проигрывателей, магнитофонов и уж, тем более, индивидуальных плейеров попросту не существовало. Со снижением роли народной музыки в массовой культуре и развитием технической революции саратовская гармоника предсказуемо потеряла былое значение и статус.

Таким образом, основной целью проекта, действительно, может и должно быть возрождение гармоники для нужд саратовских музыкантов, включая самодеятельные коллективы. Только в этом виде, востребованная по назначению, она сохранит свою известность и дальнейшую жизнь. В противном случае рано или поздно ее ждет забвение по уже знакомому сценарию.