Прыгни из окна

Прыгни из окна

Цитата, приведенная выше, - не полная. Может показаться, что Дмитрий Медведев критикует чиновников за расточительность. На самом же деле премьер-министр критиковал землю-матушку, которая, по данным Кремля, «деградирует». Естественно, из-за попустительства все тех же чиновников и представителей различных министерств и ведомств, землями владеющих. Дмитрий Анатольевич уже неоднократно поднимал тему неэффективного использования земельных ресурсов и предлагал такие природные богатства отдавать строителям светлого будущего под многоэтажную или малоэтажную застройку. В Саратове, конечно, не могли не услышать такого призыва, и под угрозой оказался уникальный дендрарий, о существовании которого в городе многие даже не подозревают...

- Мы в течение многих лет говорили, что земля - это наша высшая ценность, что мы её не можем распродавать, что это богатство будущих поколений. Ну и что в результате мы имеем?..

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на встрече

с руководителями рабочих групп «Предпринимательской инициативы»,

24 июля 2012 года

 

Прыгни из окнаЦитата, приведенная выше, - не полная. Может показаться, что Дмитрий Медведев критикует чиновников за расточительность. На самом же деле премьер-министр критиковал землю-матушку, которая, по данным Кремля, «деградирует». Естественно, из-за попустительства все тех же чиновников и представителей различных министерств и ведомств, землями владеющих. Дмитрий Анатольевич уже неоднократно поднимал тему неэффективного использования земельных ресурсов и предлагал такие природные богатства отдавать строителям светлого будущего под многоэтажную или малоэтажную застройку. В Саратове, конечно, не могли не услышать такого призыва, и под угрозой оказался уникальный дендрарий, о существовании которого в городе многие даже не подозревают...

СМИ региона уже писали о том, что земли научно-исследовательского института сельского хозяйства Юго-Востока постепенно застраиваются - где высотками, где коттеджами. Мол, на федеральном уровне увидели, что распоряжаются в Саратове землей неэффективно, и решили поддать жару. А то строить в городе уже негде, и это ведет к необратимым последствиям. То скверы в стройплощадки превращаются, то старенькие домишки в центре города ни с того ни с сего сгорают.

К сожалению, неэффективно используемые земли сельхозназначения рассматриваются на федеральном уровне лишь как потенциальные площадки под застройку. Однако никто особенно не задается вопросами: а с какой стати эти земли вообще неэффективно используются или что нужно сделать для того, чтобы они использовались эффективно? Проще взять и всё застроить, не так ли?

Ну а то, что земли у института не просто так появились, и то, что НИИ СХ Юго-Востока известен во всем мире благодаря успехам своих ученых - это не в счет? Как и то, что за годы существования этого учреждения в городе селекционерами создано более 400 сортов сельскохозяйственных культур и что в Саратовской области сортами института занято около 70% посевных площадей? Впрочем, как уже говорилось выше, об этой проблеме писали региональные и даже федеральные СМИ.

Меня же заинтересовал другой вопрос, связанный с институтом. Началось все с любезного приглашения руководителя дендрария НИИ СХ Юго-Востока Светланы Арестовой, предложившей нашим журналистам окунуться в мир сказочного разнообразия иноземных деревьев и кустарников. Не многие знают, что сельскохозяйственный институт имеет не только поля, засеянные пшеницей, но и 7 гектаров посадок. Расположен этот зеленый участок недалеко от центрального корпуса НИИ, вдоль улицы Тулайкова, практически в центре Саратова.

Сейчас, по словам Светланы Арестовой, в коллекции дендрария произрастает более 600 видов, форм и сортов деревьев, кустарников и лиан из различных зон и районов мира. Решение о создании такого зеленого уголка было принято властями в 1948 году. Тогда остро стоял вопрос воспроизводства лесополос. Основная цель организации дендрария - «создание коллекции иноземных видов деревьев и кустарников, изучение особенностей их роста и развития в новых экологических условиях, определение ассортимента устойчивых, быстрорастущих и долговечных пород для полезащитного лесоразведения в условиях Саратовской области». Короче говоря, специалисты здесь тестируют различную растительность, смотрят на реакцию тех или иных видов деревьев, на то, как они приживаются в климатических условиях Саратовской области, а после выносят вердикт: можно ли использовать те или иные саженцы у нас и где лучше их использовать. Например, по словам Светланы Владимировны, в дендрарии есть такие виды кустарников, которые отлично себя чувствуют в окружении бетона, скажем, рядом с автозаправочной станцией. И их даже не надо поливать!

Или вот, например, катальпа - красивые деревья, о посадках которых отчитываются сейчас городские власти. Это растение можно встретить, например, на Театральной площади Саратова. Наверняка многие обращали внимание на деревья с плодами в виде стручков толщиной с палец и длиной в полметра. Так вот, это та самая катальпа, которую Светлана Арестова в шутку называет своим детищем.

На самом деле в дендрарии НИИ СХ Юго-Востока так много интересного и полезного для Саратова, что мне просто хотелось написать об этом прекрасном месте, о видах растений, которые даже зимой продолжают цвести и радовать глаз зелеными листьями, и о прочем позитиве. Но, как оказалось, все хорошее в нашем городе постоянно находится под угрозой уничтожения, и этот замечательный дендрарий - не исключение.

О том, что к территории НИИ СХ Юго-Востока то ли с юга, то ли с востока подбираются колышки коттеджной застройки, корреспонденту «Газеты Наша Версия» рассказала руководитель дендрария еще во время посещения этого замечательного места. Но то, что удалось узнать позже, вовсе ставит под сомнение дальнейшее существование эксклюзивных посадок. Темой застройки и изменений в генплан города довольно серьезно занимался известный саратовский блоггер Денис Жабкин (djhooligantk.livejournal.com). Из его изысканий на эту тему удалось почерпнуть информацию о том, что в конце 2012 года местные власти умудрились внести уйму изменений в уже согласованный на общественных слушаниях генеральный план Саратова. И одно из таких изменений касалось дендрария.

Блоггер утверждает, что в прошлой версии генплана (от 2008 года) территория дендрария на карте была отмечена зоной Р-3 (городские леса, лесопарки, питомники), однако в ныне действующей версии поля НИИ СХ Юго-Востока как бы поглотили этот зеленый кусок в 7 гектаров. Теперь посадки получили условное обозначение СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий).

Правда, чиновники отрицают это. Как заявил корреспонденту заместитель председателя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова Андрей Гнусин, дендрарий института изначально находился в зоне сельхозугодий. «Мы его не могли в другую категорию земель перевести, потому что он расположен на сельскохозяйственной территории», - отметил чиновник.

Прыгни из окнаМежду тем, хотя версия генплана от 2008 года уже заменена на сайте горадминистрации свежими планами и картами, здесь легко можно найти проект изменений в правила землепользования и застройки. Именно этот документ прошел согласование на общественных слушаниях. Согласно этой бумаге участок в 7 гектаров, на котором расположен дендрарий института, выделен темно-зеленым цветом и обозначен зоной Р-3! То есть, уникальный питомник был-таки обозначен так, как положено. А что теперь?

Теперь земли НИИ СХ Юго-Востока выглядят для сторонних наблюдателей однообразно - сельхозугодья. Причем сельхозугодья, которые, по чьей-то информации, используются неэффективно и могут запросто пойти под застройку через федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС). Будут ли высокие чины в Москве, решающие, что и где застроить, выезжать на места и интересоваться - как и кем используется тот или иной участок? Особенно если местные власти говорят о неэффективности, а в генплане нет даже намека на существование дендрария?

Исполняющий обязанности директора НИИ СХ Юго-Востока Рим Сайфуллин отметил, что ничего не может сказать по поводу изменения статуса земли дендрария. «Нынче такие времена, что всё могут свободно вырубить и застроить, - подчеркнул Рим Гильфатуллович. - Конечно, деревья, кусты и лианы - это здорово. Но у нас сейчас занесен топор над нашим хлебным полем, от которого мы едим три раза в день. И говорят, что оно тоже вроде бы никому не нужно и можно всё застроить... Это в Москве государственные деятели решают, в ведении которых эти земли находятся. И еще представители фонда РЖС. Пока не известно, одобряет это наш учредитель - Россельхозакадемия - или нет. Она, конечно, должна отстаивать интересы института, но и свои тоже. Нам нужна ежедневная работа, чтобы зарплату получали, чтобы решать проблемы народа - насчет хлеба, деревьев, кустов и так далее. И не всё это, я так полагаю, надо строителям. Думаю, что строительное лобби все наши потуги перешибает. Они подводят базу под то, что земли якобы неэффективно используются. И их в итоге изымут, невзирая на все наши возражения. Ежегодно семена с наших полей засеваются на многих миллионах гектаров по всей России, не говоря уже о Саратовской области. Тем не менее, наши аргументы не имеют для высоких чинов никакого значения».

Стоит отметить, что в нынешней версии генплана Саратова действительно можно найти информацию о НИИ. В разделе «задачи по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры», в частности, говорится следующее: «Развитие общественного центра жилого района Солнечный, строительство нового жилого района Солнечный-2 за счет части земель НИИ Юго-Востока». Вот так, по частям землица и раздается под строительство.

Чем все это закончится - не понятно. В Россельхозакадемии в Москве уже вторую неделю изучают наш запрос информации по этой проблеме и обещают в ближайшее время дать ответ. Пока решается судьба хлеба и зелени, хотелось бы спросить у городских и региональных деятелей, столь рьяно бросившихся воплощать в жизнь слова Дмитрия Медведева: а если вам скажут из окна прыгнуть, то прыгнете? Ну тогда не тяните. Главное, выбрать этаж повыше. И записку оставить: «На благо Родине родной».