Недавно супруг поинтересовался, слышала ли я про очередную пенсионную реформу. Я, конечно, сказала, что слышала. Хотя на самом деле даже не представляла, о чем речь. Углубилась в изучение. Теперь представляю. Стало страшно
Недавно супруг поинтересовался, слышала ли я про очередную пенсионную реформу. Я, конечно, сказала, что слышала. Хотя на самом деле даже не представляла, о чем речь. Углубилась в изучение. Теперь представляю. Стало страшно.
Интернет буквально пестрит сообщениями о реформе. Есть сюжет государственного телевидения. В нем милая женщина из федерального правительства с улыбкой сообщает, что чиновникам удалось отстоять российских пенсионеров и не увеличивать пенсионный возраст. А есть мнения экспертов, которые говорят: фактически пенсионный возраст все же увеличили, правда, сделали это незаметно, ударив по кошельку будущих пенсионеров.
Понять все составленные шибко умными дядечками формулы довольно трудно. А уж разобраться в чиновничьем языке, на котором пишется пенсионная реформа, вообще нереально. Тут тебе и «индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера», который равен «сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованного лица», помноженных на какие-то там периоды. Этот коэффициент, в свою очередь, умножается на «стоимость одного пенсионного коэффициента» в каком-то там году. И тут же всякие приросты, увеличения, валоризации плюс куча аббревиатур. В общем, без пол-литры не разобраться.
Ну а если с пол-литрой, то получается примерно следующее. Одно из новшеств пенсионной реформы - это баллы. Ежегодно правительство будет устанавливать стоимость так называемого пенсионного коэффициента. Такой коэффициент будет сильно зависеть от экономической ситуации в целом. Проще говоря, те рубли, которые работодатель будущего пенсионера перевел в ПФР, скажем, в 2015 году, будут отличаться от рублей, перечисленных в 2016-м. Даже если и в 2015 и в 2016 годах отчисления составят одинаковую сумму, скажем, 20 тысяч рублей. При этом никуда не денется так называемый потолок - та сумма, сверх которой пенсионные взносы не берутся.
Ну а главное - это то самое фактическое увеличение пенсионного возраста. На бумаге все выглядит весьма благородно: хочешь получать большую пенсию - работай дольше, выходи на пенсию позже. Сейчас средняя пенсия в России составляет примерно 35% от средней зарплаты при трудовом стаже в 32 года. После реформы люди со средней зарплатой могут рассчитывать на 40% от своего заработка. Только вот и трудовой стаж при этом должен вырасти как минимум до 35 лет. Если же будущий пенсионер не хочет терять доход, придется уйти на пенсию на 8 лет позже. Можно даже получать пенсию, которая превышает зарплату! Но тогда трудиться придется на 10 лет больше. То есть мужчина должен уйти на покой в 70 лет, а женщина в 65. Ну, а у тех, кто отправился на заслуженный отдых в установленном законом возрасте, пенсия будет очень скромной.
Подсчитать свою будущую пенсию можно на сайте ПФР, где есть специальный калькулятор. Но и без калькулятора ясно, что на приличные деньги могут рассчитывать лишь те, кто официально получает зарплату, значительно превышающую среднюю по Саратовской области, и имеет 35 лет непрерывного трудового стажа. Довольно редкое стечение обстоятельств, не так ли? В этом году областное руководство называло сумму в 18 тысяч рублей, говоря о средней зарплате по области. При такой зарплате мужчина, планирующий работать до 60 лет, будет получать пенсию в 9200 рублей. Только вот не стоит забывать, что 18 тысяч - это та средняя зарплата, которую видят наши чиновники. Для многих саратовцев 18 тысяч - это не зарплата, а мечта. Например, нянечка в детском саду поначалу может рассчитывать только на 6 тысяч рублей. В районах области ситуация еще хуже. Так, воспитательница без большого стажа работы получает около 7 тысяч рублей. И лишь воспитатель со стажем в 25 лет может рассчитывать на зарплату в 15 тысяч рублей. Если рассчитать на предложенном специалистами ПФР калькуляторе будущую пенсию нянечки из детского садика, мы получим 6297 рублей. Если же нянечка проработает еще 10 лет после достижения пенсионного возраста, она сможет рассчитывать на ту самую среднюю зарплату по Саратовской области за 2013 год.
А вот губернатору Саратовской области Валерию Радаеву перерабатывать не надо. В 2012 году он заработал 3 миллиона 115 тысяч рублей. Так что Валерий Васильевич, скорее всего, будет получать максимально возможную пенсию - примерно 24 тысячи рублей. По максимуму получат и зампреды с министрами. А вот если эти чиновники будут трудиться еще хотя бы лет пять после достижения пенсионного возраста, не обращаясь за начислением трудовой пенсии, они получат почти 40 тысяч рублей ежемесячно.
Хуже всего придется молодежи. Их накопления год от года будут обесцениваться, превращаясь в копейки. И немалую роль в этом, помимо инфляции, сыграет введенный коэффициент. В итоге отложенные гроши, которые уже сейчас на экране калькулятора, созданного ПФР, выглядят довольно жалко, превратятся в совершенно смехотворную сумму, прожить на которую будет нереально. Повзрослевшей сегодняшней молодежи придется либо нищенствовать, либо следовать лозунгу одного из своих кумиров - гранж-музыканта Курта Кобейна, который однажды обозначил в интервью свой философский подход к жизни: «Лучше сгореть молодым, чем угаснуть». Курт Кобейн, кстати, ушел из жизни в 27 лет. И, согласно официальной версии, сделал он это добровольно.