Пассажиров закодируют

Пассажиров закодируют

Павел Ипатов, губернатор Саратовской области, - человек немолодой: шестьдесят уже не за горами. И что самое интересное, пенсионный возраст у Павла Леонидовича наступает почти одновременно с другим судьбоносным событием - окончанием срока его «правления» в области. Мы, конечно, не думаем, что, как и любой пенсионер, Павел Леонидович будет пользоваться общественным транспортом, покупать льготные проездные билеты... Все-таки человек не бедный, как он сам не раз говорил. А вот менее состоятельные пенсионеры воспользоваться льготами в следующем году, вполне вероятно, уже не смогут.

без названияПавел Ипатов, губернатор Саратовской области, - человек немолодой: шестьдесят уже не за горами. И что самое интересное, пенсионный возраст у Павла Леонидовича наступает почти одновременно с другим судьбоносным событием - окончанием срока его «правления» в области. Мы, конечно, не думаем, что, как и любой пенсионер, Павел Леонидович будет пользоваться общественным транспортом, покупать льготные проездные билеты... Все-таки человек не бедный, как он сам не раз говорил. А вот менее состоятельные пенсионеры воспользоваться льготами в следующем году, вполне вероятно, уже не смогут.

Минувшей весной Саратовскому государственному техническому университету областным министерством по развитию транспортного комплекса было заказано исследование пассажиропотока льготников нашей области. В министерстве вдруг возникли серьезные сомнения, что данные о числе перевезенных льготников, которые предоставляются предпринимателями, соответствуют действительности.

Как рассказал министр Сергей Шейкин, исследование проводилось полтора месяца путем опроса и обзвона льготных категорий граждан. За это время было совершено около 56 тысяч звонков и опрошено 140 тысяч человек в транспорте. Вопросы, которые задавались жителям области, звучали примерно так: «сколько поездок вы совершаете в месяц?», «как часто приобретаете билеты?» и т. п.

Надо сказать, что метод обзвона уже не раз вызывал скептическую реакцию у людей, в транспорте сведущих, поскольку его надежность сомнительна. Ведь общение с людьми по телефону не гарантирует достоверности получаемых данных. Что касается опроса в транспорте, число опрошенных уж как-то слишком мало. Для сравнения: объем перевозок по области за день в среднем составляет 500 тысяч человек!

Тем не менее, мониторинг был проведен. Специалисты СГТУ выяснили, что количество льготников, которое ежедневно перевозят городские автобусы, троллейбусы и трамваи, несколько меньше цифры, которую предлагают перевозчики. Подозрения сотрудников минтранса оправдались - какое совпадение! Однако огласить полученные данные в минтрансе отказались: как сообщили нам в пресс-службе, эти сведения пока «являются закрытыми».

Однако далеко не все верят в такое совпадение! Например, депутат гордумы Андрей Иващенко уверен, что Павел Леонидович уже давно озадачил министра Шейкина необходимостью уменьшить дотации перевозчикам, поскольку лишних денег в бюджете нет. Мол, «урезайте любым способом». Оставалось лишь найти повод.

Эти засекреченные результаты исследования и стали поводом для внесения очередного изменения в постановление о социальных проездных билетах (от 7 апреля 2009 г.).

Напомним, что льготные билеты делятся на два вида: те, которые достаются льготникам бесплатно, и те, которые приобретаются за 50 рублей. По этому билету пассажир может совершать неограниченное количество поездок. За эту «неограниченность» перевозчики и получают компенсацию, которая после внесения изменений сократилась в среднем на 25-30%. Как пояснили в минтрансе, ровно на столько, на сколько меньше перевозится льготников.

Приведем пример по Саратову. Если раньше бюджет компенсировал автоперевозчику 380 рублей за льготный билет стоимостью в 50 рублей, то сейчас будет выплачивать 260. Компенсация за бесплатный социальный проездной составит 310 рублей (было 430). В электротранспорте эти цифры изменятся с 270 на 200 рублей и с 320 на 250 рублей соответственно. Постановление с данными изменениями было подписано 18 июня губернатором.

Дышите свежим воздухом

Стоит ли говорить, что с таким решением не согласны саратовские перевозчики. Директор ОАО «Межгородтранс» Борис Кайданов считает, что новые условия выплаты компенсаций за льготы ударят по частникам, особенно по тем, кто курсирует на низкорентабельных маршрутах. «Те, кто работают на 11-м, 90-м, 53-м - на выгодных маршрутах, еще какое-то время продержатся, остальные просто могут остановиться, потому что будут не в состоянии содержать подвижной состав». Более суровый прогноз делает глава ОАО «Автокомбинат №2» Андрей Беликов: «Семьдесят процентов частников встанут!» Еще один возможный вариант: на автобусах снова появятся таблички с надписью «Льгот нет». В конце концов, транспортный бизнес и благотворительность - несколько разные вещи.

В итоге пенсионеры, студенты, школьники и другие граждане, имеющие право на льготы, могут остаться без «средств передвижения». Стоит также отметить, что возможный крах транспортной системы коснется не только льготников. Если автобусы остановятся, то и людям, которые скидками не пользуются, тоже придется ходить пешком.

Проблема усугубляется еще и тем, что долги правительства перед предпринимателями за предыдущие месяцы растут как на дрожжах. И, судя по всему, завершать этот процесс «брожения» областная власть не собирается. Как сообщили нам в региональном минтрансе, задолженность за 2008 год еще весной составляла 125 миллионов рублей (по области). Но на сегодняшний момент, по данным министерства, эта сумма полностью выплачена. Однако есть и другая информация. Как рассказали «Газете Наша Версия» представители ОАО «Автокомбинат №2», МУПП «СГЭТ», ОАО «Межгородтранс», долги-2008 по Саратову еще «висят» и превышают в общей сложности 50 миллионов рублей. А в 2009 году, в свою очередь, уже накопилось 118 миллионов рублей, 57 из них должны предпринимателям Саратова. Чтобы как-то решить данную проблему, облправительство, по словам Сергея Шейкина, выступило с ходатайством перед думой о выделении дополнительных 400 миллионов рублей, которые будут предусмотрены на погашение выпадающих доходов. При этом сам министр признался, что и этих денег будет недостаточно.

Подайте на code-reader!

Последствий всего этого, по мнению Андрея Иващенко, долго ждать не придется. «Предприниматели вычислят, сколько у них убытков. Зададут вполне логичные вопросы: делалось ли исследование именно на их маршрутах? Предъявят свои данные по числу пассажиропотока, прибавят долги, выставят счета и подадут иски в суд», - рассуждает депутат. Однако и к этому варианту развития событий в министерстве транспорта подготовились.

С 1 июля, в день, когда вступили в силу изменения в обсуждаемое нами постановление, ко всему прочему, на помощь министерству придут проездные социальные билеты, со штрих-кодом. Такие билеты нельзя подделать, и к тому же с помощью штрих-кода можно легко зафиксировать «льготную» поездку. Теперь для этого в каждом автобусе должен находиться прибор, считывающий штрих-коды. При входе в транспорт пассажир-льготник будет предъявлять свой билет, а кондуктор или водитель - фиксировать в памяти прибора. Стоит такой code-reader, по данным Шейкина, около 45 тысяч рублей. Как заявил министр, приобретать считывающие устройства должны сами перевозчики. Мол, им надо доказывать, что льготников ездит больше, чем показало исследование СГТУ, пусть они и тратятся. Причем в правительстве уверены, что полученные данные будут невелики. Кстати, по данным минтранса, к ним пока еще никто из перевозчиков не обращался с инициативой об установке приборов. «Боятся», - считают там.

Чего не скажешь о наших чиновниках. Транспортный коллапс их не пугает - бесстрашные люди! А может, это просто оригинальный способ решить проблему с пробками на дорогах?

Обсудить статью в ЖЖ