Все Поволжье - ниже Сызрани - ждет, чем закончится скандал с аварией в Самарской области, где 13 июля произошел серьезный выброс нефтепродуктов из севшей на мель баржи. Вполне вероятно, что по итогам проверки будет возбуждено уголовное дело. К нарушителям может быть применена статья 247 Уголовного кодекса - «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ». Под этой статьей сейчас ходит несколько саратовцев, в том числе - заместитель главы городской администрации Андрей Палазник.
Все Поволжье - ниже Сызрани - ждет, чем закончится скандал с аварией в Самарской области, где 13 июля произошел серьезный выброс нефтепродуктов из севшей на мель баржи. Вполне вероятно, что по итогам проверки будет возбуждено уголовное дело. К нарушителям может быть применена статья 247 Уголовного кодекса - «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ». Под этой статьей сейчас ходит несколько саратовцев, в том числе - заместитель главы городской администрации Андрей Палазник.
Связь заместителя мэра и аварии в Сызранском районе уже вскрыта: саратовские СМИ сообщили, что «потерпевший крушение танкер принадлежит компании Андрея Палазника». Да и самарские СМИ подтвердили данные о том, что нефтеналивная баржа «Пельский-75» и толкач «В-Н-3491 Шлюзовой 103» принадлежат ЗАО «Саратовтанкер». Еще пару лет назад единственным владельцем этого предприятия был Палазник. И есть все основания считать, что он до сих пор контролирует его.
Результаты этого «контроля» буквально кожей ощущают на себе самарцы - нефтяное пятно, по официальным данным, растянулось по Волге на 12 километров в длину и достигало 35 метров в ширину. Произошла авария ночью - баржа отклонилась от фарватера и села на мель. Как рассказал корреспонденту «Газеты Наша Версия» начальник шестого межрайонного природоохранного следственного отдела Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ Альберт Хабилов, по предварительным данным, капитан, стоявший за штурвалом, уснул. Состояние этого человека можно понять: судно, по словам Альберта Хабилова, весь день грузилось мазутом и сразу после этого вышло в рейс. Естественно, по версии следователей, у членов экипажа накопилась усталость. В итоге на аварию, скорее всего, повлиял «человеческий фактор».
На «человеческом факторе» настаивают и в саратовском областном министерстве по развитию транспортного комплекса. Нашему изданию здесь сообщили, что проблема (то есть экологическая катастрофа - прим. авт.) не связана с технической неисправностью судна. Ставить под сомнение эту информацию мы, конечно, не будем, ведь проверять состояние судов, тем более частных, и квалификацию членов команды - не в компетенции министерства.
Некомпетентными в этом вопросе оказались и специалисты Территориальных управлений Ростехнадзора и Росприроднадзора. У первых вообще «экологию» отобрали. А вторые и рады бы информацией поделиться, да происшествие не в нашей области случилось.
Нужными полномочиями обладает одна структура. Это - Саратовский участок Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра. «Участковые» о случившемся в Самарской области, разумеется, были осведомлены, но какими-либо подробностями не располагали - территория-то не их. А между тем, «регистраторы» должны контролировать состояние судов и оценивать квалификацию членов экипажа. И именно они «отправляли в плавание» замазутивший Волгу танкер. Интересно, как правоохранительные органы оценят действия саратовских контролеров?
Пожалуй, самым осведомленным из опрошенных нами представителей надзорных органов оказался заместитель руководителя четвертого межрайонного природоохранного следственного отдела Волжского межрегионального СУ СКП Алексей Меньшиков, базирующийся в Саратове на Московской, 55. «Мы всецело оказываем практическую помощь следствию (которое ведет шестой природоохранный отдел - прим. авт.)», - так прокомментировал ситуацию Алексей Владимирович. Эта помощь, по его словам, заключается во взаимодействии с судовладельцами танкера - наши специалисты запросили у хозяев судна документы и ждут, когда их предоставят.
Ждать, похоже, придется долго.
Побеседовать с кем-либо из руководителей ЗАО «Сартанкер» корреспонденту нашего издания не удалось - никого из них не было на месте. А в «лавочке» на дежурстве оставили секретаря. Но обвинять судовладельцев в том, что они не желают общаться с прессой, как, например, г-н Палазник, было бы несправедливо. Тайну отсутствия «сартанкеровцев» раскрыл Алексей Меньшиков. По его словам, весь «личный состав» ЗАО отбыл на место происшествия.
А тем временем следственные органы и министерство природных ресурсов Самарской области обнародовали предварительные итоги, согласно которым в Волгу попало порядка двух тонн нефтепродуктов. Но и они уже нанесли реке серьезный ущерб. Кроме того, объемы бедствия официально оценивать пока рано: результаты многочисленных экспертиз на момент сдачи номера в печать еще не были известны. Поэтому мы воспользуемся методикой, которую предложил Альберт Хабилов, и выдвинем свою версию. Всего в поврежденном танке судна было около 150 тонн нефтепродуктов. По данным на вчера, специальным службам удалось откачать из него около 90 тонн. Так что ущерб может быть значительно выше, чем сообщают официальные источники - 60 тонн мазута пока непонятно где. Вполне возможно, что и в Волге.
Но с этим правоохранительные органы и экологи разберутся. Причем представители следствия уверяют, что будет проверена не только событийная канва произошедшего. Они намерены разобраться с наличием лицензий, допусков у членов экипажа, укомплектованностью судов. Не случайно следователи сейчас работают и на месте происшествия, и в Саратове, в офисе ЗАО «Саратовтанкер». Понадеемся, что они сделают свою работу качественно, и будут найдены не «стрелочники», а те, кто ими руководил, кто создал предпосылки для нарушения закона.
Нам важно понять, почему такая ситуация стала возможна в принципе. Есть серьезные опасения, что настоящая причина ЧП - безнаказанность. Складывается ощущение, что Палазник свои дела ведет без оглядки на закон, на нормы морали, на общественное мнение. Всем памятны истории с «Управляющими компаниями», связанными с Палазником, которых в обход законодательства под одним названием было зарегистрировано аж шесть штук, а потом они еще и в принудительном порядке непонятно на каких основаниях начали собирать деньги якобы за обслуживание жилых домов. До сих пор на слуху скандал с плавучим рестораном «Шансон», отходы производства которого, похоже, сливаются все в ту же многострадальную Волгу. И что? Да ничего. Эти фокусы сошли Палазнику с рук. Что это, если не безнаказанность?
Впрочем, есть надежда, что на этот раз владельцу танкеров выкрутиться не удастся. Мы, со своей стороны, подскажем следствию, где искать нарушения. В распоряжении редакции оказались очень любопытные сведения, которые могут пролить свет на некоторые обстоятельства аварии. По данным редакции, буксир, толкавший баржу, вышел в рейс «на последнем издыхании». Дело в том, что срок свидетельства о его годности для плавания истекал 30 июля 2009 года, то есть через считанные дни после аварии. Как известно, саратовские направлялись в Ярославль. Расстояние неблизкое. А теперь вопрос: успел бы буксир до 30 июля дойти с баржей в Ярославль, дождаться ее разгрузки и вернуться в Саратов? Не факт. А если это так, то получается, что пошел на очередное нарушение?
Когда верстался номер, стало известно, что по факту происшествия в отношении капитана одного из судов возбуждено уголовное дело.