Доигрались…

Доигрались…

Пессимистический прогноз сбывается. Профессиональный спорт в Саратове умирает, так и не успев встать на ноги после кратковременно расцвета конца 90-х. Самый ощутимый удар в результате предстоящего секвестирования облбюджета будет нанесен по игровикам. Как следствие, коллективам со звучными некогда именами суждено барахтаться в своих второстепенных лигах и дивизионах.

без названияПессимистический прогноз сбывается. Профессиональный спорт в Саратове умирает, так и не успев встать на ноги после кратковременно расцвета конца 90-х. Самый ощутимый удар в результате предстоящего секвестирования облбюджета будет нанесен по игровикам. Как следствие, коллективам со звучными некогда именами суждено барахтаться в своих второстепенных лигах и дивизионах.

Может, оно и к лучшему, что все так обернулось. Ведь общеизвестно: кризис - самый подходящий момент для кардинальных перемен. И здесь на первый план могут выйти болельщики. Именно они, если здраво рассудить, получили уникальную возможность стать своеобразным локомотивом, движущей силой, способной не просто горланить, а реально влиять на политику клубов и, что немаловажно, внести в нее свой посильный вклад. Вопрос - воспользуются ли они этим правом, либо вновь добровольно самоустранятся.

Вошли в клинч

Министр спорта Михаил Аравин, так и не проявивший себя в лоббировании интересов отрасли, попытался было в июле успокоить общественность обещанием грядущих перемен. Получилось весьма неубедительно и крайне неуклюже. Чиновник высказался, как по отчетной бумажке двухлетней давности, дескать, беспокоиться не о чем, спортивные школы полностью обеспечены инвентарем (спорное утверждение), а команды регулярно получают средства (в каких размерах, видимо, не важно) и смогут оформить заявки на участие в чемпионатах (за день до старта?). Одновременно с выступлением министра поклонники «Кристалла» обратились с открытым письмом к Третьяку и Ипатову, а фаны «Салюта» объявили о пикете на площади Столыпина.

Что изменилось за месяц? Фактически ничего, если, конечно же, не считать запланированного на второе полугодие уменьшения спортивных расходов не на 103 миллиона рублей, как было изначально предложено, а в пять раз меньше - на 20. Пока, во всяком случае, именно на этой сумме депутаты решили остановиться, здраво рассчитав возможные последствия. Значит, командам все-таки дадут возможность еще чуть-чуть поиграть, но осторожно, без создания задолженности.

Тайм в аут

На восемь команд до конца года будет выделено не более 65 млн рублей. Это на 10 миллионов меньше (даже без учета инфляции), чем в первом полугодии. Следствием станет то, что «Автодор» наверняка откажется от досрочно завоеванной путевки в Суперлигу А и раздаст в аренду всех своих возмужавших джокеров. «Кристалл» вынужден будет привлекать в состав вчерашних юниоров из фарм-клуба и местной СДЮСШОР, не в силах выплатить премиальные за прошлый сезон. «Сокол-Саратов» с грехом пополам доиграет сезон на привычных позициях с дальнейшей ориентацией на выпускников своей школы. Покинувшей элитный дивизион «Балаковской АЭС» придется забыть о каких-либо амбициозных помыслах на 2010 год. «Универсал» соберется за месяц до выхода на лед, укомплектованный с бору по сосенке. «Виктория» получит усиление в лице 15-16-летних баскетболисток. МФК «Саратов» суждено в свое 15-летие не праздновать, а выживать, испытывая определенные сложности с арендой зала ФОК «Солнечный». «Энергетик», и без того самый нищий из обозначенной компании, по-прежнему будет бить по мячу бесплатно, в свое удовольствие и на радость считанным поклонникам.

Особняком стоит СК «Турбина». Содержание мотоциклистов взяли на себя частные лица и ряд балаковских предприятий. К тому же спидвей в «атомной Венеции» имеет стабильный доход (на гонки собирается порядка 10 тысяч человек, вход на стадион «Труд» платный).

Вот и нету вожаков

В Саратове же иначе. К примеру, домашние матчи «Кристалла» в минувшем сезоне в среднем посещало 3648 человек. Столь значительной аудитории у мастеров шайбы еще не было в текущем столетии. Однако клуб продолжает влачить жалкое существование, игроки разбежались кто куда, а поклонники не сумели объединиться и инициировать хоть какие-то действенные меры по реанимации бренда, хотя бы собрать средства на покупку инвентаря для хоккеистов.

Изначально анонсировавшийся пикет в поддержку загибающегося футбольного «Салюта» тоже провалился. 20 человек постояли в субботу около памятника Столыпина, поговорили между собой и разошлись. Для сравнения: тогда же в Томске состоялся митинг, в котором приняло участие около 2000 поклонников футбольной «Томи», призвавших представителей бизнеса оказать поддержку команде после отказа местных властей финансировать футболистов премьер-лиги в прежних объемах.

Скандал? Отлично!

Несомненно, спорту сейчас невероятно трудно (читай - невозможно) обойтись без муниципальной либо региональной помощи. Особенно если затраты значительны и исчисляются семи- и восьмизначными суммами. Однако никто не отменял принцип софинансирования и уж тем более спонсорского покровительства. Футзальная «Нижняя Волга» (курирует председатель правления ОАО «НВК-банк» Александр Исаев), пляжные «Дельта» (Сергей Кормилицын) и «Бизнес-право» (юрист Станислав Хохлов) - это трио уже добилось значительных успехов на международном и национальном уровнях без привлечения средств налогоплательщиков. Понятно, что большой тройке - «Автодору», «Кристаллу» и «Сок-Сару» - подобное просто непосильно. Тем не менее, они имеют свои действенные рычаги влияния.

Давайте по существу. До сих пор никто из наших грандов не решился детально обнародовать статьи расходов и доходов (в том числе от рекламы). А ведь открытость всегда благотворно влияла как на имидж клуба, так и на рост интереса спонсоров, одновременно пресекая на корню досужие вымыслы и пересуды. Не потому ли население вынуждено смаковать мифические зарплаты, довольствуясь при этом якобы достоверной информацией по типу «я точно знаю, он сам мне сказал»?

Давно пора менеджерам озаботиться формированием некоей (назвать ее можно как душе угодно) структуры сподвижников и единомышленников. Практика показала: только с помощью болельщиков возможно создать истинно народную команду. На деле, а не на словах. Тем более что зрители готовы платить не только за билет, но и за сопутствующие товары (атрибутика, питание).

Было бы желание…

Предлагаю пять принципов становления и развития народной команды.

1. Регистрация некоммерческого партнерства. Реорганизация имеющегося штата сотрудников. Оптимизация расходов. Создание фан-клуба и попечительского совета из числа болельщиков. Введение членских взносов. Избрание путем голосования руководителя клуба и обсуждение необходимости ребрендинга. Утверждение должности генерального менеджера.

2. Постепенный отказ от бюджетного финансирования взамен предоставления на безвозмездной основе спортсооружений для тренировок и проведения календарных матчей (с перспективой их реконструкции), а также базы для учебно-тренировочных сборов и транспорта (по договоренности). Основная ставка - на своих воспитанников в местных ДЮСШ и ветеранов, согласных играть за мизерную плату с перспективой перехода на тренерскую работу.

3. Реализация имеющихся рекламных площадей как за наличный расчет, так и путем бартерных сделок. Заключение соглашения на размещение логотипа на товарах повседневного спроса и с одной из местных сетей организации питания. Достижение договоренности (при участии региональных и муниципальных властей) с потенциальными спонсорами на условиях взаимного сотрудничества. В том числе: предоставление различного рода скидок и льгот для зарегистрированных болельщиков клуба, реализация продукции либо его популяризация всеми имеющимися способами. Диверсификация билетной и абонементной политики с градацией по секторам. Создание семейных и школьных трибун.

4. Проведение промо-акций, конкурсов и викторин. Призовой фонд - билет на разовое посещение домашних матчей. Создание группы поддержки и официального сайта. В будущем - издание клубного бюллетеня.

5. Обращение к СМИ с информацией о создании народной команды. Организация микс-зоны для журналистов и беспрепятственный подход болельщиков к игрокам после окончания матчей. Закрепление в трудовых договорах игроков и тренерского штаба обязательного общения с прессой. Обнародование номера мобильного телефона руководителя клуба. Ежегодный отчет о финансовых поступлениях и расходах. Детально - перед зарегистрированными членами и наблюдательным советом. Утверждение лозунга: «Вместе мы победим!»