ЗОНА

ЗОНА

Наблюдая за тем, что происходит в Саратовской области, порой начинаешь задумываться, а нужен ли нам вообще закон? И кому конкретно он нужен или не нужен? Складывается парадоксальная ситуация: судя по всему, закон нужен сильным, чтобы защищаться от слабых.

ЗОНАНаблюдая за тем, что происходит в Саратовской области, порой начинаешь задумываться, а нужен ли нам вообще закон? И кому конкретно он нужен или не нужен? Складывается парадоксальная ситуация: судя по всему, закон нужен сильным, чтобы защищаться от слабых.

Чтобы огораживать колючей проволокой частные пляжи, вылетать на встречную полосу через двойную сплошную, выигрывать втихаря госзаказы, «отмазывать» сыночков после очередной хулиганки, закон сильным мира сего, естественно, не нужен. А зачем? Достаточно того, что у них есть власть, связи, деньги. Тут закон только мешает. А вот чтобы поставить на место жильцов дома, не согласных с очередной стройкой под окнами, или наказать «терпилу», посмевшего поцарапать дорогое авто - вот тут закон очень полезен. Главное, чтобы он работал «как надо».

Это не просто вопиющие случаи. Это уже образ жизни и образ мышления в конкретном регионе. Здесь Большие Люди (БЛ) - отдельная каста, группа, стая. Они тоже неоднородны. У них своя иерархия, свои знаки, символы, правила общения и поведения внутри этого мини-общества. Маленькие БЛ подобострастно заискивают перед средними БЛ, те, в свою очередь, оказывают мелкие услуги большим БЛ, которые семенят перед огромными БЛ. Круговорот БЛ в регионе опускает одних на ступень ниже, поднимает других выше, но выйти из этого организованного политического сообщества можно только вперед ногами. Если один раз попал - значит, ты в стане избранных, и всегда можешь надеяться на статус хотя бы маленького БЛ. Теперь закон для тебя - понятие относительное, потому что он именно для тебя и будет работать на тебя.

Ничего не происходит просто так. На все есть причины. Все члены этого сообщества ведут себя так, потому что берут пример с огромных БЛ - людей, концентрирующих в своих руках наибольшую власть: если тем все сходит с рук, значит, и нам сойдет, а если что, они вступятся, ведь им все равно все сходит с рук. Полная безнаказанность превращает исключения в правила - правила жизни сообщества БЛ. А точнее, понятия, которые подменяют законы, по которым они живут и которые навязывают остальным.

Кучка людей, пришедшая в области к власти, довела все до полного абсурда. Они не просто живут по понятиям, они их пытаются возвести в ранг закона, обязательного к исполнению. И для них это несложно, ведь они эти самые законы и пишут.

Подумать только, БЛ придумали целый механизм поощрений и репрессий. Они сбились в стаю, лидеры которой уже сами вершат суд, определяют, кто «свой», а кто «чужой», кто «реальный пацан», а кто «терпила», кто имеет право здесь жить, а кто должен «валить», кому с кем дружить, здороваться за руку, пить какао, вести совместные дела, обниматься, целоваться, спать… У них есть своя почта, средства связи, доски «почета» и «позора», есть свои «паханы», «шестерки» и клоуны, спецзадания для провинившихся, награды для отличившихся. Все как в блатном мире, на зоне.

Спецпочта у новейшей местной партийно-бюрократической элиты - это, конечно, газеты. Через газеты они оповещают друг друга о решениях актива, «паханы» намекают о генеральной линии всего сообщества, через газеты указывают на врагов и наказывают провинившихся. Все газеты поделены строго между «смотрящими», поэтому каждый чиновник после очередного номера точно знает, кто на этот раз передал ему привет и как ему предстоит «исправляться». Они не ропщут и не пытаются бороться с их понятиями. Потому что благодаря этим понятиям попали во власть.

Уже никого не удивляет головокружительная карьера некоторых политических активистов - Нестерова, Ландо, Шишанова, Фролова, Конобеева, Чернышевского, Любимова, Ковалева, Коргунова, Овсянникова и еще множества всяких неизвестных личностей. Никого не удивляет, что эти люди никогда не были и вдруг резко стали депутатами, таможенниками, банкирами, банщиками… одним словом, руководителями. Это в нормальной жизни без опыта работы нельзя в один миг стать директором, а по их понятиям - можно.

Любимое развлечение местных БЛ - это игра в большую политику. Они очень любят оперировать выражениями «и тут ситуация из экономической стала политической», «это невыгодно в данный политический момент», «политически не выверенное решение». Через все ту же газетную почту они передают «выверенные политические решения». Политика ими воспринимается как некая игра, в которой сегодняшние друзья завтра легко становятся врагами, а послезавтра - снова друзьями. По их понятиям, лицемерить можно. Ведь это же игра. Причем очень важно в любой «маляве» подчеркнуть, что «данное решение важно для общества», «очень важно поддерживать врачей, учителей», «можно пустить эти деньги на строительство детских садов», одним словом, спрятаться за спинами «терпил». По их понятиям, это нормально.

ЗОНАОчень любит, например, выступать в прессе госдеп Панков. Причем комментировать (это любимое словечко из их «фени») госдеп, как легендарная в масштабах области личность, может по любому поводу. Вот Панков не подтвердил и не опроверг информацию, что председателем облсуда станет близкий к Бондару человек (так, оказывается, тоже можно комментировать), вот Панков высказал свое мнение по поводу обращения госдепа Рашкина, здесь Панков комментирует список неэффективных чиновников, а здесь - инициативу по продаже бывшей резиденции Аяцкова. И не важно, что комментарии Панкова время от времени противоречат друг другу - по их понятиям, можно.

Еще вчера Панков весьма своеобразно отзывался о бывшем облпрокуроре Анатолии Бондаре, а уже сегодня Бондар для Панкова - единомышленник по борьбе с коррупцией. Еще вчера Панков лично готов был «исключать губернатора Ипатова из политсовета местного отделения «Единой России» и возможно - из партии», а сегодня «губернатор стоит на государственных позициях» и «защищает интересы людей».

При этом легендарная личность сходу расставляет оценки. Он категоричен, и все для него понятно. Инцидент между Мальковым и Сомовым - провокация, ситуация с «Сеноманом» - отвод муниципальной собственности в частные руки, задержание Ерусланова - обоснованное решение правоохранительных органов. Как будто Николай Васильевич везде лично присутствовал, а может, и «свечку держал». Вот только в отношении «свежевыловленных» Панков помалкивает. Боится политических последствий. Играет. Молчит в отношении Деготя, Макеенко, Галушко. Они ведь вроде как пока «свои».

Их понятия молчать не запрещают. Потому что по их понятиям сначала надо включить систему оповещения «свой - чужой», а уж затем открывать рот. Если «свой», то на защиту невиновного, запрессованного, подставленного, подведенного под тюрьму неизвестными злоумышленниками бросается вся «почта». Со страниц газет слезные публикации обличают жестокость правоохранителей и явный политический заказ. Чей заказ? Кроме БЛ, никого не осталось. Вы одни, а вокруг вас пустота. Вы гниете изнутри и при этом не вычищаете гниль, а пытаетесь ее спрятать. А то и не пытаетесь! Ведь незачем прятать. Все можно решить по понятиям.

Но если включается оповещение «чужой»… Тогда вся «почта» скопом набрасывается на злостных «олигархов», «воротил», «магнатов», «отбросов коммунистического прошлого», «членов загибающейся «СР». Формулировок масса. Суть одна - «чужой» должен быть растоптан любым способом. По их понятиям, должна тут же начать работать круговая порука: один «пахан» прокомментировал, другой с ним согласился, «шестерки» устроили шоу-митинг, еще кто-нибудь их поддержал, следующий написал письмо «куда надо», еще десять под ним расписались, а одиннадцатый направил аналогичное послание, но уже от себя. Это и есть игра в политику по их понятиям. Всякие там корректировки, тарифы, дотации, субсидии менее интересны, пусть на них Писной пиарится (тоже любимое словечко из их «фени»).

Основной задачей это сообщество видит захват еще большей власти. Все, кто имеет свое мнение, отличное от мнения актива сообщества, автоматически записываются во враги. А значит, должны быть репрессированы. Чтобы подчинить суд, была развязана травля областного судьи Галкина. По иронии судьбы, по их понятиям делили ту ветвь власти, к которой обращаются люди, уповая на закон. Непослушных сообщество сурово наказывает, вешая приставки ЭКС: ЭКС-судья Галкин, ЭКС-ректор Чеботаревский… Для них ЭКС - самая страшная кара, потому что ЭКС перестает быть БЛ.

Любой чих врагов сообщества тут же превращается в угрозу национальной безопасности и вселенский заговор. При этом сами БЛ ни чихать, ни кашлять, ни портить воздух не могут по определению, точнее, по понятиям. Страшно представить, что бы писали про Тюхтина или Самсонову, если бы им принадлежала баржа, разлившая в Волге нефть. А уж если бы она принадлежала Фейтлихеру, то в ту же ночь его бы растерзали, а наутро Панков наверняка комментировал, что не смог сдержать агрессивно настроенную толпу. Однако баржа принадлежит предприятию Палазника, поэтому газеты молчат. Не по понятиям трогать своих «пацанов». Кто-то в Марксе в пьяном угаре «испортил» девушку, кто-то увел партийную кассу, кто-то гадит в Волгу, но все это по понятиям качественно замалчивается. Вместо этого на страницах газет идут дискуссии о том, как Фейтлихер посмел потребовать реабилитации. И БЛ возмущаются с детской непосредственностью, забыв про закон.

Двойные стандарты прочно укладываются в понятия сообщества. Если в случае с «чужим» Еруслановым «правоохранительные органы действовали правильно», то за «своего» Макеенко ходила хлопотать половина депутатского корпуса гордумы во главе с секретарем политсовета местного отделения «ЕР» Петром Глыбочко. Но даже после вступления решения суда в законную силу закон остается на втором месте. Прошло уже пять комиссий по местному самоуправлению, а все тот же депутат Глыбочко скромничает и не выносит вопрос о сложении с Макеенко депутатских полномочий. Наверное, чувствует что-то за собой по этой теме, наверное, она ему по-своему близка. А если бы Фейтлихер проиграл процесс по уголовному делу, организованному при активном участии Ландо? Ночью бы весь актив «в ружье» построили, из постелей повыдергивали. А уже наутро собрали бы внеочередное заседание думы с одним вопросом в повестке дня. Потому что воля актива - святое.

Все, что происходит в области, сообщество фильтрует через все ту же систему «свой - чужой». Своевольничает глава района? Надо надавить на губернатора? Уволить непослушного декана? Прижать бизнес «чужих»? В район отправляется «смотрящий», разводит по понятиям, отправляет возмущенные «малявы»-комментарии в газеты. «Пугачевское молоко» Аблязова «задолбали» визитами доброй воли, подняли панику на всю область. А про «Тролзу» молчат. Своя рубашка всегда ближе к телу. Вокруг «Сеномана» устроили настоящую истерику, но нигде, ни на каких «антикоррупционных круглых столах» никто не обсуждает, как строит и как осваивает бюджетные деньги местный Березовский. Каждый член сообщества считает своим долгом заявить через «почту», что «магнатов» и «олигархов» надо доить ради народного блага, но при этом почти весь актив «кормится» за счет бизнеса, построенного на бюджетных деньгах. Они - самые богатые и влиятельные БЛ области. В конце концов, не самих же себя розгами пороть - не по понятиям это.

Актив и все сообщество давно и прочно научились жить по своим правилам. Про закон они вспоминают только изредка, когда надо припугнуть «терпил» или задавить очередного непослушного. Ведь теперь закон будет работать по понятиям. Суды в кармане, депутатские мандаты тоже, бюджетные потоки грамотно распиливаются. Они будто готовятся, ведь от тюрьмы и от сумы нельзя зарекаться. Понимают, что рано или поздно накопится критическая масса, и кого куда разметает жизнь - еще большой вопрос.

В блатном мире понятия - это негласный кодекс чести и совместного общежития. Без него люди в плотно набитой камере просто порвали бы друг другу глотки. А понятия БЛ - это кодекс бесчестия, созданный лишь для того, чтобы окружающие не разорвали глотки этому организованному политическому сообществу. Не проканает. Там все равно со всех спросят. Только уже не по закону. Стоит заранее соизмерить понятия, сравнить, почувствовать разницу, а то ведь могут и в беспредельщики записать. Или, не дай Бог, обидеть.

Обсудить статью в ЖЖ