Как Хичкок встретил Штирлица

Из круглых дат августа-2009 выберем - в качестве стержневой - одну: 13 числа исполняется 110 лет со дня рождения «великого и ужасного» Альфреда Хичкока, англо-американского кинорежиссера.

Из круглых дат августа-2009 выберем - в качестве стержневой - одну: 13 числа исполняется 110 лет со дня рождения «великого и ужасного» Альфреда Хичкока, англо-американского кинорежиссера.

«Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки», - однажды провозгласил маэстро, и всем своим творчеством он доказывал эту истину. Благодаря ему мировое кино обогатилось жанрами триллера и хоррора, Хичкоку же кино обязано эффектом саспенса (от английского слова suspense, обозначающего «неопределенность», «тревожность»), необходимой составляющей детективов, фильмов ужасов и фантастики. Хотя режиссер ушел из жизни не так уж давно (в 1980 году - то есть менее трех десятилетий), его работы успели стать современной классикой; на многие явления мы ныне смотрим уже через призму наследия Хичкока.

Среди августовских юбиляров, например, - американо-канадский кинорежиссер Джеймс Кэмерон (16 числа ему исполнится 55 лет). Благодаря 11 премиям «Оскар» к фамилии «Кэмерон» почти приклеилось слово «Титаник», однако следует напомнить и о другом блокбастере этого режиссера - фильме «Правдивая ложь» (1994), ремейке французской «Тотальной слежки», в которых «шпионская» линия сюжетов ведет свою генеалогию от хичкоковских лент «Тайный агент» и «Иностранный корреспондент». Схемы, правда, здесь переосмыслены Кэмероном до пародийности, но истоки этих схем видны невооруженным глазом. В финале наших заметок мы еще припомним один «шпионский» сюжет, связанный с творчеством мэтра, а пока продолжим начатый ряд голливудских киноюбилеев.

В августе уже отпраздновал круглую дату режиссер Уэс Крейвен (2 числа ему исполнилось 70 лет), чьи фильмы, по мнению критиков, бесспорно продолжают лучшие хичкоковские традиции: здесь и обволакивающие ужасы «Кошмара на улице Вязов», и явление убийц-психопатов в трилогии «Крик» - близких родственников Нормана Бэйтса из «Психо». Ну а сравнительно недавний триллер Крейвена «Ночной рейс» напоминает одновременно и о «Незнакомцах в поезде», и об «Окне во двор».

Еще один режиссер-юбиляр, Уильям Фридкин (29 августа ему, как и Крейвену, исполнится 70), не только испытал влияние творчества Хичкока (достаточно вспомнить фильм ужасов «Экзорсист» или полицейский триллер «Французский связной»), но и успел в молодости однажды поработать с мэтром, будучи постановщиком одного из эпизодов телешоу «Час с Альфредом Хичкоком». Именно в тот единственный раз Фридкин умудрился, кстати, разругаться с классиком, дерзко отреагировав на его замечание: дескать, молодым людям тоже необходимо носить галстук...

Между прочим, упомянутый сериал был не единственным проектом, которому режиссер давал свое имя. В 60-е годы прошлого столетия мэтр заключил соглашение с издательством Random House об издании сборников рассказов и повестей под общим заголовком «Альфред Хичкок представляет». Вместе с писателем Робертом Артуром Хичкок отбирал любимые произведения для антологий и давал им напутствия (тексты которых, впрочем, писал за него Артур). Примерно тем же - хотя и позднее, и с куда большей тщательностью (и, заметим в скобках, меньшей коммерческой отдачей) - занимался ровесник Хичкока, Хорхе Луис Борхес, чью 110-ю годовщину отмечают 24 августа. Речь идет о книжном проекте «Личная библиотека Борхеса»: знаменитый аргентинский писатель выпустил со своим предисловием немало книг, включая и антологию фантастики, и рассказы Честертона, и сборники детективных новелл. «Год за годом память создает разнородную библиотеку из книг или отдельных страниц, чтение которых делало нас счастливыми и радость от которых нам было бы приятно разделить с другими, - сказано в одном из предисловий. - Задача серии, для которой я пишу предисловия, - быть источником этого удовольствия».

Вернемся, однако, к родной стихии Хичкока - кино. 29 августа исполнится 60 лет американскому актеру Ричарду Гиру. Поклонники киноработ этого исполнителя вспомнят не только мелодрамы «Красотка» и «Сбежавшая невеста», но и, к примеру, жесткий патопсихологический триллер Фила Жоану «Окончательный анализ» (1992) с участием Ким Бейсингер и Умы Турман. Критики писали, что ряд эпизодов картины - оммаж (дань уважения) Хичкоку: прежде всего, это ключевая сцена на маяке, отсылающая к аналогичной сцене в картине мэтра «Головокружение» (1958).

Двумя неделями раньше, 16 августа, мы отметим 75-летие французского актера Пьера Ришара (полное имя - Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей). Любители кино уже давно обратили внимание на то, что стержневой сюжет едва ли не самой известной кинодилогии с участием Ришара («Высокий блондин в черном ботинке» и «Возвращение высокого блондина») близок к фабуле знаменитого иронического триллера Хичкока «К северу через северо-запад» (1958). Как и скромный ришаровский скрипач Франсуа Перрен, рекламный агент Роджер Торнхилл (его роль исполнил Кэри Грант) в силу ряда внешних обстоятельств принят за шпиона, и герою предстоит выпутываться из сетей окружающих спецслужб...

Было бы несправедливым не упомянуть в нашем сегодняшнем обзоре и российско-советских актеров-юбиляров. Так, 30 августа исполнилось бы 75 лет со дня рождения любимца Андрея Тарковского Анатолия (Отто) Солоницына. Как известно, Тарковский высоко оценивал ленты Хичкока и немало у него перенял - особенно это заметно в картине «Сталкер», где Солоницын сыграл одну из ролей. Долгий проход его героя по трубе - бесспорно самая «хичкоковская» сцена в фильме. «Мистическое ожидание неизбежного, смутная тревога и страх держат зрителя в постоянном напряжении», - читаем в одной из киноведческих статей об этом эпизоде...

И последнее: говоря о Хичкоке в контексте советского кино, никак нельзя обойти молчанием отечественный сериал «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова проявила себя достойным последователем автора триллеров «Дурная слава» и «Топаз» (где тоже, кстати, герои весь фильм ищут советского резидента), а в ряде сцен продемонстрировала наилучшие примеры саспенса. Не забыли знаменитое «Штирлиц идет по коридору»? Эту фразу, кстати, произносит адъютант Мюллера Шольц - роль его, если помните, сыграл Лаврентий Емельянович Масоха («Большая жизнь», «Разведчики», «Их знали только в лицо» и др.). 23 августа исполняется ровно 100 лет со дня рождения этого актера.

Обсудить статью в ЖЖ