Ровно 10 лет назад, в апреле 2008 года, незастроенная территория возле села Сабуровка в 20 километрах севернее Саратова была выбрана среди прочих претендентов под возведение нового регионального аэропорта. За эти 10 лет местные и федеральные чиновники, а также представители участвующих в проекте бизнес-структур много раз делали уверенные заявления по срокам сдачи нового аэропорта в эксплуатацию. А потом эти сроки переносили. Ретроспектива публичных обещаний выглядит следующим образом.
Срок №1: сдача первой очереди - начало 2012 года, сдача второй — 2014 год
В 2008-м, когда специальная отборочная комиссия присудила победу Сабуровке (отсеяв 6 других территорий-претендентов), будущее России и любого ее крупного города, включая Саратов, казалось прекрасным и удивительным. Причины такого оптимизма понятны, но из нашего настоящего их довольно сложно воспринимать без зависти.
Баррель нефти Brent стоил более 110-ти долларов, а доллар в российских банках - 23 рубля. (Через месяц, в мае того же года, нефть уже зашкаливала за отметку 130 долларов и многие считали, что это не предел).
На волне такого оптимизма и в ситуации, которую в нашей стране принято характеризовать фразой "ни коня, ни воза", саратовские чиновники зачем-то решили наобещать, что новый аэропорт будет полностью сдан уже в 2014-м. Как писал Пушкин, "счастье было так возможно, так близко". Но, увы, не сбылось.
Срок №2: "к 2015-му году"
В 2009-м, после грандиозного обвала ипотечных бумаг в США, начался глобальный экономический кризис, и про аэропорт на время забыли.
В мае 2011-го, на коллегии областного министерства транспорта были обнародованы обещания о том, что новый авиатранспортный узел появится в Саратове "к 2015 году". Но первый камень в основание будущей воздушной гавани заложили лишь следующей осенью и спустя через четыре года после выбора площадки — в октябре 2012-го.
Срок №3: "По оптимистическим подсчетам – это 2016 год, по пессимистическим – конец 2016-го года"
В 2013 году, спустя 5 лет после выбора площадки и завершения проектирования нового аэродрома в Сабуровке вдруг обнаружилось, что взлетно-посадочная полоса (ВПП) слишком коротка для приема широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов (типа Boeing 767). Эта новость вызвала, мягко говоря, недоумение у многих саратовцев. Ведь сравнительно небольшие размеры ВПП действующего саратовского аэродрома были и остаются одной из главных причин, по которым строительство нового аэропорта вообще и было затеяно. Действующую полосу нельзя удлинить, что делает невозможным прием многих типов современных самолётов. Если бы параметры нового аэродрома вовремя не скорректировали, Саратов получил бы в Сабуровке что-то похожее на действующий аэропорт, но только за очень большие деньги.
Тогда, весной 2013 года, строительство аэропорта в областном правительстве курировал заместитель губернатора по инфраструктурным проектам Юрий Моисеев. Выступая 19 апреля в эфире радиостанции "Эхо Москвы в Саратове", на вопрос о том, когда же, по его подсчетам, начнет работать аэропорт в Сабуровке, Моисеев заявил: "По оптимистическим – это 2016 год, по пессимистическим – конец 2016-го года".
Срок №4: август/сентябрь 2017 года
Через полгода, в октябре 2013-го, еще в должности зампредседателя правительства Юрий Моисеев на презентации проекта в Облдуме сообщил о том, что строительство аэропортового комплекса планируется завершить в сентябре 2017 года.
Еще через полгода, в апреле 2014-го, и уже в статусе исполнительного директора ОАО "СарАэро-Инвест" Моисеев заявил на пресс-конференции, что сроки сдачи нового саратовского аэропорта "сдвигаются с января на август 2017 года". (Из чего можно по меньшей мере сделать вывод о том, что срок "январь 2017 года" тоже обсуждался и возможно даже был одно время принят как целевой ориентир).
Срок №5: октябрь/4-й квартал 2017 года
В течение следующего года "август 2017-го" постепенно превратился сначала в "октябрь 2017-го", а потом в "четвертый квартал".
Летом 2015-го в Саратов посмотреть на стройку приехал глава Росавиации Александр Нерадько. В ходе брифинга зампредседателя областного правительства Василий Разделкин, курирующий проект, сообщил, что "сроки изменять никто не намерен" и "срок сдачи аэропорта остается прежним – октябрь 2017 года".
Еще через пару месяцев после заседания областного правительства все тот же Разделкин рассказал журналистам, что сроки сдачи объекта "прежние - четвертый квартал 2017 года".
В этом месте ретроспективы уже сложно не отделаться от ощущения, что под словосочетанием "прежние сроки" местные чиновники понимают то ли "гибкие", то ли "постоянно изменяющиеся".
Срок №6: декабрь 2018 года
Накануне наступления 2016 года областные чиновники сообщали, что сроки завершения проекта снова переносятся. На этот раз - на 2018 год.
Еще через год, в декабре 2016-го, после совещания в Москве с участием спикера Госдумы Вячеслава Володин, главы Росавиации Александр Нерадько и представителей инвестора, группы компаний "Ренова", губернатор Радаев уверенно называл новый "контрольный срок". "Я поздравляю всех жителей Саратовской области с подтверждением о том, что аэропорт в Саратове будет до декабря 2018 года", – заявил Радаев.
Формально до декабря еще остается более полугода. Но уже сделанные более поздние заявления заставляют сделать вывод, что и этот срок тоже, по сути, перенесен. Так, в феврале прошлого года на форуме в Сочи, генеральный директор АО УК "Аэропорты Регионов" (входит в группу "Ренова") Евгений Чудновский анонсировал, что строительная часть проекта будет закончена к концу 2018 года, а авиарейсы из нового аэропорта стартуют не раньше марта 2019 года.
В октябре прошлого года спикер ГД Вячеслав Володин, говоря о будущем аэропорте, предложил: "Давайте вводить без привязки к датам". Но уже через полгода, в марте, на саратовском экономическом форуме высказался о сроках намного более конкретно. Осматривая выставку инвестиционных проектов с членами корейской делегации, он заявил гостям, что их следующий визит начнется с нового аэропорта. Володин предположил, что он будет открыт в 2019 году на День космонавтики.
Многие местные СМИ и сайты никакого предположения или пожелания в словах спикера не увидели и в заголовках написали прямо: дата открытия аэропорта в Сабуровке - 12 апреля 2019 года.
***
Обозначать временные границы, конечно, нужно - это всех дисциплинирует. Но постоянный (если не сказать регулярный) перенос сроков сдачи нового саратовского аэропорта и нереалистичные обещания заставляют задуматься об ответственности и менеджерских талантах тех, кто их делает. Как говорят в нашей стране, "за язык никто не тянет". Еще хуже, если теперь "под дату", для эффектного сочетания повода и названия строителей в худших советских традициях заставят "гнать объемы", жертвуя качеством.
В любом случае, ждать вроде бы осталось уже недолго. Ну, а если не будут успевать открыть аэропорт "Гагарин" к Дню космонавтики-2019, то срок еще перенесут. И мы еще подождем. Саратовцы - люди терпеливые.