Дело техники: почему Саратов может окончательно утонуть в снегу и нечистотах, и никто его уже не спасет

Дело техники: почему Саратов может окончательно утонуть в снегу и нечистотах, и никто его уже не спасет
© ИА «Версия-Саратов»

Более 200 единиц городской специализированной техники из имеющихся 360-ти могут в ближайшее время уйти за долги одного банкротящегося МУПа. Это значит, что чистить Саратов от снега и пыли будет просто нечем. То есть ситуация, которую с уборкой города мы наблюдаем сейчас, станет хуже раза в 1,5-2. Что случилось, как так вышло и какие меры предпринимает муниципальная власть во главе с Михаилом Исаевым, чтобы все исправить?

 

Спасали как могли

Все началось с банкротства МУП «Городские дороги плюс». Это долгая история, процесс тянется уже пятый год и нельзя сказать, что градоначальники ничего не делали для сохранения городского имущества в руках муниципалитета.

Первым делом, когда процедура банкротства коммунального МУПа только-только стартовала в Арбитражном суде Саратовской области, городской комитет по управлению имуществом вывел всю спецтехнику (транспортные средства и самоходные машины: грейдеры, мусоровозы, камазы с щётками и т. п., кстати, одна снегоплавильная машина там тоже есть) из Гордорплюс в МБУ «Служба благоустройства города», МУП «Дорожник Заводского района» и МБУ «Дорстрой».

Казалось бы, городская власть имеет на это право. «Городские дороги плюс» — предприятие муниципальное. Техника, находившаяся в его хозяйственном ведении, принадлежит муниципалитету. Следовательно, администрация города на правах собственника движимого имущества вольна распоряжаться им как захочет.

 

DSC_0337

 

С точки зрения логики — все верно. С точки зрения закона — есть нюанс. И не один. Муниципалитет, как потом выяснилось в арбитражном суде, не имел права забирать какое-либо имущество у действующего унитарного предприятия. Ни при каких обстоятельствах. Так как лишил бы коммунальную организацию возможности исполнять свои основные функции.

Изъять можно было только лишнюю, неиспользуемую или используемую не по назначению технику. И то, лишь в том случае, если бы она принадлежала МУПу на правах оперативного управления, а не хозяйственного ведения, как в ситуации с Гордорплюсом.

Добровольно отказаться от техники муниципальное предприятие, оказывается, тоже не имеет права. Вручили — работай.

 

Деньгами или натурой

Об этих тонкостях законодательства, видимо, был хорошо осведомлен конкурсный управляющий МУП «Городские дороги плюс» Алексей Кручинин, подавший в 2015 году в Арбитражный суд иск о признании недействительными сделок с передачей имущества из одного МУПа в три другие муниципальные организации. А вот специалисты комитета по управлению имуществом администрации города Саратова чего-то, вероятно, в законах не знали. Поэтому муниципалитет и проиграл в судебном споре.

В июле 2018 года Арбитражный суд Саратовской области вынес решение о признании сделок по прекращению права хозяйственного ведения МУП «Городские дороги плюс» на движимое имущество, оформленных распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова, недействительными.

Как пояснил нам Дмитрий Ежов, сменивший в апреле 2018 года Алексея Кручинина в качестве конкурсного управляющего в МУП «Гордорплюс», в общей сложности в ведение унитарного предприятия должны вернуться 204 единицы специализированной техники.

— В решении суда были одновременно применены и реституция, и виндикация. То есть, когда суд признает сделку недействительной, он обязывает стороны вернуть друг другу то, что они по сделке получили. «Городские дороги плюс» по этой сделке ничего не получили. Соответственно они ничего не должны никому возвращать, — объясняет Дмитрий Ежов. —  А вот им муниципалитет обязан технику вернуть. В случае невозможности возврата имущества в натуре, суд обязывает муниципалитет возместить материальный ущерб. То есть выплатить деньги. В сумме это порядка 152 миллионов рублей. То есть тут возможны варианты: что быстрее исполнится — или деньги, или техника. Пока мы не получили ничего, но если это все-таки  будет техника, то она будет включена в конкурсную массу и выставлена на торги для того, чтобы рассчитаться с кредиторами МУПа.

 

DSC_0798

 

Администрация города пыталась обжаловать это решение в апелляционном суде, но снова проиграла. В октябре 2018 года апелляционная инстанция оставила его в силе. Кассационную жалобу муниципалитета на решение Арбитражного суда Саратовской области и постановление апелляционной инстанции в декабре вообще не стали рассматривать. Как ясно из определения Арбитражного суда Поволжского округа, саратовская мэрия пропустила срок подачи жалобы примерно на три недели.

 

Туманное завтра

Мы спросили у муниципалитета — как так вышло, наказаны ли виновные в нарушении сроков обжалования судьбоносного судебного решения и что, собственно, город намеревается предпринять теперь.

Устно и анонимно чиновники признались, что ситуация со спецтехникой для города сложилась, мягко говоря, непростая. Но тут же заверили, что специалисты администрации  упорно ищут выход из нее.

— Судебные разбирательства еще не закончились, дело ведь можно и до Верховного суда довести. Поэтому технику в Гордорплюс пока не возвращают. Она продолжает использоваться и сейчас, на уборке города от снега в том числе. Но варианты по сохранению техники за городом рассматриваются разные, вплоть до выкупа, — сообщил нам один из муниципальных чиновников, знакомый с вопросом.

А вот в ответе на письменный запрос за подписью замглавы администрации по городскому хозяйству Максима Сиденко нам сообщили, что кассационные жалобы муниципалитета на решения областного арбитража и двенадцатого апелляционного суда окружным судом в Казани всё-таки были приняты к рассмотрению. Поэтому наказывать некого, право на обжалование у муниципалитета по-прежнему есть и реализовано оно будет уже буквально 15 января 2019 года.

Выяснилось, что администрация Саратова подала сразу несколько кассационных жалоб на одни и те же не устраивающие её судебные решения. Одну от имени непосредственно администрации, вторую — от комитета по управлению имуществом, и еще одну — от лица комитета по финансам. Что это было — хитрый ход или несогласованность действий структурных подразделений муниципалитета — пока не ясно. Но что бы ни было, оно сыграло на руку саратовским властям. К рассмотрению в окружном арбитраже приняли кассационные жалобы комитета по финансам и администрации, объединив их в одно дело и назначив заседание на 15 января.

 

DSC_1192

 

По словам конкурсного управляющего МУП «Городские дороги плюс» Дмитрия Ежова, в том как разрешится это дело очень многое зависит от позиции городских властей.

— Дело в том, что решение Арбитражного суда Саратовской области уже вступило в силу. Просто пока дело в Казани нам не могут выдать исполнительные листы. Если по итогам рассмотрения дела в кассационной инстанции все остается без изменений, то в конце января исполнительные листы уже будут, и я буду обязан предъявить их к исполнению, — говорит Дмитрий Ежов.

Вариантов развития событий в дальнейшем, как мы видим, немного. Либо в окружном суде случится чудо, и вывод спецтехники из банкротящегося предприятия узаконят в ущерб кредиторам. Тогда город выдохнет, а горожане получат шанс не закопаться в снегу и нечистотах окончательно. Либо оставят без изменений решения предыдущих инстанций. И тогда городу придется выбирать: отдать 150 миллионов рублей банкротящемуся МУПу сразу или вернуть технику, а потом за те же или большие деньги выкупать ее обратно.

 

И кстати. Как в Саратове дела с уборочной техникой?

Как рассказали в администрации, сейчас в городе в общей сложности 361 единица коммунально-дорожной спецтехники. Из них 273 машины используются для уборки улиц от снега и вообще для содержания городских дорог зимой. При этом все машины значительно изношены и требуют ремонта. Так ежедневно в ремонте находятся в среднем около 50 машин. 25 единицам спецтехники требуется капитальный ремонт.

У главы администрации Михаила Исаева еще более удручающие данные. По его словам, сейчас на расчистку снежных завалов выходит всего 150 единиц техники, и 20-30 единиц возвращается из-за поломок.

 

колонна

 

Потребность города в специализированной технике имеющиеся машины закрывают примерно на 60 процентов. Всего Саратову нужно 536 единиц. Из них 300-350 единиц только снегоуборочных машин.

Возможностей для приобретения спецтехники в полном объеме у муниципалитета нет. В 2018 году сумели приобрести только 74 единицы. С радостью принимают потрепанную технику из других городов побогаче.