День "спасибо": как саратовские благотворители творят добро за государство

День мецената и благотворителя в России отмечают с 2006 года. Идея праздника родилась в Петербурге в Государственном Эрмитаже. Там же появилось и второе неофициальное название — День "спасибо". 13 апреля в Эрмитаже проходят презентации самых разных благотворительных проектов. Праздник, конечно, не государственный, но в Петербурге отмечается с размахом. Саратовские меценаты об этом празднике не знают. Впрочем, как сами они отмечают, благотворительность в нашем городе совсем другая, не такая, как в Москве и Петербурге. Мы поговорили с тремя саратовскими благотворителями и узнали, с готовностью ли саратовцы отзываются на просьбы о помощи.

Председатель правления Саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда "Савва" Ольга Коргунова говорит, что меценатства в Саратове было больше даже в трудные 90-е. Сейчас же осталось совсем немного людей и организаций, которые продолжают на постоянной основе помогать детям, инвалидам и нуждающимся семьям.

"Но зато сейчас это перерастает, как мне кажется, в правильную благотворительность, - уверена общественница. - Многие частные лица хотят напрямую помогать тем, кто нуждается. У нас есть благотворители, которые считают, что раз они хорошо живут, то значит это их долг — помогать другим. Мне нравится, когда мне звонят люди и говорят: "Я мог бы помогать какой-нибудь семье, дайте контакты".

Например, у меня есть многодетная семья в очень тяжелом положении. Позвонил человек, сказал, что готов помогать. И я дала их телефон. Предупредила, что лучше привозить какие-то продукты, вещи, подгузники, но не давать наличных денег, потому что они могут уйти на пиво. И вот человек всем этим занимался. Наша посредническая деятельность порой очень удачная".

По словам Ольги Коргуновой, у нас до сих пор принято помогать в основном "на мыло и валенки", а не жертвовать средства, например, на экологические проекты. "Люди не готовы помогать самой общественной организации осуществлять какие-то проекты, проводить субботники, пока еще не созрели для этого, - уверяет глава "Саввы". - У нас в Саратове благотворительные фонды очень бедные, они выживают обычно только за счет президентских грантов.

У нас сейчас есть грант на проект "Экотория". Мы ездим в районы и пытаемся повысить уровень экологических знаний у молодежи. Вовлекаем подростков в активную практическую деятельность, которая направлена на решение экологических проблем именно их района".

Фонд "Савва" реализует проект "Экотория" в семи муниципальных районах области. Например, там выбраны школы, на базе которых сформированы "экопатрули". Школьники проводят субботники, принимают участие в экологических акциях, занимаются социальным проектированием. Помимо этого постоянно проходят конференции, тренинги и семинары для подростков.

савва.jpg

"Пока у благотворительного фонда есть грант, он может безбедно работать год или два, - продолжает Ольга Коргунова. - А потом опять приходится перебиваться кое-как. Вот в Базарном Карабулаке есть детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Моя коллега в ближайшее время повезет туда одежду секонд-хэнд, которую ей передали. То есть понимаете, без гранта фонд уже помогает по возможности. Мы не фонд Чулпан Хаматовой, и благотворительность у нас немножко другая. Благотворители другие".

Саратовская благотворительность в чистом виде — это, по словам Коргуновой, праздники для детей, сбор необходимых вещей и одежды, билеты в театр, хозтовары и канцтовары, игрушки и книги.

"Но собирать с миру по нитке для конкретных людей — это тоже здорово, - уверена общественница. - У меня эта тема вообще благодатная. Детям помогают, животным помогают. Кстати, если верить мировой статистике, в первую очередь люди откликаются на помощь животным, на втором месте — дети, многодетные семьи, инвалиды. Потом идут уже старики. В Саратове та же самая ситуация".

Очень часто в фонд обращаются родители с просьбой помочь деньгами на лечение ребенка. "Например, просят помочь отправить ребенка на лечение в Израиль, - говорит Ольга Коргунова. - При этом люди даже не пытаются идти за квотой в минздрав. Я общалась с сотрудниками министерства. Они говорят, что часто видят, как в интернете собирают на лечение конкретному ребенку, которому по квоте могут помочь в России. И при этом в минздраве не имеют права даже позвонить этим людям и пригласить их в отдел квот. И я чуть ли не каждый день звоню в такие семьи и объясняю, что можно прийти в минздрав и уже на следующий день улететь на лечение в Москву. Семья больного ребенка может сама выбрать город, в котором хочет получить помощь: Питер, Москва, Казань и так далее. И минздрав оформит квоту именно туда. Случаев, когда не могут оказать помощь именно в России, на самом деле не так много".

По словам общественницы, по квоте можно получить необходимое лечение даже в  московском центре нейрохирургии имени академика Бурденко. Например, совсем недавно туда на операцию уехала школьница с опухолью головного мозга из Ровенского района.

"Да, нужно справки собрать и похлопотать, но это быстрее чем собрать денег на Израиль, - считает Коргунова. - Наши клиники уже достигли хорошего уровня, они могут предложить качественное лечение. Но люди думают иначе. Они видят, как по телевизору собирают деньги кому-то на лечение и думают, а дай-ка мы тоже попробуем так".

Один из последних примеров — звонок в "Савву" с просьбой помочь приобрести коляску для ребенка с ДЦП. "Я сразу спросила, а обращались ли родители в министерство социального развития, - вспоминает Коргунова. - Говорят, что не обращались. Но с инвалидными колясками сейчас вообще нет никаких проблем. Встаешь на учет и получаешь ее. Еще звонили и просили денег на реабилитацию ребенка с ДЦП в центре в Воронеже. А в наш прекрасный бесплатный реабилитационный центр для детей с ДЦП, где есть бассейн, великолепные массажисты и плюс питание на целый день, люди даже не обращались. Почему? А потому что кто-то им сказал, что в Воронеже хороший центр. Но когда просят денег на лечение в Израиле или Германии, я сразу предлагаю обращаться в крупные финансовые организации, потому что ни одна саратовская общественная организация такую поездку оплатить не сможет никогда. Здесь помогут только банки и нефть с газом. Правда, сейчас директора стали закрываться от таких семей и просьб. Раньше, я помню, много помогали. А сейчас семья не может прорваться к руководству, как правило".

Семей, которые собирают деньги на лечение близких, не рассчитывая на государственные квоты и отечественную медицину, в России много. Человеку, который хоть раз сталкивался с государственной машиной и российским здравоохранением, очень легко понять это желание увести близкого человека за границу, туда, где совсем другой уровень и отношение.

Впрочем, зачастую большие деньги нужны и на лечение в России, несмотря на все те квоты, о которых говорит Ольга Коргунова. Сборов на лечение в интернете множество. И тут на помощь людям приходят федеральные благотворительные фонды. Их довольно много, и абсолютно каждый может стать благотворителем, перечисляя в такой фонд небольшие суммы. Тот самый принцип "с миру по нитке".

Фонд "Клуб добряков" вырос из профиля Маши Субанты в Инстаграм. На сайте фонда говорится, что сегодня он объединяет больше 55 тысяч благотворителей-"добряков". Первое время Маша делилась на своей странице в Инстаграм проверенными историями нуждающихся в помощи детей. Подписчики помогали им напрямую. Теперь у фонда свой счет, на котором аккумулируются пожертвования. Эти средства идут на лечение конкретных малышей, чьи истории можно прочитать в профиле Маши и на сайте "Клуба добряков".

С каждым годом "добряков" становится все больше. Так, на сайте фонда есть следующая статистика: в 2015 году лечение и медоборудование получили 78 детей и взрослых, в 2016 уже 164 человека, а в 2017 удалось не только помочь 128 нуждающимся, но и открыть волонтерские отделения клуба в 30 городах России. В Саратовской области тоже есть отделение "Клуба добряков".

"Саратовская область присоединилась к клубу в декабре, - рассказывает волонтер фонда Елена Кулиньш. – Сейчас помимо организации адресной помощи конкретным семьям и приютам, мы занимаемся таким проектом, как "Коробка храбрости". Его суть в следующем. В пяти детских больницах Саратовской области в процедурных кабинетах установлены специальные коробки с игрушками. Ребенок, которому предстоит сложная и неприятная процедура, может после нее выбрать себе награду за храбрость в виде игрушки. Такие коробки очень помогают. Дети легче соглашаются на процедуры".

коробка храбрости.jpg

Все игрушки в "коробках храбрости" новые. Волонтеры даже составили список того, что разрешено передавать в больницу. Это маленькие машинки, куколки, фигурки животных, маленькие наборы конструкторов, детские фонарики, пальчиковые игрушки, раскраски, фломастеры и наборы для творчества. А вот мягкие, бьющиеся, непрочные, острые игрушки и косметику в больнице не примут.

Сейчас такие коробки стоят в саратовской областной детской больнице, в 5-й детской инфекционной больнице, в детском отделении клиники глазных болезней СГМУ, в детском отделении энгельсской городской больницы № 1 и в энгельсской детской больнице. Игрушки для "коробок храбрости" пока можно принести только в 12 точек в Саратове и Энгельсе. В этом списке есть и фитнес клубы, и кафе, и заводы, и салоны оптики, и школы.

"В ближайшее время при поддержке администрации Заводского района города к акции присоединятся многие школы этого района, - рассказывает волонтер Светлана Ковальская. – Все это делается, конечно, с разрешения руководства школ. У нас уже есть очень хороший опыт сбора игрушек в школах. В лицее № 62 ученики четвертого класса рассказывали в других классах о нашей акции и о том, как каждый может помочь маленькому ребенку и скрасить тяжелые дни пребывания в больнице. Ребята откликнулись, и удалось собрать очень много игрушек. Потом дети сами ездили в больницу и передавали эти игрушки медперсоналу".

По словам волонтеров, медицинский персонал очень хорошо принял "коробки храбрости". Они помогают не только малышам, которые подолгу лежат в больнице, легче переносить тяжелые процедуры, но и самим медсестрам, ведь теперь им проще уговорить ребенка быть храбрым и потерпеть.

"Нам сейчас очень не хватает волонтерской помощи, - говорит Светлана Ковальская. - Не всегда хватает рук, чтобы просто отвезти игрушки в больницу. Ведь это нужно делать с определенной периодичностью. Например, звонят из больницы, говорят, что закончились игрушки, а отвезти туда новую коробку некому".

Делами саратовского отделения "Клуба добряков" Светлана и Елена, как и другие волонтеры, занимаются в свободное от работы время. Это деятельность, разумеется, никак не оплачивается.

"У нас есть основная группа в социальных сетях, где обсуждаются все проекты фонда по всем областям, - рассказывает Елена. - Люди находят нас через соцсети, спрашивают, чем помочь. На своих страничках мы публикуем информацию о сборах для детей со всей страны. Но деньги люди переводят не кому-то из нас на карту, а на счет фонда. Эти средства распределяются в порядке очередности подачи заявки. Просьбы о помощи, как правило, оставляют на сайте. Каждую заявку руководство фонда тщательно проверяет".

Помимо "коробки храбрости" саратовские "добряки" занимаются и другой благотворительной деятельностью. Например, недавно они собрали необходимые вещи для приюта "Надежда" в Энгельсе и помогли семье из Калининска, попавшей в трудное положение. "Если мы видим, что человек в беде, мы поможем", - говорит Елена. "Добрые дела можно делать легко и приятно, подобно полезной привычке, которая однажды входит в жизнь", - добавляет Светлана.

1.jpg

Очень часто создается впечатление, что ту работу, которую должно выполнять государство, взваливают на свои плечи обычные люди, не имеющие никакого отношения к чиновничьему аппарату. Всем миром люди собирают на лечение детей, на помощь многодетным семьям, попавшим в трудную ситуацию, на вещи для малышей из детских домов. Перевести благотворительному фонду 100 или 500 рублей, не вставая с дивана, довольно просто, а польза от такого дела очевидна.

Визажист и блогер Елена смогла за два дня собрать внушительную сумму сразу для двух детских домов – саратовского дома ребенка и марксовского дома ребенка для детей с заболеваниями ЦНС и нарушением психики.

"Я решила организовать сбор из-за трагедии, которая произошла в Кемерово, - объясняет Елена. - У нас в городе тогда решили провести акцию с белыми шарами и фотографированием. Мне подобная акция показалась не очень понятной. И я подумала, что оказать реальную помощь и поддержку детям будет лучше. Мы с мужем решили, что поможем дому малютки. Узнаем, что им требуется и привезем. А уже позже я подумала, а почему бы не предложить эту идею моим подписчикам в Инстаграм, возможно, кто-то еще захочет присоединиться к нам. Но такой реакции я не ожидала".

На призыв Лены откликнулось больше 250 человек. В основном люди делали денежные переводы, но были и те, кто привозил нужные вещи. Дому ребенка требовались памперсы, средства гигиены, носки и колготки.

"В основном переводы были по 100, 200, 300, 500 рублей, - рассказывает Елена. - Было два крупных перевода – 2,5 тысячи и 5 тысяч рублей. Всего мы собрали больше 132 тысяч, и это только за два дня. Во время этого сбора мне в комментариях одна девушка написала, что в больнице в Саратове лежит четырехлетний мальчик из марксовского детдома, и у него вообще ничего нет, и никто ему не привезет. В больнице он уже три месяца.

Муж связался с этой девушкой, спросил, как помочь. Позвонил в больницу, узнал, действительно ли там лежит этот мальчик и в чем он нуждается. В итоге из собранных денег мы выделили небольшую сумму и купили для малыша памперсы, пюре, соки, карандаши и альбомы.

Уже в больнице пообщались с волонтерами организации "Милосердие", которые рассказали нам о нем. Волонтеры приезжают в больницы к детям из детдомов и проводят с ними целый день, помогая им. От них мы и узнали про детдом в Марксе, куда со всей области привозят детей с заболеваниями ЦНС и нарушениями психики. Там тяжелая ситуация. Поэтому, когда мы уже закупили все необходимое для дома малютки и поняли, что денег еще достаточно, мы сделали закупку для детей в Маркс. Купили то, о чем просили сотрудники детского дома – подгузники и бытовую химию. Еще нас попросили купить медикаменты. В доме малютки просили средства для носа, для глаз, а в Марксе сказали, что больше всего нужны "Бепантен" и присыпки".

Все это Елена и ее подписчики передали детям. Врачи саратовского дома малютки провели опись того, что им привезли, и одних только подгузников оказалось больше двух тысяч. В блоге Елены есть фотографии, которые прислали ей воспитатели. На них малыши радуются подаркам.

"Я понимаю, что так много людей откликнулись и помогли из-за трагедии в Кемерово, она никого не оставила равнодушным, - говорит Елена. - Я не знаю, сколько человек отзовется в следующий раз, но надеюсь, что ко Дню защиты детей получится организовать еще один сбор. Но есть и оборотная сторона. Как только люди увидели, что у меня получилось так быстро собрать нужную дому малютки помощь, у меня выросло в несколько раз количество просьб опубликовать информацию о сборе для конкретных детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении. У меня всегда были такие просьбы. Но я никогда их не размещала, потому что я, во-первых, сама не могу проверить, действительно ли нужна помощь этому ребенку или это мошенники. А во-вторых, я не смогу разместить все просьбы, а выбирать, чью информацию опубликовать, а чью нет, было бы некорректно. А сейчас таких просьб стало еще больше. И вот на фоне благого дела, ты получаешь негатив и претензии: а почему не размещаете наши просьбы. Но я для себя решила, что буду заниматься только конкретной помощью: узнали, что нужно, купили и передали. Так я точно знаю, что наша помощь ушла туда, куда нужно".

По статистике благотворительных фондов, в последние годы люди охотно помогают тем, кто нуждается, а доверие к самим фондам растет. Правда, вместе с доверием растет и количество мошенников. Они, например, берут из открытых источников чужие медицинские документы и, выдавая себя за реального человека, нуждающегося в помощи, собирают деньги на лечение в интернете.

А в последнее время взломщики страниц в социальной сети "ВКонтакте" опробовали новый метод. Они рассылали от имени человека, чей профиль был взломан, сообщения примерно следующего содержания: "У меня беда. Все подробности на стене". На страничке этого человека можно было прочитать историю о том, как его близкий родственник попал в страшное ДТП. Теперь требуется срочная операция, на которую нет денег. Здесь же указывалось, куда можно перевести "хоть 100 рублей".

На сайтах некоторых благотворительных фондов есть инструкции, как не попасться на крючок мошенников. Например, история мошенников, как правило, очень эмоциональна, они давят на жалость и стараются вызвать у читателя желание моментально перевести деньги. Сюжет один: лечение нужно срочно, причем за границей, потому что в России врачи разводят руками и ничем помочь не могут. Если мошенникам начать задавать логичные вопросы о том, почему выбрана именно такая клиника и где можно посмотреть медицинские документы, на вас, скорее всего, накинуться с упреками, мол, как так можно, там ребенок умирает, а вы тут вопросы задаете.

Человека или фонд, которые действительно собирают деньги для реального ребенка, всегда легко проверить. Мошенники стараются вообще не давать отчетов о тратах и о том, почему требуется именно такая сумма денег. В благотворительных фондах советуют думать, прежде чем помогать, потому что бездумная помощь порой лишь на руку мошенникам.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции