Праздник
Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Его учредила Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации (ВТО) в 1979 году в испанском городе Торремолинос. Главной целью праздника является продвижение туризма и культурных связей между странами.
Туризм является одним из самых распространённых видов здорового отдыха. В этот день можно поздравлять всех, кто связан с туризмом и путешествиями: экскурсоводов, туроператоров, работников отелей и гостиниц. Туризм становится все более популярен во всех уголках земного шара, власти разных стран стремятся максимально упростить процедуру для въезда и выезда за границу. В этот день традиционно проходят мероприятия, призванные популяризировать этот вид отдыха: турслёты, различные фестивали, выставки и презентации.
Темой Всемирного дня туриста в 2016 году, определяемой ООН ежегодно, стало: "Туризм для всех — поощрение всеобщей доступности туризма". Праздник призван подчеркнуть необходимость улучшений доступности в туристической сфере для семей с маленькими детьми, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.
Изобретение
Ровно 215 лет назад, 27 сентября 1801 года, русскому царю Александру I был представлен первый в мире двухколёсный велосипед. Изобрёл его Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода.
Идея велосипеда была не нова, задолго до Артамонова разрабатывались самые разные конструкции, но русский крепостной изобретатель был первым, кто изобрёл именно двухколёсный велосипед. Транспортное средство было цельнометаллическим, с рамой, а также имело педали.
Ефим Артамонов родился 1 ноября 1776 года в семье мастера по строительству барж и с детства начал помогать отцу. Когда мальчику было 14 лет, его отца отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, а самого Ефима - на демидовский Нижнетагильский завод. Ему часто приходилось ходить пешком от Нижнего Тагила до Старо-Уткинской пристани и обратно (расстояние между ними превышает 80 км). Не исключено, что это и сподвигло изобретателя на разработку простого двухколёсного транспортного средства.
Спустя 10 лет, 2 августа 1800 года "холоп Ефимка Михеев сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка ездил на диковинном самокате по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые". Однако же хозяин Нижнетагильского завода граф Всеволожский был так впечатлён необычным транспортным средством, что выписал Артамонову паспорт и отправил в Москву на коронацию Александра I. Куда Ефим Артамонов отправился на своём велосипеде со средней скоростью 12 вёрст в час, что примерно соответствовало скорости движения запряжённых лошадьми саней и даже несколько превышало скорость передвижения обычных колёсных телег.
Александру I изобретение настолько понравилось, что он дал талантливому изобретателю вольную. До конца жизни Ефим Артамонов (умер в 1841 году) пользовался своим двухколёсным транспортом. Велосипед пополнил царскую коллекцию редкостей, а потом был забыт. Некоторые исследователи вовсе считают историю изобретения Артамонова вымыслом.
Запатентован первый двухколёсный самокат, который назывался "машиной для бега", был в 1818 году немецким профессором бароном Карлом фон Дрезом. У него была деревянная рама и не было педалей. Педали и седло появились у велосипеда в 1839-1840 годах, добавить их в конструкцию придумал кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландии.
Приговор
В 1938 году, 27 сентября, к 10 годам заключения по статьям 58-7 (вредительство) и 58-11 (подготовка к совершению антисоветских преступлений) был приговорён талантливый советский конструктор, позже отправивший первого человека в космос, Сергей Павлович Королёв. Его арестовали 27 июня 1938 года как участника контрреволюционной троцкистской организации и оправили во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке. Королёва обвиняли в том, что с 1935 года он входил в тайную троцкистскую вредительскую организацию и проводил работу по срыву сдачи новых образцов вооружения для Красной армии. Пункты 58-7 и 58-11 были "расстрельными", так что приговор Королёву по тем временам считался "мягким". После нескольких месяцев в пересыльной тюрьме 31-летний "враг народа" 1 июня 1939 года был отправлен по этапу на Колыму.
Как позже вспоминали его соседи по лагерю, Сергей Павлович поражал заключённых и охранников тем, что каждое утро делал зарядку, а на все скептические замечания отвечал, что ещё надеется послужить своей стране. Из 500 заключенных лагеря Мальдяк на золотых приисках до весны дожили не более 100. О том, как удалось пережить ту зиму Королёву, исследователи его биографии выдвигают несколько версий. Согласно самой распространённой из них, его спас Михаил Усачёв, бывший директор Московского авиазавода, обвинённый в гибели легендарного пилота Чкалова. Усачёв, бывший боксёр и очень крепкий мужчина, первым делом "начистил морду" местному бандитскому авторитету и стал старостой лагеря. С Королёвым он был знаком по прежней долагерной жизни и распорядился устроить для него, от слабости и невыносимых условий труда уже не встающего с кровати, "дополнительное питание". Став главным конструктором в 60-е годы, Королёв нашёл его и взял на работу.
В 1939 году нарком НКВД Лаврентий Берия получил от Иосифа Сталина разрешение на пересмотр дел оборонных специалистов. В феврале 1941 года Королёв вернулся в Москву. Особое совещание после повторного суда приговорило его к 8 годам заключения и направило в московскую спецтюрьму-шарашку ЦКБ-29 НКВД под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Королёв участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и во многих других разработках. В 1942 году его перевели в другую тюремную шарашку при Казанском авиазаводе, где он разрабатывал ракетные двигатели нового типа для последующего применения их в авиации. Из тюрьмы Королёв вышел в 1944 году, реабилитирован был в апреле 1957 года.