Депутаты Саратовской областной думы не смогли определиться, как назвать будущий праздник в честь авиастроителей региона и стоит ли его создавать. Новую памятную дату обсудили сегодня на заседании комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике в Саратовской областной думе.
Коммунисты предложили отмечать День саратовских авиастроителей 28 октября — в дату, когда в воздух поднялся первый самолет Саратовского авиационного завода (САЗ).
«Саратовский авиационный завод был удостоен Ордена Ленина, Ордена трудового Красного знамени. В начале Великой Отечественной войны Саратовский авиазавод был одной из самых желанных целей для фашистов. В 1943 году немецкие бомбардировщики сбросили на него 100 фугасных бомб массой от 500 до 1000 кг. Было уничтожено 60% оборудования, сгорели 10 цехов, 15 работников завода погибли. 10 июня 43 года вышло постановление комитета обороны о восстановлении завода. А 13 сентября 1943 года завод начал выпускать столько же самолетов сколько и до налета. Устанавливая памятную дату, мы отдаем должное героическим достижениям работников завода», — отметил коммунист Владимир Есипов.
Его поддержал депутат Александр Анидалов (КПРФ).
«Завод давал много рабочих мест. В регионе до сих пор есть несколько предприятий, которые работают на авиационную промышленность. Их работников можно считать авиастроителями. Еще летают самолеты, которые выпускались на заводе. Этот праздник стимулирует анализировать ситуацию с САЗом, думать, почему завод закрылся, как нам восстановить его», — сказал Анидалов.
«Авиазавод объединял десятки тысяч профессионалов. Самолет — венец человеческого творения. Потеря САЗа — это преступление. А теперь нам говорят, что принятие закона нецелесообразно из-за полного прекращения работы САЗа!» — воскликнул Бондаренко.
Депутат Дмитрий Чернышевский («Единая Россия») заявил, что необходимо уточнить дату будущего праздника.
«Это важно. Если мы сделаем такое хорошее дело, а с датами не определимся, ситуация просядет. Придут люди и будут смеяться над нами. Скажут, что мы даже с датой не разобрались», — сказал Чернышевский. Он напомнил, что на данный момент не удалось подтвердить дату выпуска первого самолета в области.
«Мы делали запрос в Музей боевой и трудовой славы. Нам ответили, что утверждать дату нецелесообразно, так как завод развалили», — сообщил Анидалов.
«В Википедии написано, что первый самолет улетел с аэродрома САЗа 28 октября 1938 года. В Госархиве ответили, что ссылка на источник или архив, связанная с этой датой, отсутствует. Дата прозвучала в информации по истории завода, подготовленной к 80-летнему юбилею. Музей боевой и трудовой славы действительно считает утверждение такой памятной даты нецелесообразным. В музее краеведения указывают на отсутствие преемственности в развитии саратовского авиастроения. К тому же, с 15 августа 1956 года профессиональный праздник отмечают все авиастроители страны. В Госархиве предложили вспоминать достижения саратовского авиастроения в День города», — рассказала Лосина.
Она предложила учредить День предприятий оборонного комплекса области. «У нас есть „Крекинг“, есть завод щелочных аккумуляторов. Десятки предприятий. А день этот предлагаю отмечать 13 сентября, когда авиазавод после бомбежки и разрушений за 2,5 месяца восстановили завод тяжелейшим трудом и вышли на выпуск того же самого количества самолетов, как и до бомбежки», — сказала Лосина.
«Вы всегда против наших законопроектов», — обиделись коммунисты.
«А почему вы против других заводов?» — парировала Лосина.
«Немцы бомбили САЗ, и завод восстановился. А потом с заводом случилось то, чего Гитлер не смог сделать. Мы хотим разобраться в этом!» — воскликнул Бондаренко.
«А мы хотим почтить труд саратовских авиастроителей. У нас есть целые династии. Они на заводе имени Орджоникидзе и на „КБПА“ работают. Инициаторы хотят привязать к уничтожению САЗа. Мне это непонятно. Давайте почтим труд людей, а не завод», — призвал Дмитрий Пьяных (ЛДПР).
Первый замминистра промышленности и энергетики области Владимир Белгородцев заявил, что хочет увековечить память тружеников тыла — работников оборонных предприятий. «У нас было три десятка таких предприятий во время войны. Хорошая идея — учредить День тружеников авиастроения», — отметил чиновник.
«А авиастроители что, не труженики?» — возмутился Анидалов.
В итоге депутат Дмитрий Чернышевский вскочил с места и начал спорить с Бондаренко на повышенных тонах. Депутаты ругались из-за того, «кто развалил авиазавод» и обсуждали ситуацию на СЭПО. Разобрать их слова стало почти невозможно. Заседание рабочей группы было прервано.