В Саратове все чаще возникает проблема перевода детей из одной школы в другую. В редакцию неоднократно обращались родители с информацией о том, что школьников по той или иной причине отказывались зачислять, ссылаясь на нехватку мест и заполненность классов. Обычно это касается так называемых «элитных» школ, куда сложно попасть даже если родители ребенка проживают по месту «прописки». Или же просто школ, которые находятся в центре города — заполняемость в них всегда высокая. Желающих попасть туда много, а сами здания построены давно, далеки от современного архитектурного понимания школы и первоначально имели скромную вместимость.
Однако на днях нам рассказали о вопиющем случае равнодушия руководства учебного заведения. Источник ИА «Версия-Саратов» сообщил, что некая женщина два года безуспешно пыталась перевести дочь. Учебное заведение находилось ближе всего к ее дому. Два года ей отказывал лично директор, с которым она встречалась несколько раз.
Особенность ситуации в том, что муж женщины мобилизован на СВО и в данный момент находится на фронте, а женщина одна воспитывает ребенка. Причем она сообщила об этом директору школы, ссылаясь на то, что этот перевод облегчит ее жизнь, учебное заведение находится рядом с домом, следить за ребенком будет проще, беспокойства меньше. Директор стоял на своем, ситуация не сдвигалась с мертвой точки.
Нам удалось найти контакты этой женщины, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию. Она пожелала остаться неназванной, но полностью подтвердила историю.
«Мы два года пытались попасть в школу № 95. Директор не брал дочь. И это несмотря на то, что она — ребенок мобилизованного», — сообщила собеседница.
«Возможно, имела место личная неприязнь», — ответила она на вопрос о причинах такого отношения.
«А вы были до этого знакомы?» — спросил корреспондент ИА «Версия-Саратов».
«Нет. Тогда мы вообще впервые увиделись… Возможно, молодой, амбициозный…»
Мы не совсем поняли, что имела в виду наша собеседница, пока не зашли на сайт школы № 95. В разделе «Персоны» содержится информация о всех педагогах, в том числе и о директоре. Руководитель школы — Шанин Сергей Викторович, образование высшее, общий стаж работы 18 лет, квалификация — учитель физики, ученые степени и знания — кандидат педагогических наук, доцент. Вот, собственно, и вся биографическая справка.
Ни даты рождения, ни прежних мест работы. Есть еще фото — улыбающийся молодой мужчина. Причем, на сайте не указан даже возраст руководителя. Если предположить, что он начал трудовую деятельность сразу после окончания вуза, то ему приблизительно 38-39 лет.
Все, что удалось выяснить о Шанине из открытых источников, так это то, что он 25 марта 2010 года защищал кандидатскую диссертацию на тему «Подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности» в Балашовском институте (филиале СГУ им. Чернышевского). Еще, что он работал какое-то время заведующим кафедрой профессионального образования ГАУ ДПО «Саратовский институт развития образования». И это всё.
Нет информации, ни сколько времени Шанин проработал преподавателем в школе (и проработал ли вообще), ни с какого по какой период он занимал хоть какую-то административную должность (заведующий учебной частью), ни сколь долгая история его связывает конкретно со школой № 95. «Тёмная лошадка», назначенная на должность чиновниками от образования исходя из каких-то их соображений и представлений о руководителе учебного заведения.
Возможно, именно отсутствие опыта не позволило директору школы сориентироваться в определенной ситуации и принять адекватное решение. А сколько таких ситуаций было и будет за время его руководства? От таких решений зависит зачастую судьба детей, их будущее образование, карьера. Конкретно в нашем случае причина отказа была вообще непонятна.
«Мы подавали заявление, а нам отвечали, что мест нет. Правда, чуть позже мы узнали, что места все-таки были», — продолжила наша собеседница.
Спустя два года вопрос решился через вышестоящее руководство. Директор не вошел в положение, не вник в ситуацию, женщине пришлось идти другим путем. «Я позвонила на горячую линию по вопросам детей мобилизованных. Если вы оказались в похожей ситуации: ребенка не берут в школу или детский сад, — звоните туда. Мой вопрос решился. Информацию передали губернатору Бусаргину. Под его контролем через министерство образования всё было организовано. Сейчас у нас всё в порядке».
Почему молодой директор школы так упорно отказывал жене мобилизованного? Непонятно. Пока муж находится на линии соприкосновения, очевидно, что ей непросто одной заниматься ребенком, и такой маленький шаг навстречу явно бы облегчил ей жизнь.
«Позже я узнала, что на самом деле места были. Нам об этом классная руководительница сказала. Она спросила: «Что же вы в том году не перешли?». «Так ведь мест не было, “ — я ей ответила. Она так удивилась и сказала, что с этим проблем не было — места в классе были», — рассказала наша собеседница. — «Так получается, что пока по верхам не постучишь, то придется ждать до морковкина заговенья».
Эта история — просто пример, как решаются элементарные вопросы в саратовском образовании — практически никак. Человеку, находящемуся в непростой ситуации, пришлось подключить столичных чиновников, а затем губернатора и местное министерство, чтобы устроить дочь в школу. И все это административное бурление, нервотрепку, хождение по кабинетам можно было избежать, если бы руководитель сразу принял адекватное решение.
Возможно, его опыта и компетенции, несмотря на регалии и звания, не хватает, чтобы оперативно реагировать на элементарные ситуации? Каким образом этот молодой мужчина оказался на этой должности? Кто за него ходатайствовал? Возможно, этим людям стоит более ответственно подходить к подбору кадров.
Какие-то молодые люди появляются в городе на руководящих должностях в образовании, при этом нет никакой информации где и чем они раньше занимались, не публикуется их трудовой путь. Просим считать эту публикацию официальным обращением в городской комитет по образованию и министерство образования региона.